10 декабря 2018 20:03

Между ледниками, облаками, ущельями и горными стенами

Более 70 лет удивление и восхищение вызывает уникальная Фломская железная дорога в Норвегии. Ежегодно её посещают до 600 тыс. туристов со всего мира, в том числе – из России

Если рельсы по немыслимо крутой и лихо закрученной над горными скалами траектории поднимаются по ущельям над самым длинным и глубоким в Европе Согне-фьордом, а в открытое окно вагона шумно летят брызги водопада Кьёсфоссен – это значит, что обозреватель «Московского железнодорожника» находится на Фломской железной дороге в Норвегии.
Высокогорная станция Мюрдал: отсюда начинается путь к фьордам
Захватывает дух от того, как семивагонный состав, плывущий среди облаков, непостижимым образом балансирует и удерживается на колее извилистой трассы, отчаянно цепляющейся за склоны. Почти на всём 20-километровом протяжении дорога имеет подъём в 5,5%. То есть каждые 18 м пути Фломсбаны поднимается более чем на метр!

На сегодняшний день в мире нет ни одной железной дороги с нормальной шириной колеи (1435 мм), которая по крутизне подъёма могла бы конкурировать с Фломской – самым живописным и популярным железнодорожным туристическим объектом на планете. Окрестности чрезвычайно сложной в инженерном отношении трассы неповторимы по дикой, первозданной красоте. Они насыщены нетронутыми цивилизацией изрезанными пейзажами горной Норвегии – солнечного северного края, нордическая суровость которого смягчена омывающим тёплым течением Гольфстрим.

Одноколейка берёт начало в местечке Флом, у подножия одноимённой долины, расположенной в самом конце притока Согне-фьорда – Аурландс-фьорда (два м над уровнем моря). Начиная разбег по пути к плато Мюрдал, дорога трижды пересекает реку и дно долины, стремительно набирает высоту. В наивысшей точке Фломсбана достигает высокогорной железнодорожной станции Мюрдал (865,5 м над уровнем моря), расположенной на главной национальной магистрали от столицы Осло до Бергена, на западном побережье Атлантики.

Калейдоскопом сменяются потрясающие взор величественные картины норвежской природы, и кажется, что ледник сошёл здесь только вчера. Лавируя среди гранитных стен, реликтовых ущелий, бегущих по камням рек, обособившихся озёр, гремящих водопадов, долин с осенними цветами, прорезая горы, покрытые мохнатыми снежными шапками, минуя крохотные, но обитаемые хутора, поезд Фломсбаны делает остановки на восьми будто игрушечных станциях. Там, кроме туристов, изредка случаются и пассажиры из местных селений. Лишь одна станция Береквам имеет разъезд, делающий возможным встречное движение.

За час пути поезд преодолевает 20 тоннелей общей протяжённостью шесть км, 18 из них были построены вручную, и лишь два выдолблены с помощью агрегатов. «Тоннель Венде, петлёй спускающийся по горе на нескольких «этажах», – яркое свидетельство наиболее дерзкого, умелого инженерного искусства в истории норвежских железных дорог!», – воодушевлённо рассказывает поездной аудиогид.

Нерукотворная жемчужина Фломской железной дороги – водопад Кьёсфоссен, возле нижней ступени которого поезд делает остановку на целых пять минут. А иногда и дольше, пока не иссякнет терпение по-нордически строгого норвежского кондуктора, призывающего заглядевшихся пассажиров вернуться в вагоны свистком. Трасса, ради которой строителям пришлось изменить русло горной реки, лишь в одном случае проходит по мосту, а в четырёх случаях река Фломсельва заключена в пять водных тоннелей, проложенных под железной дорогой. На линии в целях безопасности движения поездов и с учётом её невероятной крутизны и резкого перепада высот смонтировано пять специальных тормозных систем.

Вся дорога от Флома до Мюрдала изобилует кривыми малого радиуса, минимальный из которых составляет 130 м. Поезда из семи архаичных, но уютных вагонов с изысканной деревянной отделкой ведут современные норвежские электровозы, развивающие на уникальной дороге скорость до 40 км/ч. Напряжение в системе энергоснабжения Фломсбаны составляет 15000 В. Вместе с железнодорожниками линией управляет специальная туристическая администрация – ведь это один из самых привлекательных и необычных в Норвегии объектов национальной рекреационной отрасли.

Миниатюрная Фломская железная дорога, ныне достопримечательность мирового масштаба, на протяжении семи десятилетий пользуется устойчивым интересом туристов всех стран и континентов. Число посещающих Фломсбану достигает 600 тыс. в год. Несмотря на недешёвые билеты стоимостью 60 евро, вагоны исторического поезда пустыми никогда не бывают. Ведь высокогорная магистраль представляет собой вступительную часть продолжающегося затем увлекательного теплоходного круиза по фьордам. И, конечно же, все путешественники, восхищаясь технической сложностью трассы, отдают дань уважения и признательности искусным норвежским железнодорожным инженерам и самоотверженным, часто рисковавшим жизнью строителям ХХ века.

Фломсбана начала сооружаться в 1923 году, чтобы связать построенную в 1909 году магистраль Осло – Берген (500 км), соединяющую два главных города Норвегии с регионом фьордов. На работах было занято до 220 землекопов. 13 лет в труднодоступной горной местности, где всегда был высок риск обвалов и катастроф, заняла подготовка грунта и прокладка коридора. Осенью 1936 года начали укладывать колею. Для опытного движения составов, ведомых паровозами, дорога длиной 20,2 км открылась первого августа 1940 года. В 1944 году путь был электрифицирован, и поехали поезда с пассажирами.

Более 70 лет Фломская железная дорога в Норвегии – поражающий воображение, живой и нестареющий, действующий памятник безграничным возможностям железнодорожного транспорта в экстремальных горных условиях Севера.

Игорь Ленский,
член Союза писателей России
Фото автора




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв