22 сентября 2017
07:16

Коммерции нужно время

Рыночные отношения на железнодорожном транспорте будут внедрять последовательно

Развивать коммерческую железнодорожную инфраструктуру и создать Совет рынка по аналогии с тем, что существует в электроэнергетике, ФАС поручил президент Владимир Путин на совещании в Кемерове в январе 2012 года. Сегодня данная инициатива получила новый импульс.
ОАО «РЖД» действительно нуждается в возвращении потерянной грузовой базы. Ведь с железной дороги ушло много как раз мелких грузоотправителей, которые считают такие перевозки для себя слишком сложными.
«С 2007 по 2015 год число клиентов, которые отправляют меньше 100 тыс. тонн в год, сократилось с 47 до 18 тыс., – говорит заместитель генерального директора по транспортному обслуживанию Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Виктор Воронович. – Как раз у крупных грузоотправителей всё хорошо, их число практически не уменьшилось».

Одним из механизмов по увеличению числа пользователей услуг железнодорожного транспорта могли бы стать опирающиеся на новые технологии торговые площадки.

Несмотря на то что сейчас действует довольно много торговых площадок, которые призваны свести грузоотправителя с оператором, популярность их невелика. Причин несколько. К примеру, заместитель директора Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» Кирилл Баранов замечает, что у участников рынка просто нет доверия друг к другу и никто не торопится выкладывать свою информацию, считая, что её могут использовать другие.

Виктор Воронович полагает, что, во-первых, в работе любого торгового механизма необходим гарант, который возьмёт на себя ответственность за сделки, совершённые с помощью электронного механизма. А во-вторых, вагоны, условия и цены у всех разные, поэтому речь здесь идёт скорее не о биржевых, а о контрактных услугах. Ранее РЖД отказывались от статуса гаранта, поскольку полагали, что это дело грузоотправителя и оператора. Но сейчас компания уже готова предоставить свою электронную площадку и возможности, а также изменила решение и теперь готова гарантировать сделки, понимая, что, кроме неё, сделать это просто некому. Подобная биржа вагонов действительно способна поддержать малых и средних грузоотправителей. Но при этом каждому участнику торгов придётся следовать определённым правилам, поскольку продавать тот хаос, пусть даже в хорошем смысле этого слова, на бирже нельзя, подчеркнул Виктор Воронович. Всё будет довольно просто: если клиент присоединяется к торгам, то он выбирает для себя определённый статус и следует прописанным в нём условиям.

Президент Некоммерческого партнёрства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алёна Зябкина говорит, что в железнодорожной отрасли также должны быть прорывные информационные технологии, связанные с перевозочным процессом, и они будут обязательно.
«На наш взгляд, это всё должно интегрироваться с системой ЭТРАН, чтобы организовать перевозку было легко и доступно. Небольшим грузоотправителям должно быть достаточно иметь выход на такую площадку и цифровую электронную подпись, чтобы они имели возможность заключать на ней различные договоры, – подчеркнула Алёна Зябкина. – Чем шире будет развиваться такая площадка, тем скорее это станет дополнительной статьёй доходов для ОАО «РЖД». К тому же данная площадка позволит стандартизировать многие работы и услуги, тем самым упорядочивая процессы в железнодорожной отрасли. Всё это помогло бы оценивать и анализировать отрасль в целом».

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин заметил, что внедрение коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте по аналогии с электроэнергетической и нефтяной отраслями могло бы решить много проблем, в том числе с ценообразованием и дефицитом пропускных способностей, сделать отношения между участниками рынка более прозрачными и открытыми.

Как пояснил эксперт Евгений Реутов, структура рассчитана на торговлю в биржевом и внебиржевом сегментах рынка. В биржевой части предполагается установление свободных цен на услуги перевозки, предоставление и ремонт подвижного состава. Уже сейчас действует несколько модулей (торговых площадок), на которых можно получить определённые услуги. Это купля-продажа запасных частей для вагонов, их отстой на путях общего и необщего пользования, аренда-продажа контейнеров. Недавно заработал также модуль страхования вагонного парка, количество модулей не ограничено и будет продиктовано состоянием рынка. Всё это призвано облегчить грузоотправителям и операторам, особенно малого и среднего бизнеса, процесс поиска друг друга.

Тем не менее наибольшую сложность (но и значительный интерес для всех участников рынка) представляет необходимость формирования регулярного грузового движения. Именно оно должно дать тот индекс цен на предоставление вагонов и услуг перевозки, который очень хотят видеть в ФАС и который может помочь грузовладельцам и операторам. Сейчас на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже готовится перевозка регулярными железнодорожными маршрутами нефтеналивных грузов, которые участники закупают на торгах.
«Срок доставки купленного топлива по действующим правилам достигает более 33 дней, в результате покупатель может получить продукт с уже изменёнными ценовыми условиями», – говорит Евгений Реутов.

Следует отметить, что биржевой комитет принял решение о создании рабочей группы, которая будет работать над движением нефтеналивных составов по расписанию, что позволит повысить прозрачность услуг и сократить время перевозки.

В схеме по созданию коммерческой инфраструктуры рынка существует и модуль продажи «ниток» графика, но его работу ещё нужно обсуждать.

В целом же идеальным вариантом коммерческой инфраструктуры, по видению разработчиков, явилось бы создание определённого маршрутизатора, на котором грузоотправитель, нажав начальную и конечную станции маршрута, получил бы полную картину вариантов доставки, в том числе с использованием различных видов транспорта. Ему оставалось бы только доставить груз на станцию и заплатить деньги. Такое удобство и позволит вернуть часть груза на железную дорогу, поскольку многие небольшие грузоотправители не хотят связываться с такими перевозками из-за излишней сложности. Совет рынка, в который войдут все его участники, должен разрабатывать правовые акты для расширяющегося сегмента коммерческой инфраструктуры, а также в определённых случаях и регулировать его.

Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов полагает, что при организации тех же ускоренных контейнерных поездов по расписанию и продаже «ниток» графика главное – не лезть в те правовые дебри, которые регулируют взаимоотношения перевозчика и грузоотправителя. Перевозчик может сам торговать «ниткой» графика напрямую, а грузоотправитель должен иметь возможность её купить.
«Я думаю, этот сегмент сейчас займёт максимум 3% перевозок, и такая малая величина нам гарантирует, что при переходе к этой рыночной схеме мы никого не убьём, – замечает Георгий Давыдов. – Это будет нужно тем предприятиям, у которых не такие стабильные перевозки, как у крупных компаний. РЖД сам бог велел в подобной ситуации выходить на организованные торги, а ФАС может их разрешить, учитывая отсутствие какой-либо угрозы для конкуренции. В данной ситуации определённые услуги вовсе не нужно регулировать». Георгий Давыдов напомнил, что из 78 услуг, которые оказывает ОАО «РЖД», всего 17 являются регулируемыми, то есть рынок и сейчас не перегружен контролем.

Если исходить из возможностей осуществлять регулярное движение, то ЦФТО уже оказывает подобные услуги, и сейчас, по сути, стоит задача вписать эти элементы в регулярное движение. Сделать это можно, если речь идёт действительно о небольшом сегменте – порядка 10%, считает заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» – начальник Управления движения Алексей Кужель.

Но будет ли этого достаточно, что делать дальше и как преодолеть ограниченность инфраструктуры? Прозвучал ответ, что в новой системе, применяя повышенный тариф и правила недискриминационного доступа, проблемой недостаточности пропускных возможностей можно управлять, а затем и решить её, как это произошло в «нефтянке».

В целом, как полагают участники, в вопросе внедрения коммерческой инфраструктуры нужно двигаться последовательно – от того, где все стороны видят свой коммерческий интерес. Здесь следует отметить, что и РЖД тоже. В этом случае процесс станет гораздо проще.

Сергей Плетнёв




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса