10 декабря 2018 08:10

Откройте музыке сердца

Концертному образцовому оркестру ОАО «РЖД» исполнилось 90 лет

Пассажиры поезда Тында – Москва, в котором ехали с БАМа музыканты Образцового духового оркестра ОАО «РЖД», выглядывали в окна. Через час они должны были прибыть в Казань.
Но неожиданно поезд замедлил ход и остановился прямо напротив пылающих платформ состава с лесом. Диспетчер обесточил участок. В их поезде уже начали дымиться резиновые гофры между вагонами, он мог вспыхнуть, как свеча. И музыканты пришли на помощь проводникам, пытавшимся не дать разгореться пламени. Быстро наладив живой конвейер, они передавали проводникам вёдра с водой и тем самым отвели беду. Поезд тронулся дальше, а свидетели происшествия ещё долго обсуждали, откуда взялась команда добровольных пожарных.
– С тех пор, – рассказывает ветеран оркестра Борис Подкопаев, – когда мы слышим выражение «Огонь, вода и медные трубы», улыбаемся: это про нас. По иронии судьбы много лет назад нашему оркестру предоставили помещение бывшей пожарной части. Кроме того, нам часто приходится выезжать куда-то неожиданно. Собираемся быстро, как военные. Мы ведь большую часть своей истории были оркестром военизированной охраны МПС.

История у этого оркестра удивительная. Он был создан 29 апреля 1926 года при школе командного состава охраны НКПС. Организатором и первым его руководителем был профессор Московской государственной консерватории Владислав Блажевич. А в 1938 году ансамбль песни и пляски при ЦДКЖ возглавил композитор Исаак Дунаевский, На него возложили и обязанности капельмейстера духового оркестра. Музыканты провожали эшелоны с бойцами на фронт, выступали с концертами в воинских частях и госпиталях.

Дольше всех – в течение 30 лет – руководил коллективом талантливый музыкант Михаил Федюнин. В то время духовой оркестр вышел на всесоюзную орбиту, его выступления транслировали по радио и телевидению. Ему рукоплескали не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Германии, Польше и Чехословакии. И в 1974 году оркестру присвоили звание «Образцовый».

В том же году он провожал на БАМ бойцов первого Всесоюзного комсомольского отряда, которые отправились строить магистраль прямо из Кремлёвского дворца съездов. С тех пор музыканты не раз бывали на БАМе, выступали перед строителями и железнодорожниками. Это стало доброй традицией музыкального коллектива, когда его возглавил Станислав Рыбников.

Вообще-то они дома не засиживаются. Рассказывают, как однажды оркестр вернулся в Москву из командировки в Красноярск. Уже выгрузились из поезда, и вдруг срочное сообщение: через два часа отходит поезд на Астрахань, а завтра им принимать участие в торжественном открытии дороги к порту Оля.

Концертный образцовый оркестр ОАО «РЖД» даёт более 60 концертов в год. А в этот Год пассажира он выступает на вокзалах столицы каждую неделю.
– Бывает, что давать концерты приходится буквально каждый день, – говорит главный дирижёр оркестра народный артист России Александр Данильченко. – Особенно большая нагрузка у нас перед праздниками. Но слушатели даже не подозревают, что оркестр прибыл к ним с «корабля на бал». Артисты устают физически, но это не должны увидеть те, кто пришёл послушать музыку. Мы должны выложиться на все сто.

Когда бывает особо трудно, Александр Сергеевич начинает рассказывать случаи из своей жизни. Начинал он начальником военно-оркестровой службы на Тихоокеанском флоте, затем был главным дирижёром Центрального оркестра ВМФ имени Римского-Корсакова. Военные корабли заходили в десятки стран. Однажды на Сейшельских островах им пришлось играть на палубе корабля в 50-градусную жару. И музыканты из ведра поливали клавиатуру кларнетов и поршни тромбонов, к которым было не прикоснуться. Но были случаи, когда раскалившийся мундштук буквально сжигал музыкантам губы: не было возможности сунуть его в ведро с водой.

В железнодорожный оркестр Александр Данильченко пришёл в 2007 году, когда штат был урезан практически на треть и без хозяев-виртуозов остались многие музыкальные инструменты. Уже первые выступления показали, что, как не пересаживай музыкантов, до полного звучания Образцового оркестра он недотягивает. И тогда Данильченко вместе с заместителем главного дирижёра Юрием Курлаевым, дирижёром Дмитрием Курлаевым предложили переименовать Образцовый оркестр в Концертный образцовый оркестр ОАО «РЖД». А музыкантам пришлось овладевать «смежными специальностями». Кларнетист Сергей Москалев стал непревзойдённым ритм-гитаристом, а флейтист Михаил Макаров – бас-гитаристом. Причём Москалев не только в совершенстве освоил электрогитару, но и работает как звукорежиссёр, записывая музыку и песни на диски. А Михаил Васильевич может при необходимости сесть за ударные или взять в руки тарелки.

На сети дорог много духовых оркестров. Но репертуар главного оркестра РЖД гораздо разнообразнее. У Данильченко голова постоянно занята мыслями: как лучше сделать то или это и какие произведения включить в программу очередного концерта.
– Иначе нельзя, ведь наш оркестр – это «лицо» ОАО «РЖД», или, как сегодня говорят, бренд! – говорит он.

В прошлом году в Москве прошёл финал II Международного фестиваля, посвящённого творчеству Анны Герман «Мы – эхо друг друга». И все конкурсанты выступали в сопровождении живой музыки – Концертного образцового оркестра российских железных дорог под управлением Александра Данильченко. Исполнители после выступлений благодарили музыкантов за прекрасный аккомпанемент. Но участие в международных конкурсах и фестивалях – не самоцель. Важнее другое – воспитательная роль живой музыки, её влияние на становление личности. При встрече с молодёжью Александр Сергеевич говорит: откройте сердце музыке оркестра, и вы откроете себя.

Музыканты часто выступают перед учащимися железнодорожных колледжей и вузов. Маэстро хочет, чтобы будущие железнодорожники слушали не дешёвую попсу, а приобщались к настоящей музыке. Ведь ещё 90 лет назад первый руководитель оркестра Владислав Блажевич говорил: «Уберите опоры, и любое строение рухнет, уберите музыку – и народ лишится духовности. Но музыка нужна настоящая!».

Александр Данильченко вместе со своими помощниками постоянно ищет новые песни, новых авторов и композиторов. В первую очередь стремится дать «зелёный свет» песням о стальных магистралях и железнодорожниках. Но хороших новых песен, признаётся он, не так уж много. Дело в том, что современные авторы зачастую что видят, о том и поют. Но уже включены в репертуар новые песни – «Марш машинистов», «Дороги России» и другие, и маэстро надеется, что они понравятся и запомнятся слушателям.

Его оптимизму и энергии остаётся только удивляться. Вместе с Центральным советом ветеранов войны и труда был создан хор ветеранов РЖД. Уже три года этот самодеятельный коллектив покоряет сердца зрителей своим мастерством. Поют до того хорошо, что Александр Сергеевич всё чаще использует этот «боевой резерв» в концертных программах. Возможно, в ближайшее время они начнут «выходить в люди» и радовать своим искусством публику на вокзалах столицы. Надо же и там устроить праздник!

Виталий Тетерятник

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Александр Голубинский 06.08.2018 14:08:22
Абсолютно солидарен с автором очерка об оркестре и его руководителе. Знаю О А.С. Данильченко не понаслышке, готовил и записывал с ним песни на ж/д тематику.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв