21 ноября 2018 20:53

Стартовал второй этап тестовой обкатки «Московской кругосветки»

Сложнейшие работы по созданию нового облика столичной кольцевой магистрали вышли на финишную прямую

Остаётся меньше месяца до открытия пассажирского движения на Малом кольце МЖД, намеченного на 10 сентября. В какой стадии сейчас находится проект?
Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД
– Сергей Аркадьевич, «Московский железнодорожник» в течение всего периода реконструкции Малого кольца МЖД регулярно знакомил своих читателей с ходом работ. Все эти материалы мы публиковали под рубрикой «МКЖД: новая эра». Какова сейчас степень готовности сложной инфраструктуры кольца к этой новой эре в его истории?
– Первого июля, как мы и обещали, по кольцу прошла первая «Ласточка». Началось тестовое движение. Сейчас активно идут работы по завершающей стадии. Готовность инфраструктуры высокая. Выправлен путь, в полном объёме произведена балластировка, выправка, отделка пути, установлены уравнительные приборы, сварены плети. То есть путь готов на 100% к пассажирскому движению.
По СЦБ первый этап работ выполнен в полном объёме. Второй этап будет внедряться несколько позже, когда мы отработаем схему автодиспетчер. Тогда поезда будут двигаться в автоматическом режиме по сигналам АЛСН. Контактная сеть также смонтирована полностью. Есть вопросы по тяговым подстанциям: вторая очередь строительства по двум подстанциям ещё не завершена. К первому сентября эти работы будут выполнены.

– То есть можно считать, что создание новой инфраструктуры практически завершено?
– Почти. Осталось закончить строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). К возведению некоторых из них стройкомплекс Москвы приступил позже. Сооружения все солидные, капиталоёмкие. Но некоторые важные улучшения были внесены уже по ходу реализации мегапроекта. Например, самый большой на кольце ТПУ Рязанская. Там будет пересадка на зонную станцию Карачарово горьковского направления и две строящиеся станции «подземки», прямо под эстакадой. Хотя решение строить 600-метровую эстакаду было чуть запоздалое, но по сути своей верное. В перспективе это лучший транспортно-пересадочный узел, какой только можно представить. На ТПУ Кутузово для улучшения транспортной доступности, хотя и позднее, но тоже правильно, решили сделать второй выход непосредственно в метро.
Так что несколько ТПУ с открытием движения пока ещё не будут включены в работу. Они войдут в строй до конца 2016 года.

– Какие объёмы работ на кольце осталось выполнить столичным железнодорожникам?
– Нам осталось привести в образцовое состояние инфраструктуру, которая окружает Малое кольцо. Прежде всего, приёмоотправочные пути, здания. Силами Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений все исторические постройки на кольце отремонтированы, им возвращён первозданный облик, который был в момент открытия МОЖД в 1908 году. Все фасады, цветовые решения, благоустройство и т. д. были согласованы с Москомнаследием.
В оставшееся время необходимо выполнить большую работу по благоустройству станций и перегонов, а также прилегающих территорий. Это и радиальные направления, которые пересекаются с Малым кольцом. Большую помощь в этой деятельности нам оказывает правительство Москвы. У городских властей есть большой опыт в работах по благоустройству. Поэтому уверен, что Малое кольцо будет выглядеть образцово со всех сторон.

– Как прошли пусконаладочные работы перед началом тестового движения?
– Наши специалисты трудились круглосуточно. Если бы не эксплуатационный штат МЖД, то тестовый режим, возможно, сорвался бы. Мы оказали активное содействие в работах на завершающей стадии. В особенности по устройствам СЦБ, по контактной сети. Наши эксплуатационники занимались регулировкой, приёмкой, контролем и, главное, подключением напряжения. Оно прошло сразу, чётко, безаварийно, без сбоев. Обычно ведь при подаче напряжения как бывает? Там сгорело, тут сгорело. Это жизнь. У нас же не было ни единого аварийного отключения! Московская дорога, в первую очередь силы Московской дирекции инфраструктуры значительно ускорили ввод кольца в строй. Сегодня наши эксплуатационники обеспечивают высокую готовность всех объектов инфраструктуры к началу движения.

