14 декабря 2018 22:02

Шестое московское кольцо

Как МКЖД поможет разрешить транспортные проблемы столицы

Уже 2 сентября 2016 года по Московской кольцевой железной дороге поедут первые пассажиры. А весной будут достроены почти все станции нового московского кольца. Корреспондент «Гудка. Пятница» Ольга Колтунова побывала на самых необычных остановочных пунктах строящейся дороги.



О том, что самый крупный транспортный проект в России – Московское железнодорожное кольцо (МКЖД) – заработает осенью следующего года, было известно уже давно. Но Центральная пригородная пассажирская компания, поезда которой и пойдут по МКЖД, уточнила дату. Пассажирское движение по кольцу начнётся 2 сентября 2016 года. Фактически кольцевая железная дорога станет для столицы ещё одной веткой метро (только наземной). Здесь будут действовать те же расценки, что и в метрополитене. Использовать для оплаты проезда можно будет те же проездные, а также карту «Тройка». Кроме того, пересадка с поезда МКЖД на метро и обратно будет бесплатной. К 1 января 2016 года на МКЖД уже будут готовы платформы 20 станций. Ещё 10 станций достроят к марту, когда по МКЖД начнётся тестовое движение поездов. Всего же на кольце запланирована 31 остановка, последнюю закончат строить уже после запуска пассажирского движения по МКЖД. Открытие новых станций повысит транспортную доступность сразу пяти районов Москвы, сообщили в пресс-службе МКЖД. В районах Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский будет расположена треть всех станций МКЖД. «Благодаря интеграции Московской кольцевой железной дороги в систему метрополитена в качестве второго пересадочного контура жители этих районов смогут существенно сократить время в пути», – пояснили в МКЖД.


50 метров от метро

Однако запуска МКЖД с нетерпением ждут не только там. Жители московской Пресни (в районе Шмитовского проезда) давно считают дни до того момента, когда рядом с их домами откроется станция Шелепиха. Ведь пока вблизи ещё нет метро (его открытие планируется одновременно с запуском МКЖД), а общественный транспорт приходится ждать долго. «Без сомнения, Шелепиха – один из самых важных объектов МКЖД», – говорит Тимур Соцкий, пресс-секретарь Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта РЖД.

На строящуюся Шелепиху мы с Тимуром Соцким попадаем, минуя котлован – на входе видим ещё голые бетонные стены. «Здесь завершены основные строительно-монтажные работы. Осталось проложить коммуникации и завершить отделку», – рассказывает Соцкий. Пока нет лифта для маломобильных пассажиров, но отделочные работы идут полным ходом. Стены помещения, где будут кассы и турникеты, строители облицовывают искусственным мрамором – это экономично, а от настоящего искусственный визуально не отличается. Мрамор в облицовке бело-серый, светлая гамма интерьера позволит экономить на электроэнергии. Все работы на Шелепихе планируют завершить до середины февраля. Тимур Соцкий поясняет, что дизайн станции стандартный, похожие есть и на радиальных ветках железной дороги.

Платформа Шелепиха будет в длину 180 м (для пяти вагонов поезда), а оба её «берега» соединят подземным переходом. Станция наземная, но от непогоды спасает крыша. И в холода мёрзнуть на платформе не придётся: поезда на МКЖД должны будут ходить каждые 5–6 минут. Главный плюс Шелепихи в том, что эта железнодорожная станция непосредственно интегрирована с одноимённой станцией метрополитена, то есть связана с метро подземным переходом. МКДЖ от метро будет отделять всего 50 м. «Пассажир не увидит особой разницы, метро это или железная дорога. Станцию МКЖД, скорее всего, будут воспринимать как наземное продолжение метрополитена. Даже навигация для пассажиров на кольце будет такой же, как в метро», – поясняет Тимур Соцкий. Только вот поезда будут ходить тише: путь электричкам проложен бесстыковой, «бархатный».


Из поезда в офис

Впрочем, соседняя с Шелепихой станция Сити намного интереснее. На платформе захватывает дух. Из-за рельефа местности станцию построили непосредственно на эстакаде. Мост, на котором расположилась железнодорожная Сити, идёт параллельно эстакаде Третьего транспортного кольца в нескольких десятках метров от земли. Чтобы техника могла работать на такой высоте, пришлось привезти и насыпать тонны земли. Временный холм высотой 4–5 м вырос прямо над тоннелем метро, именно соседство свай станции МКЖД и линий метрополитена долго не позволяло строителям МКЖД приступить к работам. Руководство метрополитена опасалось, что сваи железнодорожной эстакады повредят тоннель метро, однако ничего подобного не случилось, расчёты провели ювелирно.

Стоя на платформе, хорошо видишь, как совсем рядом на ТТК давятся в пробке машины. «А пусть водители завидуют пассажирам МКЖД и тоже пересаживаются на городской транспорт», – говорят в Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству РЖД.

Есть у станции и ещё одна особенность. Выход в город здесь предусмотрен по воздушной галерее (пока она не построена), а вести крытый мост будет в один из небоскрёбов Сити, откуда пассажиры уже спустятся на землю. «Кому-то из работников офисов Сити явно повезёт: прибывать в офис он будет прямо с электрички, не выходя в город. А поскольку во всех поездах МКЖД будет ещё и Wi-Fi, то вагон электрички при необходимости вполне можно будет считать продолжением офиса», – рассказывает Тимур Соцкий. По прогнозам проектировщиков, основная часть пассажиров с запуском кольца будет прибывать в Сити не на метро, а на электричках МКЖД. Просто из большинства районов Москвы добраться сюда по «железному кольцу» будет быстрее. Часть людей, вынужденных приезжать на машинах, тоже предпочтёт электричку, ведь с бесплатной парковкой в Сити беда, а на ТТК в этом районе почти всегда пробки. Однако небоскрёбы Сити можно будет наблюдать лишь с одной стороны платформы, с другой стороны – вид на набережную Москвы-реки, где мэрия Москвы обещала разбить парк.


Спускаемся под землю

Ещё одна особенная и уникальная станция МКЖД – это, конечно же, Площадь Гагарина. Это единственная подземная станция железнодорожного кольца – в районе Ленинского проспекта пути проходят в тоннеле. Отличие же подземной станции МКЖД от привычной нам остановки метро в том, что здесь обе платформы расположены дальше друг от друга: электричкам под землёй требуется больше места, чем поездам метрополитена.

Станция опустилась вниз на целых три этажа. Минус первый этаж – кассы и турникеты, минус второй – платформы, а на третьем – переход на станцию метро «Ленинский проспект». Мне, как пассажиру московской подземки, давно было любопытно, когда и зачем на «Ленинском» построили лестницу, упирающуюся в стену. За стеной оказался законсервированный тоннель, по которому мне наконец удалось погулять. Дело в том, что проект пассажирской платформы Малого железнодорожного кольца существовал ещё в 60-е годы, когда станция метро «Ленинский проспект» только строилась. Проложенный 50 лет назад тоннель прекрасно сохранился и нуждается лишь в декоративной отделке. От «Ленинского проспекта» проход на платформу Площадь Гагарина сейчас отделяет лишь тонкая бетонная перегородка – та самая, в которую и упирается загадочная лестница в подземке. Сломают её, скорее всего, уже летом 2016 года, накануне запуска движения по новому кольцу.

Впрочем, запуск МКЖД ещё не означает конец всем работам здесь. В 2016 году должен начаться 2-й этап реконструкции дороги, в рамках которого, в частности, будет построена 31-я станция МКЖД – Севастопольский Проспект. Но основной задачей этого этапа станет создание комфортных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) вдоль нового кольца. Всё железнодорожное кольцо предусматривает 17 пересадок на метро, более 30 пересадок на городской наземный транспорт и 10 – на радиальные линии железной дороги. Перед создателями ТПУ стоит задача организовать пересадку пассажиров по принципу «сухие ноги», то есть по подземным переходам, наземным или воздушным галереям. Часть станций МКЖД предполагается связать и с перехватывающими парковками частного автотранспорта. Завершить строительство таких пересадочных узлов планируется уже в 2018 году.

Ольга Колтунова




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв