23 октября 2017 20:02

Апеннины: экспрессы как скрепы страны

40-летний опыт строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей в Италии доказал их жизнеспособность

Железные дороги на Апеннинах считают вторым после Джузеппе Гарибальди объединителем Италии. В 1839 году первая линия длиной 7,25 км соединила портовый Неаполь с городом Портичи – дорога не имела шпал, рельсы были уложены прямо на камни кубической формы, а вагоны вели паровозы, закупленные в Англии. Через 130 лет уже сама Италия совершила прорыв в вагоностроении, став законодателем мод на магистралях Старого Света.
В 1960-х годах в Центральной Европе, где преобладает сложный, гористый рельеф местности и вследствие этого на железных дорогах много кривых малого радиуса, замедляющих движение поездов, основательно задумались, как увеличить скорости. Над задачей бились инженеры многих стран, но решение было найдено в Италии: компания Fiat Ferroviaria разработала поезда «Пендолино» с системой автоматического наклона кузова на поворотах, в основе которой лежал механизм качающихся тележек. Это позволило значительно ускорить сообщение без капитального спрямления и реконструкции пути.

Наиболее удачный по тем временам из итальянских скоростных поездов на платформе «Пендолино» ETR-450 был сконструирован в 1985 году, и через три года вышел на линию Рим – Милан, преодолевая 600-километровое расстояние между двумя главными городами Италии менее чем за четыре часа. Идея «Пендолино» дала мощный, до сих пор не исчерпанный импульс совершенствованию подвижного состава. Своё отражение она нашла и в конструкции поездов, ныне курсирующих в России: испанского поезда «Talgo» («Стриж»), а также в финской модели, известной как поезда «Allegro».

Сегодня в 60-миллионной Италии сеть железных дорог, считающихся одними из самых модернизированных и оснащённых в Европе, достигла почти 17 тыс. км, в том числе одна тыс. км – высокоскоростные магистрали. Первая ВСМ в стране соединила в 1978 году Рим и Флоренцию (254 км), а к 2015 году ВСМ связывают уже семь крупнейших городов с севера на юг – Турин, Милан, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь, Салерно. Преобладающие расстояния между крупными городами, от 200 до 800 км, обеспечивают итальянским ВСМ естественное конкурентное преимущество перед авиатранспортом. Масштаб итальянской стратегии развития ВСМ отдаёт предпочтение крупным проектам, сейчас сеть хотят довести до Венеции и Триеста, а на юге – сделать «большой прыжок» железнодорожного моста на Сицилию. Магистрали на Апеннинах совмещённые: с ВСМ поезда свободно переходят на обычные линии и обратно, что очень удобно. Часть маршрутов, например, из Рима в Венецию, проходят по комбинированным трассам, – сначала по скоростной, потом по обычной. В стране 2260 комфортабельных вокзалов с разной формой собственности.

Железнодорожная отрасль в Италии демонополизирована: наряду с государственной компанией в Италии действуют и частные перевозчики. Общенациональный государственный оператор Trenitalia обеспечивает как обычные, так и высокоскоростные перевозки на итальянской модели поездов Eurostar (известных как «Пендолино» серии ETR-500). С мая 2012 года под брендом Italo начал работу альтернативный высокоскоростной железнодорожный оператор Nuovo Trasporto Viaggiatori (NTV). Конкуренция с госкомпанией для него осложнена недоступностью центральных вокзалов в двух главных городах – Roma Termini и Milano Centrale. Максимальная скорость высокоскоростных поездов в Италии составляет 300 км/ч при технической возможности до 360 км/ч. Наименьшее время в пути высокоскоростного экспресса от Рима до Милана составляет два час. 45 мин., до Венеции – три час. 30 мин., до Турина – четыре час. 10 мин., до Неаполя – один час 10 мин.

По специализации классные поезда с сидячими местами делятся на три категории – Красная стрела (Frecciarossa), Серебряная стрела (Frecciargento) и Белая стрела (Frecciabianca). Красная стрела ходит только на новых высокоскоростных линиях от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь до Салерно. Серебряная стрела движется как по высокоскоростным, так и по обычным линиям (комбинированные трассы). Эти поезда, связывающие Рим с городами Венеция, Верона, Триест, Бари, Лечче и Реджо Калабрия, развивают скорости до 250 км/ч. Поезда категории Белая стрела cледуют со скоростью до 200 км/ч по линиям от Милана до Венеции, Удине и Триеста, а также вдоль побережья Адриатики, в направлении Римини, Бари и Лечче. На небольшие расстояния со множеством остановок отправляются местные и региональные поезда – аналог нашего пригородного сообщения.

Для итальянских железных дорог традиционно характерны изысканный комфорт и высокое качество обслуживания пассажиров в пути. Сервис в бесшумных поездах Красная стрела включает здесь бесплатный Wi-Fi, просмотр телевидения через бортовой портал, розетки для подключения компьютерных и мобильных устройств, доставку еды и напитков прямо к месту, свежую прессу. Вагоны просторные, разнообразно освещены, оснащены кондиционерами, электротабло с трансляцией новостей, путевой информации и полной навигацией. Спинки мягких кожаных эргономических кресел откидываются на 98 см (это на 20 см больше, чем в самолёте). В поезде имеются вагон-ресторан, а также экзотические для россиян вагон-кинотеатр и клубный вагон для желающих весело провести время в дороге. Приобретение билетов, смена дат и рейсов возможны в режиме online, действуют разнообразнейшие системы тарифных планов, позволяющие постоянным пассажирам прилично экономить.
– Единственное, что доставляет неудобства и что бы я советовала учесть при проектировании вагонов для поездов ВСМ в России, – это конструкция кресел, – говорит в беседе со мной наша соотечественница, сотрудница компании Italcamel Мила Вязникова, более 20 лет живущая в Италии и часто совершающая поездки на высокоскоростных поездах из Рима в Милан и обратно. – Если тебе достаётся место спиной к направлению движения, то на огромных скоростях возникает чувство физиологического дискомфорта. Особенно оно усиливается, когда принимаешь пищу или просто пьёшь кофе. Эти ощущения знакомы многим пассажирам. Хорошо бы сконструировать кресла-трансформеры, разворачивающиеся при смене направления движения. Чтобы всегда сидеть по ходу «летящего» по ВСМ поезда, как в самолёте.

Ночные поезда EuroNight со спальными местами в купе, идущие за пределы Италии, связывают Рим с Парижем, Мюнхеном и Веной, Милан – с Барселоной. Самый дальний пункт прямого беспересадочного сообщения из Италии – Москва (около 2500 км). Курсирующий раз в неделю поезд между Москвой и Ниццей, «выныривая» на Апеннинах после сложного, насыщенного серпантинами и туннелями перегона под Альпами от австрийского Инсбрука, делает в Италии пять остановок – в Больцано, Вероне, Милане, Генуе и Сан-Ремо. Время в пути из российской столицы в города Италии составляет 40–45 час., билет в вагоне второго класса в одну сторону стоит около 250 евро. Это дороговато для регулярных поездок, если учесть, что перелёт популярными чартерными рейсами из Москвы до Римини обходится всего в 200 евро – но в оба конца.

Устойчивый пассажиропоток в авиасообщении между Россией и Италией (свободных мест в самолётах практически не бывает) наводит на мысль о целесообразности в перспективе и ежедневного железнодорожного сообщения между двумя дружественными государствами, успешно развивающими свои вековые связи даже в сегодняшней непростой международной обстановке. Это привлечёт интерес как деловых людей, так и туристов. Их великое множество, ведь в Италии, солнечной стране гор, моря, сосен, целебных термальных курортов, находится две трети культурных сокровищ Европы. Однако пользоваться авиатранспортом нынче готов далеко не каждый путешественник.

Ситуацию может изменить предстоящее начало движения три раза в неделю скоростного поезда «Стриж» из Москвы в Берлин, что значительно сократит время в пути до центра Европы, создаст дополнительные возможности для трансфера пассажиров. Если проект окажется коммерчески успешным, в чём трудно сомневаться, то он будет важным шагом в деле развития железнодорожного сообщения между Россией и Старым Светом.

Игорь Ленский,
член Союза писателей России
Рим – Москва




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31