14 декабря 2018 22:10

Как нам не потерять историю

Музей моторвагонного депо Москва-2 Ярославская удивил не только экспонатами, но и людьми, его оберегающими

Моторвагонное депо Москва-2 Ярославская вошло в историю транспорта как пионер электрификации. По сути, это родина всех электричек. Другой повод для гордости не менее значим. 280 работников предприятия сражались на полях Великой Отечественной, 118 награждены боевыми орденами и медалями. Сохранять память о подвигах на производстве и в годы войны – дело чести для нынешних железнодорожников.

В музее предприятия всегда есть посетители
Мне повезло. В «жемчужину» моторвагонного комплекса я отправляюсь вместе с представителями поколения, которые лично знали фронтовиков и бок о бок с ними трудились. В электричку сажусь с активистом совета ветеранов МЖД Александром Михайловичем Бочковым – одним из инициаторов данной газетной темы, и бывшим начальником моторвагонного депо Москва-2 Ярославская, давшим его музею вторую жизнь, Владимиром Петровичем Ивановым.

– Вы давно на пенсии, что чувствуете, когда перешагиваете порог родного предприятия? – почему-то с ходу задаю такой вопрос Владимиру Петровичу.
– Запах керосина, масла и мазута, – улыбается он в ответ, и я понимаю, что мне повезло с экскурсоводами.

Чутьё меня не подвело. Всего одна остановка на электричке от Ярославского вокзала до платформы Москва-3, зато сколько полезной информации! Владимир Петрович по дороге и пути показал, которые удлиняли к Олимпиаде-80, и рассказал, как бывший начальник МЖД Иван Паристый, приехав по этому поводу с инспекцией на линию, переживал за работяг, за руки их держал, чтобы перед приближающимся составом пути не переходили. Уже в то время поезда курсировали на участке с минимальным интервалом, в чём заслуга в том числе и работников моторвагонного предприятия.

И вот мы на Москве-3. С моста открывается известная каждому железнодорожнику панорама: здания депо с их узнаваемой архитектурой, подвижной состав, паутина рельсов. Детский сад ОАО «РЖД» в Сокольниках не входит в кадр, но это только увеличивает его значимость для работников магистрали – прекрасное дошкольное учреждение. В своё время там даже была группа для малышей с проблемами со зрением. Вот это социалка! Дальше – больше. Рядом со станцией – ВНИИЖТ, наш, железнодорожный наукоград; в шаговой доступности – Московский электромеханический ремонтный завод. Былую железнодорожную мощь нарушает Гуманитарный институт, на месте которого когда-то было общежитие для работников узла, и почти бесхозное здание – в былые времена шикарная столовая, где железнодорожников, которым требовалась специальная диета, даже кормили бесплатно. Словом, здесь каждая улочка, здание, бугорок пропитаны историей, а ветеранам ещё и напоминают о молодости.

Наконец, мы на территории депо. Чтобы попасть в музей, нужно сначала пройти два цеха, затем подняться на второй этаж и свернуть налево. Переступаю порог предприятия и чувствую примерно то же, о чём говорил мой собеседник вначале – запах масла, краски, керосина. Словом, работа на производстве идёт полным ходом, чему бесконечно рады мои сопровождающие. Это только сперва кажется, что в логистике депо отсутствует логика. На самом же деле лучшего места для музея не придумать. Он, как уже было сказано, расположен на втором этаже здания в бывшем фойе актового зала, который в депо, надо признать, в отличном состоянии. То есть ожидающие очередной планёрки железнодорожники обязательно пройдутся вдоль музейных стендов. Учитывая, что совещания на Москве-2 проводятся часто, да ещё и с участием представителей других предприятий, а также начальника МЖД Владимира Молдавера, роль музея на дороге возрастает стократно.

А теперь о людях, которые бережно хранят историю предприятия. Энтузиасты, патриоты и, как пошутил один из членов этой плеяды приёмщик депо Валентин Мушкетов, они с детства на Москве-2. И всё же то, что музей имеет вот такой приглядный облик, – заслуга бывшего начальника депо Владимира Иванова.

– Музей был открыт в 1965 году к 20-летию Победы. Сначала все экспонаты размещались вдоль стен, поэтому у нас даже было место для организации новогодних ёлок и огоньков. Экспозиция была составлена из фотографий, писем с фронта, документов, которые передавали сами работники и их родственники, – начинает рассказ Владимир Петрович.

– Смутные 90-е сыграли с музеем злую шутку, – продолжает слесарь депо Евгений Уханов, который сегодня в числе тех, кто следит за музеем. – Часть экспонатов бесследно исчезла. Например, не стало переходящего знамени победителя соцсоревнований (другое, завоёванное в 1972 году, осталось), значков «Отличный паровозник», «Ударнику сталинского призыва». Сейчас у коллекционеров это стоит немалых денег. Возобновил работу музей в бытность Владимира Петровича в 2004 году, когда готовились к 75-летию предприятия. В то время его коллекция пополнилась новыми экспонатами, которые разместили на появившихся стеклянных витринах, удалось найти другие фотографии фронтовиков, обновить прежние стенды. Не поверите, но некоторые представленные вещи в буквальном смысле приходилось доставать из мусорки. Коллеги так и говорили: «Женя, не заберёшь, выбросим».

Так в музее появился стенд испытания манометров, использовавшийся в депо с 1949 года. Похожая судьба и у дефектоскопа для проверки ответственных деталей электроподвижного состава. Есть здесь много вещей, которые канули в Лету с приходом современных технологий на производство. Увидите также и форму железнодорожников образца 90-х годов, китель начальника депо передал на хранение его бывший руководитель Владимир Иванов. До сих пор в целости-сохранности поделки детей работников. Теперь все они уже взрослые, большинство пошли по стопам родителей, трудятся в ОАО «РЖД». Так что Вера Польникова, Людмила Шман, Владимир Комаров могут прочитать свои фамилии в этой газете. Берегут музейщики и книги, написанные когда-то их работниками, а также документы по рационализаторской деятельности. Фамилию новатора Чучукалова на дороге знают многие. Он автор свыше 700 рацпредложений. Ещё одно достояние – символический реверсивный ключ, подаренный коллективу первым президентом ОАО «РЖД» Геннадием Фадеевым в 2004 году в честь запуска проекта по тактовому движению. «Спутники» в Москве появились тоже благодаря деповчанам Москвы-второй.

И всё же главную ценность музея представляют фотографии, документы людей, кто ковал славу предприятия, защитил страну от фашизма. Стендов со снимками ветеранов ВОВ несколько. Открывают экспозицию их портреты, сделанные к 70-летию Победы. По словам заместителя начальника депо по кадрам и социальным вопросам Оксаны Суворовой и председателя совета ветеранов и смотрителя музея Людмилы Комаровой, своих фронтовиков предприятие не забывает: регулярно посещают пожилых людей, держат связь с родственниками, в прошлом году в квартирах некоторых был произведён ремонт, приобретена новая бытовая техника. К сожалению, поныне здравствующих осталось всего несколько человек.
– В прошлом году ушёл из жизни Анатолий Иванович Разорёнов. Много лет проработали с ним вместе, и только на празднике в честь 70-летия Победы он рассказал, что в войну сбил вражеский самолёт. Фронтовик служил на бронепоезде, дошёл до Германии. Память о таких людях должна жить вечно, – глядя на стенд с фотографиями, рассказывает мне посетитель музея, электромеханик депо Вадим Баюшкин. – А вообще мне посчастливилось трудиться со многими ветеранами ВОВ: Василием Поповым, Владимиром Косаревым, Григорием Тютяевым. На воспоминания они были скупы, зато в работе неугомонны. Трудились, не считаясь со временем. Именно фронтовики, очень ответственные и решительные, тогда задавали трудовой тон на предприятии.

С этими словами согласны и другие старожилы, которые местный музей и депо даже склонны сравнивать с любимой женщиной.
– Я здесь всю жизнь, предан депо и ни разу ему не изменял, – улыбается Валентин Мушкетов. – К его 85-летию снял фильм, вот смонтируем, обязательно вам покажем. Даже на Крестовский мост ходил, чтобы панораму запечатлеть. Пока мы здесь, история предприятия будет жить.

Впрочем, у опытных железнодорожников-энтузиастов есть свои последователи. Сегодня в депо трудится много молодёжи, заинтересованной в продолжении славных традиций предшественников.
– Как и многие коллеги, периодически захожу в музей и каждый раз не перестаю удивляться, как раньше в условиях нехватки инструментов, технологий люди обеспечивали бесперебойное движение поездов. Нам есть с кого брать пример, – подытожил ученик Вадима Баюшкина, 30-летний мастер электронного цеха Вячеслав Озембловский.
 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

abba-trans.com 17.06.2018 00:23:04
Аренда автобуса в отрадном

http://abba-trans.com/page/arenda-avtobusa-v-otradnom/
.
JamesKig 11.07.2018 18:54:41
Заказать seo продвижение и поисковая оптимизация сайтов seo По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв