24 июня 2017
06:39

От редакции

Отраслевые университеты лишились бюджетных мест по экономике, юриспруденции и менеджменту, о чём свидетельствуют контрольные цифры приёма (КЦП), утвер...

Кто заплатит за переезд

Подход к проблеме обеспечения безопасности должен быть комплексным

За последние пять лет на железнодорожных переездах произошло свыше полутора тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали свыше 1 тыс. 200 человек, из них 348 погибли. Материальный ущерб ОАО «РЖД»  превысил 800 млн руб.
– Несмотря на принимаемые меры, ситуация с безопасностью на переездах остаётся достаточно напряжённой, – отметил главный инженер департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Кошкин. – В среднем на железнодорожных переездах страны происходит от 200 до 240 дорожно-транспортных происшествий в год. Так, с начала текущего года зарегистрировано 65 ДТП на переездах, в которых пострадали 34 человека, 14 из них погибли. Хотя количество ДТП и снизилось на 7% по отношению к аналогичному периоду минувшего года, но при этом число погибших увеличилось на пять человек.

Происшествия на переездах в большинстве случаев происходят по вине водителей, пренебрегающих Правилами дорожного движения. Александр Кошкин рассказал, что в связи с этим ОАО «РЖД» выступает за ужесточение мер административной и материальной ответственности водителей. Предлагается повысить штраф за нарушение правил пересечения переездов с 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб., а в зависимости от тяжести происшествий и их последствий наказывать, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Но для этого нужна доказательная база. А поскольку за каждым переездом сотрудника ГИБДД не закрепишь, необходимо оборудовать хотя бы самые аварийные средствами фото- и видеофиксации.

Эти предложения рассматривались на заседании экспертной группы под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, и было принято решение их поддержать. Проект соответствующего закона может быть рассмотрен в Госдуме на весенней сессии.

Самыми эффективными мерами в обеспечении безопасности движения на переездах, по мнению начальника отдела безопасности на железнодорожных переездах Центральной дирекции инфраструктуры Владимира Цоя, является строительство путепроводов, цель которых развести пересечение железнодорожной и автомобильной дорог на разные уровни, а также закрытие самих переездов. И то, и другое продвигается пока медленно: в прошлом году было сооружено восемь автомобильных эстакад над железнодорожными путями и закрыто около 100 переездов на сети.

Впрочем, дело это достаточно затратное, поэтому на первом плане профилактическая работа на всех уровнях. «Неотвратимость наказания и сила его воздействия – вот два основных столпа, на которых должна выстраиваться система безопасности на железнодорожных переездах», – уверен Владимир Цой. Но для того чтобы эта система заработала, необходима видеофиксация нарушений правил пересечения переездов. Сейчас такими устройствами оборудованы 55 переездов на сети дорог, и эффективность выявления нарушений ПДД на переездах увеличилась более чем вдвое. До сотых процента снизилась и статистика происшествий на таких переездах. Часть устройств видеофиксации установлена по инициативе и за средства ОАО «РЖД», а часть – за счёт бюджетов субъектов Федерации.

Но если учесть, что на сети 10789 переездов, и если не все, то какую-то их часть надо оборудовать средствами видеофиксации, возникает закономерный вопрос: а кто должен платить за это «удовольствие»? В упомянутом проекте закона, который находится на рассмотрении в Госдуме, предложено возложить ответственность по оборудованию переездов на владельцев железнодорожных путей, то есть на ОАО «РЖД». Цена вопроса – 20 млрд руб. Компания от ответственности за оборудование переездов средствами безопасности никогда не отказывалась. Но устройства видеофиксации не относятся к таковым – это средства контроля. Кроме того, по решению Правительства РФ все штрафы за нарушения ПДД на переездах должны направляться в дорожные фонды субъектов Федерации. Получается, что платить за «банкет» хотят заставить железнодорожную отрасль, а дивиденды от этого потекут в закрома субъектов Федерации? А ведь кто-то должен взять на себя ещё и расходы по содержанию технических средств.

ОАО «РЖД» предлагает закрепить в ФЗ-257 положение об ответственности субъектов Федерации за установку средств видеофиксации на переездах, которые находятся на их территории. При этом предлагается минимизировать расходы до 2–3 млрд руб. путём первоочередного оснащения средствами видеофиксации наиболее опасных в плане нарушений переездов. Таковых на сети, по мнению специалистов, около тысячи.
– Необходимо наделить субъекты Федерации правом и возможностью оборудовать железнодорожные переезды средствами фото- и видеофиксации на основе концессии, – говорит заместитель начальника департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Виктор Аверков. – При этом инвестор получит дивиденды от вложенных в эти устройства средств, а остальное пойдёт в дорожные фонды. Доказательством может служить такой пример: только один переезд в Астраханской области после оборудования его средствами видеофиксации принёс в областной бюджет 19 млн руб. за год. А 14 переездов в Московской области пополнили за счёт этого областную казну почти на 20 млн руб.

Но привлечь инвесторов в оборудование переездов мешает несовершенство законодательства – оно не позволяет использовать механизм концессии, дабы не допустить коммерциализации объектов инфраструктуры. Так что без поправок в законах и здесь не обойтись. Как и, по мнению экспертов, не обеспечить безопасность на железнодорожных переездах без соответствующей законодательной базы.

В целом, по общему мнению участников «круглого стола», проблема безопасности движения на переездах носит государственный характер, и решить её односторонними мерами или силами какой-то одной из сторон невозможно. И подход к её решению должен быть комплексным – с привлечением всех заинтересованных сторон и с применением различных мер начиная от ужесточения ответственности за нарушения на законодательном уровне и заканчивая профилактической работой. Пока пример такого комплексного подхода показывает только компания «РЖД».

Поэтому председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков предложил коллегиально разработать «дорожную карту» дальнейших действий в этом направлении с чётким определением, кто и за что должен отвечать. Он считает, что проблему нужно решать незамедлительно, поскольку положение дел с безопасностью на железнодорожных переездах оставляет желать лучшего. И не надо всё сводить к деньгам, когда речь идёт о человеческих жизнях.

Сергей Евсеев



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса