18 ноября 2018 00:45

Системы спутниковой навигации повышают производительность труда путейцев

Сегодня уже многие используют ГЛОНАСС при определении своего местоположения в туристических походах, широко применяют эту систему в качестве навигатора при вождении автомобиля и в других практических целях.
Однако космические технологии не только помогают нам в повседневной жизни, но и широко внедряются в различных отраслях экономики, в том числе на железнодорожном транспорте.

Например, системы спутниковой навигации применяются для контроля работы строительной и путевой техники, в приборах, помогающих обеспечивать безопасность движения поездов. Используют их также для решения сложных инженерных задач.

Как рассказал заведующий кафедрой «Инженерная геодезия» СГУПСа Владимир Щербаков, ГЛОНАСС позволяет в несколько раз повысить производительность труда при определении пространственного положения оси железнодорожного пути по сравнению с традиционными методами и средствами измерений. А при уменьшении «шага» съёмки до 1–5 м этот показатель возрастает ещё больше.

Не менее важно, что ГЛОНАСС – единственное высокоточное, полностью автономное автоматизированное средство измерения, позволяющее без промежуточных функций и манипуляций определять пространственные координаты в нескольких системах, а затем преобразовывать их в требуемую систему координат. Именно эти преимущества учёные вуза использовали при разработке аппаратно-программных средств и технологии натурной (инструментальной) проверки станционных путей. По словам Владимира Щербакова, с помощью ГИС-технологий и ГЛОНАСС на Западно-Сибирской дороге за последние 10 лет выполнена натурная съёмка, созданы масштабные планы и продольные профили для 200 станций.

При этом удалось в пять раз повысить производительность труда специалистов и сократить затраты на проведение этой очень трудоёмкой работы более чем на 0,5 млрд руб. При поддержке руководителей магистрали сотрудники СГУПСа планируют и в дальнейшем продолжить сотрудничество с железнодорожниками в данной области. Тем более что масштабные планы и продольные профили с расчётами закрепления вагонов, полезной длины и многих других параметров необходимо выполнять в соответствии с нормативными требованиями как минимум раз в 10 лет, а на горках каждые три года.

Другая значимая разработка учёных вуза, выполненная на базе ГЛОНАСС, – системы автоматизированного управления (САУ) на базе глобальной спутниковой навигации (ГНСС) для постановки пути при новом строительстве, ремонте, модернизации пути в проектное положение.

Сейчас постановка пути в проектное положение выполняется, как правило, вручную с использованием шаблонов или разбивочных геодезических работ, по времени и трудоёмкости сопоставимых с изыскательскими работами. При этом приходится многократно перезакреплять оси пути при ремонте и строительстве, что в итоге существенно увеличивает трудозатраты, продлевает сроки и снижает качество ремонта.

Как уточнил Владимир Щербаков, в основе разработки учёных СГУПСа лежат уникальные возможности автономного позиционирования с высокой точностью и полной автоматизацией процесса измерений. Проводившиеся в течение нескольких лет испытания новшества подтвердили достоинства предлагаемой технологии, и сейчас в отрасли приступили к её промышленной эксплуатации.

Специалисты вуза создали три принципиально отличающихся варианта систем с автономным управлением на базе ГНСС, получив на них девять патентов. Все типы САУ уже применяются на Западно-Сибирской дороге при ремонте пути. В прошлом году, в частности, их весь сезон успешно использовали ОПМС-19 и ПМС-22. В нынешнем году с САУ на базе ГНСС будет работать также ПМС-20 и ПМС-177 Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути и ПМС-11, обслуживающая Забайкальскую магистраль.

Технология работ заключается в подготовке исходных данных, создании электронных проектов для САУ и их проверки на конкретном объекте. Причём электронный проект создаётся с использованием традиционных проектов и данных натурной съёмки ГНСС в техническом отделе ПМС, который после проверки передаётся технологом на путевую машину.

Ответственность за получение исходной информации, создание электронного проекта, контроль и отчётность лежат на специалисте технического отдела, работающем с САУ и ГНСС, прошедшем обучение в СГУПСе в соответствии с разработанной и утверждённой программой. Кроме того, специалисты СГУПСа при проведении технического обслуживания и подготовке аппаратуры проводят дополнительное обучение и инструктаж специалистов, работающих с САУ на базе ГНСС. Сейчас учёные также разрабатывают методы автоматизации отчётной документации по исполнительным съёмкам.

Эффективность применения новой технологии постановки пути в проектное положение подтверждает тот факт, что, по данным контрольных наблюдений, на перегоне Черепаново – Посевная на однопутном участке по традиционной технологии на эту работу тратят около одного часа, а при использовании САУ – 20 минут. Сокращение времени при работе «в окно» обеспечивает выполнение работ в срок, минимизирует влияние человеческого фактора, одновременно повышается качество работ.

Поскольку результаты выполненной с помощью спутниковой навигации съёмки способны храниться в электронной базе десятки лет, то при необходимости даже через 10–20 лет можно будет снова поставить путь в исходное проектное положение.

По мнению Владимира Щербакова, космические технологии на базе ГЛОНАСС доказали на практике свою высокую эффективность, обеспечивая значительное сокращение затрат на выполнение регламентированных в ОАО «РЖД» ремонтных путевых работ.

Андрей Стрельцов
Новосибирск




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв