21 октября 2017 04:19

Комфорт на общих основаниях

На вокзалах сегодня всё есть, но пассажиру всё равно чего-то не хватает

На столичные вокзалы железные дороги ведут со всех четырёх сторон света. Наши корреспонденты решили узнать, как там сегодня чувствуют себя пассажиры.
Ярославский вокзал

Принимает поезда с северного и восточного направлений и по праву считается пассажирскими воротами Транссиба. И несмотря на то, что пик летнего нашествия пассажиров, по словам руководства вокзала, обычно бывает в августе, сегодня тоже временами здесь, что называется, яблоку негде упасть. В трёх просторных залах ожидания на втором этаже уже к полудню многолюдно: свободных мест раз-два и обчёлся, что неудивительно – с половины двенадцатого чуть ли не каждые полчаса отправляются пассажирские поезда на Архангельск, Воркуту, Владивосток, Екатеринбург, Читу, Хабаровск, Ярославль. Добавляет напряжённости и плотное расписание пригородного движения в направлении на Александров и Фрязино. Многие пассажиры пригородных электричек зачастую предпочитают дожидаться отправления в залах ожидания. Но даже здесь не так-то просто спрятаться от июльского зноя: от прямых солнечных лучей, проникающих сквозь стеклянные потолки, можно частично укрыться лишь на сиденьях, расположенных под стенами. Многие люди, чтобы хоть как-то освежиться, обмахиваются газетами и журналами.
– Конечно, здесь душно, – посетовала 58-летняя Ирина Карабаева, ожидающая электричку на Сергиев Посад. – Было бы хорошо, если бы в залах ожидания установили кондиционеры. Но всё равно внутри вокзала намного легче, чем на улице, на открытом солнце.

А 32-летний Дмитрий Тригубов, взявший билет на Екатеринбург, высказал сожаление, что «спят» телемониторы, установленные на столбах по периметру зала: мол, неплохо было бы во время ожидания поезда посмотреть какой-нибудь фильм или, по крайней мере, концерт. У него до отправления ещё два часа – чем-то надо себя занять.

На вокзале много пассажиров с детьми, причём у многих молодых пар по два-три ребёнка. Из разных концов зала нет-нет да и раздаётся пронзительный плач младенцев. Что характерно, здесь же, на втором этаже, расположены комнаты матери и ребёнка, о чём каждые полчаса напоминает приятный женский голос из динамиков. Там можно принять душ, приготовить пищу для себя и детей и даже час-другой прикорнуть перед дорогой на чистой постели. Но не всем, как оказалось, это удовольствие по карману – большинство родителей с детьми предпочитают коротать время в общих залах.
– Я за эти деньги лучше накормлю своих «защитников», – говорит мама двух розовощёких мальчуганов шести и четырёх лет Алёна Евлампьева, – а поспим мы уже в поезде, ведь дорога домой, в Киров, предстоит не близкая.

Перекусить на Ярославском вокзале есть где – по периметру главного зала ожидания расположен ряд заведений на любой вкус и кошелёк, от кафе быстрого питания до итальянской пиццерии, и очередей там не наблюдается. А вот возле дверей туалетов, расположенных в соседних залах, временами бывает настоящий ажиотаж. На три огромных зала, не считая небольшого на первом этаже, двух туалетов, мужского и женского, явно недостаточно. И цены на их посещение многих путешественников откровенно обескураживают. Причём мало кто из пассажиров догадывается, что при предъявлении билетов посетить это заведение можно бесплатно. Неплохо было бы об этом тоже периодически напоминать по громкой связи. Ведь спокойствие пассажира нужно беречь.


Казанский вокзал

На крытых перронах Казанского вокзала лето от другого времени года отличается только одеждой пассажиров, а вот количество людей почти не меняется – их всегда много. Информационное табло извещает, что в ближайшие часы прибывает девять поездов и столько же отправляется. Вокзальные динамики непрерывно объявляют номера поездов и путей, названия городов назначения, и всё-таки в этом огромном информационном поле чего-то не хватает. Человеку, даже хорошо знакомому с устройством вокзала-гиганта, нужны указатели, как пройти к единому информационному центру, где имеется весь перечень услуг и список помещений, чтобы решить, куда идти дальше.

Об этом говорят и пассажиры: информации недостаточно, таблички редки и маловаты по размеру. Поэтому поход по вокзалу превращается в ребус – а что там, за поворотом? Хорошо, когда на этот «квест» у пассажира достаточно времени, тогда ноги сами приведут его в зал ожидания. Здесь мало что изменилось – те же лабиринты лавок. Примета наших дней – стенд зарядной станции для мобильников. А в общем-то душновато, пассажиров одолевает дремота, прерываемая визгом детей. Других развлечений тут нет. Правда, динамики предлагают перейти в зал повышенной комфортности, где есть и климат-контроль, и мягкие диваны, и зона Wi-Fi. Но это за отдельную плату. Поэтому многие предпочитают выйти на улицу и посидеть на прохладном бетоне в тупике.

Ещё один повод для экскурсии по залам – поиск туалетов. Одна малозаметная стрелка-указатель, а дальше – путь в неизвестность, заканчивающийся в дальнем крыле скромным платным заведением по 30 руб. за вход. Чисто, просто, даже слишком за такие деньги. Ведь пока идёшь туда, кругом сияют огнями разные магазины, хоть и «смешные» по ценам, но совсем не смешные по размерам торговых помещений. Чего стоит, например, один только торговый центр «Казанский»? Но, видимо, арендных платежей не хватает. Поэтому не оплачивать естественных надобностей можно только при одном условии: если вы уже стали обладателем билета на поезд, предъявите его и пользуйтесь спокойно. Но эту хитрость с билетами знают только пассажиры со стажем, в объявлении с ценой за вход в туалет об этом ничего не сказано, и ручеёк монеток в тарелочке на кассе звенит не прерываясь.

Помимо этого, может быть, стоит подумать и о том, как облегчить жизнь человеку при пересадке с поезда на поезд. Так, в день нашего рейда произошёл сход вагонов грузового состава под Нижним Новгородом. Из-за этого задерживались многие пассажирские поезда, в том числе «Стриж». Пассажирка Наталья, с которой мы беседовали, в результате опоздала на поезд Москва – Анапа. Но почему нельзя было в «Стриже» переоформить билеты? И зачем женщина, бросившая где-то в зале детей, должна выслушивать такого рода объяснения работников: «Вы обратились в Дирекцию железнодорожных вокзалов, а вам надо идти в компанию перевозчика, то есть в кассы»? Всё вроде любезно и вежливо, но неприятное впечатление останется. Если пассажир опоздал на поезд не по своей вине, перевозчику, наверное, стоило бы о нём позаботиться.


Белорусский вокзал

От жары в этот день, казалось, даже воздух плавился. Однако на платформах Белорусского вокзала под высокой крышей царила уютная тень. Между тем народу на платформе прибывало. Мимо, сканируя взглядом едва ли не каждого человека, прошёл представитель охраны вокзала. Охранники были и на входе в вокзал, и внутри, и на выходе из здания на платформы, и на самих платформах. Их присутствие создаёт чувство защищённости.

Но вот подошёл поезд из Гомеля. Знакомимся с одной из его пассажирок: Галина Пирина часто курсирует по этому маршруту и Белорусский вокзал знает как свои пять пальцев.
– Вы посмотрите, какая чистота на этом вокзале! – говорит она. – Сейчас пассажиры схлынут, но будет всё так же чисто. Здесь убирают ненавязчиво и очень быстро. А посмотрите, сколько информационных плакатов размещено на вокзале. Сразу понятно, что где находится и какие услуги можно получить. Заметьте, носильщиков немного. Да они и не особо нужны. У всех пассажиров сейчас сумки и чемоданы на колёсиках. Однажды я везла из Гомеля очень много вещей и заранее об этом сообщила дежурному по вокзалу. В Москве на перроне меня уже ожидали носильщики.

– Но всё ли так хорошо?
– Из туалета бывает запах, духота в зале ожидания случается, – неохотно отозвалась Галина Михайловна. – Но не это главное…

Впрочем, о запахе она могла и не упоминать. По нему можно и без указателей определить местонахождение туалета рядом с платформой. Хотя сам туалет довольно чистый. Кабинок много, все краны и сушки работают.
– Обстановку там я регулярно проверяю. Если вижу недостатки, сообщаю об этом работникам туалета, – сказал дежурный по вокзалу Константин Фидря. – Они принимают меры. Сейчас запах возник из-за жары...

В зале ожидания на втором этаже душно. Хотя сам зал вполне комфортный, с панорамными окнами, удобными сиденьями.

На первом этаже в кафе кормят вкусно и недорого. Знакомимся там с молодой женщиной Камиллой Трегубовой. Её поезд в Смоленск отправляется в 23 часа 54 минуты. Она коротает время с детьми на вокзале: ждёт, когда место в автоматической камере освободится, чтобы положить туда сумки и пойти погулять по столице.

Вообще-то мест для хранения багажа хватает, но только в стационарных камерах хранения, где стоимость одного места – 190 руб. в сутки. Если сумок несколько, то дешевле воспользоваться автоматическими ячейками. Но их всего 105. Восемь – на ремонте. Остальные заняты.
– Мне приходится много ездить поездами дальнего следования, – говорит Камилла. – И всегда на вокзалах в Москве автоматические ячейки заняты.
– Да, эти камеры пользуются повышенным спросом, – сказал приёмщик багажа Дмитрий Ефимов.
– А почему у вас целый отсек неиспользуемых автоматических камер? – не унималась Камилла.

Дмитрий не ответил. Между тем таких камер в «режиме ожидания» штук сто. Как нам объяснили, камеры хранения находятся в ведении арендаторов. Кстати, Камилла так и не дождалась, когда освободится автоматическая ячейка. Затолкала всё что можно в один огромный баул и сдала в ручную камеру.

На вопрос о духоте в зале ожидания заместитель начальника Белорусского вокзала Александр Рогозин пояснил, что в 2018 году Белорусский вокзал ждёт капитальный ремонт. Тогда будет решён и вопрос о кондиционировании зала ожидания. А вот дополнительная вентиляции в туалете, по словам главного инженера Петра Трофимова, пока не предусмотрена. Справляются с неприятным запахом привычным способом – открывают окна, которые выходят на привокзальную территорию.


Курский вокзал

Этот вокзал – один из самых больших в столице по пассажиропотоку как в дальнем, так и в пригородном сообщении. Именно с его перрона отправился в своё незабываемое путешествие герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Все, конечно же, помнят знаменитую фразу из поэмы: «Если даже ты пойдёшь налево – попадёшь на Курский вокзал; если прямо – всё равно на Курский вокзал; если направо – всё равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть».

Он очень большой, с множеством входов и выходов, тоннелей, эскалаторов и этажей. Человеку, впервые сюда попавшему, нелегко сориентироваться. Разговорились у стойки билетных касс с одним из пассажиров. Максим Афанасьев едет в Белгород. Он посетовал: очень душно в зале.
– То ли кондиционеров нет, то ли экономят, – возмутился он. – Понятно, в кризис надо экономить, но не в 30-градусную жару.

Оказалось, случайный знакомый знает об объявленной компанией «РЖД» акции «Год пассажира» и в целом особых претензий в адрес компании не высказал. Но с духотой в зале надо действительно что-то делать. Главный инженер Курского вокзала Владислав Зубакин согласен: в залах ожидания действительно душно, а причиной всему ошибка строителей.

Оказывается, ещё в 2002 году при строительстве рядом торгово-развлекательного комплекса «Атриум» была нарушена система забора воды из скважины. Вода по трубам поднималась и распылялась в воздухе, охлаждая залы ожидания. Поэтому температура была здесь очень комфортной даже в летние знойные дни.
– Восстанавливать прежнюю систему охлаждения уже нет смысла, – говорит Владислав Зубакин, – и сейчас мы прорабатываем вопрос об установке мощных кондиционеров. Деньги на это будут выделены, поэтому к следующему летнему сезону пассажиры почувствуют разницу.

В настоящее время подрядные организации проводят текущий ремонт в комнате матери и ребёнка, где откроются две комнаты повышенной комфортности. Предусмотрен и текущий ремонт во всех санитарных комнатах. Но один из пассажиров, сойдя с пригородного электропоезда, пожаловался: почему туалеты платные? Ведь, наверное, люди оплатили эту услугу, купив билет на электричку.

Кстати, это самый злободневный вопрос, с которым пассажиры обращаются в Дирекцию железнодорожных вокзалов. Как сообщила инженер Курского вокзала Татьяна Фимушкина, которая постоянно мониторит сайт ДЖВ, на втором месте стоит вопрос-претензия к справочно-информационному оформлению вокзала. Очень часто пассажиры просто теряются на бескрайних просторах этого здания.

Есть и ещё одна проблема. Как известно, Курский пропускает через себя большой поток пригородных пассажиров. Но из-за закрытия на ремонт одного из турникетов в павильоне «на выход» с горьковского направления сегодня постоянные пробки.

Волнует людей, конечно же, и обеспечение безопасности, особенно в связи с последними трагическими событиями в мире. Насколько вокзал безопасен?
– Мы работаем круглосуточно, – отвечает и.о. заместителя начальника полиции по охране общественного порядка ЛУ МВД РФ на станции Москва-Курская Евгений Рязанцев. – У нас созданы рабочие группы из числа сотрудников охраны ОАО «РЖД», ППС, общественной организации «Офицеры России». Мы делаем общее дело. И в первую очередь проводим профилактические мероприятия, работая на упреждение. Но наша работа, как в той песне, порой не видна.

Подводя итоги нашего рейда, заметим: любая поездка – это путешествие в неизвестность. А вокзал – как дом на этом пути. Если он хорош, опрятен, удобен – значит, всё будет хорошо хотя бы на этом отрезке нашей жизни.

Сергей Евсеев
Артур Берзин
Наталья Кузина
Карен Агабабян


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

почетный железнодорожник 21.07.2016 19:36:46
Так много написано,и почти все ни о чем, смахивает на "одна бабка сказала сказала своё субъективное мнение". Короче авторы, как сейчас говорят, потроллили пассажирщиков. Последних сейчас наверно мутузят на верхах, а они искренне не понимают за что)) Сомневаюсь что вокзальщики давали такие комментарии зная что перед ними СМИ. Да и вообще, пример: ну не верю что главный инженер вокзала мог сказать, что раньше вода по трубам поднималась и распылялась в воздухе, охлаждая залы))) вы сами то поняли что написали?) это уже автоматическая сплинкерная система пожаротушения называется.
Владик Зубакин 21.07.2016 20:38:56
Статья носит заказной характер, в этом нет сомнения. Про поливание людей водой- полный бред!!! Сами то они видели где Атриум, а где вокзал? Кому интересно как это работало: http://www.xiron.ru/content/view/31205/28/
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31