– С какими проблемами пришлось столкнуться в ходе обкатки?
– Были некоторые проблемы по габаритам платформ. Сейчас мы приводим их в полный порядок. Чтобы не случилось никаких неожиданностей при эксплуатации. К началу движения создаём необходимый запас надёжности.

– Когда стартовал второй этап обкатки? Какие задачи будут отработаны в его ходе?
– Второй этап обкатки начался с 15 августа. Тестовые испытания выходят на полный график движения. На втором этапе задачи состоят в том, чтобы отработать навыки локомотивных бригад, работников дирекции движения. Ведь на Малом кольце всё новое. Многие наши молодые машинисты ранее работали на других видах подвижного состава. А теперь будут водить «Ласточки». Это совершенно новое качество. Тут необходимо наработать опыт, сноровку. Машинистов надо научить управлять инновационными поездами, пользоваться принципиально новыми устройствами СЦБ: они отличаются от традиционных устройств на железнодорожных магистралях.
Для работников управления движением тоже наступает напряжённая пора. Если раньше на Малом кольце было хозяйственное и вывозное движение поездов, то сегодня предстоит интенсивное пассажирское движение с интервалом шесть мин. Это очень сложный и напряжённый график. Малейший сбой в технических средствах или дежурного по станции – и восстановить суточный график будет сложно. Цена ошибки очень велика. Поэтому важно сегодня дежурных по станции, поездных диспетчеров качественно обучить, чтобы персонал приобрёл навык работы. Вот как раз за три недели работы в тестовом режиме они «шишек» понабивают, естественно, но зато приобретут ценный опыт. Вместе с их высокой квалификацией это позволит нам обеспечивать плотный график и безопасность движения.
Для повышения качества обслуживания мы поделили кольцо на сектора и закрепили участки пути за каждым ПЧ. Сейчас, в ходе обкатки, они занимаются отделочными работами.
Таким образом, инфраструктура готова, учим локомотивные бригады, поездных диспетчеров и дежурных по станции. Всё идёт по той «дорожной карте», которую утвердил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров 25 января 2016 года.

– Размеры движения на кольце с самого начала будут в запланированном объёме?
– Да, 134 пары в сутки. Всего будут курсировать 28 составов – 14 в одном направлении и 14 в другом. В час пик интервал шесть мин., в межпиковые часы – 12 мин. Общий парк на кольце будет составлять 33 поезда «Ласточка» (включая пять резервных). Сейчас у нас в наличии 24 состава. Остальные поступят в депо до конца августа. Все поезда отечественного производства. Около 60% из них – совершенно новые, несколько составов уже эксплуатировались год-полтора, но находятся в отличном техническом состоянии. Весь подвижной состав – высокого качества, пассажиров ждёт невиданный до сих пор в городском общественном транспорте уровень комфорта.

– Кто организует управление движением по Малому кольцу?
– Московская дирекция управления движением. В её штат входят организаторы движения – поездные диспетчеры и дежурные по станции. Кольцом управляют два диспетчера из специального диспетчерского зала.

– Сколько машинистов будет в кабине?
– На начальном этапе электропоездом будут управлять два машиниста. Потому что всё новое: и инфраструктура, и подвижной состав, и технологии, в частности инновационная система автоблокировки с интервальным регулированием, которая позволяет за счёт такта увеличивать и уменьшать интервалы движения между поездами. Но через некоторое время поезд будет управляться «в одно лицо» – такая возможность с самого начала заложена в проект.

– С точки зрения технологии автоматизация процессов обслуживания инфраструктуры будет высокой?
– Мы должны внедрить самую передовую технологию по обслуживанию инфраструктуры. Ведь это пилотный проект на всей сети. Раз мы установили самое современное оборудование, значит надо внедрять безлюдную технологию его обслуживания, минимизацию человеческого фактора.
Эти работы будут выполняться, как принято в метрополитене, в ночное время. Потому что с интервалом движения шесть мин. в часы пик иначе нельзя. Там уже никуда не зайдёшь. Зато диагностировать состояние всех устройств можно по компьютеру. Он покажет и исправное состояние, и предотказное. Диспетчер же станет контролировать работу всех приборов, а в случае неполадок – оперативно вмешиваться. В случае необходимости, не выходя на линию, диспетчер может переключить устройства на резервное питание.
В перспективе мы проектируем автодиспетчера. То есть поезд в автоматическом режиме будет сам двигаться. И машинист, и диспетчер будут только наблюдать, как движется поезд. Если происходят сбои, система сама отрегулирует, где увеличить, где снизить скорость движения.

– Сколько же всего понадобится железнодорожников для работы на кольце?
– Вместе с машинистами, дежурными по станции, поездными диспетчерами, связистами, работниками специально созданной Московско-Окружной дистанции инфраструктуры на обслуживании кольца будет занято более 1000 железнодорожников МЖД. Однако со временем численность персонала по вышеуказанным причинам станет постепенно оптимизироваться.

– Насколько тесной будет интеграция с метрополитеном?
– Мы работаем в постоянной координации с Московским метрополитеном, департаментом транспорта. Это интересное и новое даже в мировой практике сочетание: железнодорожное кольцо – как наземное метро. Система обслуживания пассажиров, включая приобретение билетов, устройства турникетных зон, порядок пересадок с линии на линию, тактовое движение с минимальными интервалами и остановками по всем пунктам – всё это будет в стиле метрополитена. То есть уровень интеграции высокий. Регламенты взаимодействия сейчас отрабатываются.

– Инфраструктура остаётся в собственности ОАО «РЖД»?
– Да, это наша инфраструктура, наша специфика деятельности. Организация и управление движением полностью остаётся за ОАО «РЖД». Наша компания является официальным перевозчиком на кольце.

– Вклад каких подразделений МЖД в строительство кольцевой магистрали можно отметить как наиболее весомый?
– Прежде всего, это путейский комплекс. Большой вклад внесла Московская дирекция по ремонту пути. Они «вытащили» недоработки транспортных строителей подрядных организаций. Потребовалась масштабная, трудоёмкая работа по укладке пути, замене плетей, выправке пути. Большая деятельность проведена по хозяйству СЦБ. Устройства все совершенно новые, технология работы новая – в освоении всего этого участвовали лучшие специалисты Московской магистрали. Внушительная работа проделана по хозяйству энергоснабжения. Так что основной практический вклад внесла Московская дирекция инфраструктуры.
На стадии приёмки много трудятся и взаимодействуют с подрядчиками работники Московской дирекции пассажирских обустройств. Московской дирекции управления движением предстоит создать обширную нормативную базу, разработать и утвердить новые инструкции, ТРА, документацию. Это колоссальный объём работ.

– Из вашего рассказа, Сергей Аркадьевич, понятно, что труд столичными железнодорожниками в реконструкцию Малого кольца вложен титанический.
– Я бы хотел через газету «Московский железнодорожник» поблагодарить всех работников столичной магистрали. Нами создан очень интересный проект. Вы слышали оценку мэра Москвы Сергея Собянина, что в мире таких проектов ещё не было. Во Франции пытались, но не смогли осуществить. Комфортабельное наземное кольцевое метро, проложенное в кратчайшие сроки, всего за четыре года, по центру мегаполиса, через густонаселённые районы Москвы, являющиеся средоточием всевозможных коммуникаций, продуктопроводов, – это факт исторический. Это подарок москвичам от Российских железных дорог.
Территории вокруг кольца ждут большие перспективы. Земля под бывшими промзонами и гаражными кооперативами начнёт быстро застраиваться. Там, где был завод ЗИЛ, через три года возникнет новый прекрасный район с развлекательным комплексом, и станция Парк легенд будет здесь очень кстати. Заманчивые возможности открываются на стыке кольцевой и радиальных направлений МЖД.
Все плановые задания, которые ставились перед Московской железной дорогой, выполнены. Сделали всё от нас зависящее, чтобы пассажирское Малое кольцо «поехало» вовремя – 10 сентября 2016 года.

Беседовал Игорь Ленский



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв