11 декабря 2018 16:47

Экспрессы по всем азимутам

Обсуждены перспективы наращивания скоростей и строительства новых линий на железных дорогах России

В большом зале управления МЖД состоялось выездное совещание, посвящённое рассмотрению проекта актуализированной программы развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации. Совещание прошло под председательством первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина.
Открывая совещание с участием топ-менеджеров ОАО «РЖД», его филиалов, учёных и экспертов, Александр Мишарин подчеркнул, что развитие скоростного и высокоскоростного сообщения в России соответствует директивам Президента РФ Владимира Путина, включено в программу социально-экономического развития России, актуализированную транспортную стратегию до 2030 года, предусмотрено генеральной схемой развития отечественных железных дорог. Это направление способствует повышению конкурентоспособности отрасли, развитию пассажирского комплекса и бизнеса в целом.
– Определённые успехи у нас есть. Уже почти шесть лет рентабельно эксплуатируются поезда «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург. На отдельных участках магистрали они развивают скорость до 250 км/ч, благодаря чему мы приобрели необходимый технологический опыт движения с высокими скоростями в наших практических условиях.

Одним из этапов реализации программы является полюбившийся пассажирам «Дневной экспресс», внедрение которого позволило наладить ускоренное сообщение между крупными городами в центральной части России без масштабных вложений в инфраструктуру, за счёт грамотной организации движения и рационального использования высвободившихся от грузоперевозок резервов.

В 2015 году начато проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань. В ближайшие годы предстоит отработать новые технологические решения для организации движения поездов со скоростями выше 300 км/ч, требующие свежих инженерных и научных подходов. К внедрению на сети РЖД скоростных и высокоскоростных перевозок следует подойти комплексно, с тем чтобы гарантировать выгоды и преимущества для всех заинтересованных сторон – государства, перевозчика, владельца инфраструктуры. Предметного обсуждения требуют проблемы экономической оценки организации скоростного и высокоскоростного движения, результатов деятельности пассажирского комплекса, регуляторных моделей, определения стоимости содержания и платы за инфраструктуру. Нужны новые подходы как в технологиях, так и в техническом обслуживании, в классификации и специализации линий, предназначенных для пассажирского и грузового движения. Здесь есть множество дискуссионных, нерешённых пока вопросов, которые необходимо обсудить в профессиональном и научно-экспертном сообществах.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» особо остановился на Московском железнодорожном узле, где скоростное и высокоскоростное сообщение необходимо гармонично сочетать с интенсивным движением обычных электричек и пассажирских поездов. Ведь на долю Московской магистрали приходится более половины пассажирских перевозок сети – 25% дальних и 64% пригородных. Главные пассажирские сообщения по всем азимутам ведут из Москвы.

Об основных положениях, целях разработки, этапах, сроках и механизмах реализации программы организации скоростного и высокоскоростного сообщения в России рассказал один из основных разработчиков финансово-инвестиционной модели ВСМ, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.

Согласно исследованиям центра, на расстояниях от 200 до 800 км поезда ВСМ для пассажиров имеют абсолютное преимущество перед авиацией и автотранспортом. Поэтому значительные перспективы есть не только у пилотного проекта Москва –

Казань, но и у предусмотренных программой линий ВСМ Москва – Санкт-Петербург, Москва – Сочи. По расчётам, к 2030 году пассажиропоток на линиях ВСМ в России достигнет 84 млн человек ежегодно. Эксперт предложил отказаться от искусственного деления поездов ВСМ на пригородные и дальние, поскольку при курсировании ускоренных региональных поездов (УРП) такое деление становится условным. А также уже сейчас пересмотреть тарифную политику платы за инфраструктуру, с тем чтобы стимулировать скоростное пассажирское движение и контейнерные перевозки; на уровне тарифной политики начать специализировать линии на грузовые и пассажирские.

О практических задачах при реализации программы доложил эксперт Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Николай Балуев. С докладом о перспективах развития этих видов движения на полигоне Московской магистрали выступил начальник МЖД Владимир Молдавер.

Он отметил, что на Московской дороге многое сделано для организации скоростного движения. Уже несколько лет в рамках привлекательной для людей программы «Дневной экспресс» курсируют «Ласточки» и ускоренные поезда из столицы в ряд областных центров. Первого июня начато сообщение по маршруту Москва – Нижний Новгород скоростным поездом «Стриж». Готовится запуск этого стремительного поезда по маршруту Москва – Берлин (с вагонами до Бреста). Расстояние между Москвой и Берлином (1870 км) на новом поезде «Стриж» пассажиры смогут преодолеть за 12–14 час. – вместо суток, требующихся пока на обычном составе. В пути следования «Стриж» сделает остановку в двух европейских столицах – Минске и Варшаве. Скоростная, комфортная и абсолютно безопасная доставка пассажиров из российской столицы прямо в центр Европы имеет большие преимущества как для пассажиров, так и для отрасли – особенно в свете кризисных явлений на авиатранспорте.

По мнению Владимира Молдавера, при подготовке сетевой программы надо учесть ряд принципиальных моментов. Прежде всего необходима специализация направлений под пассажирское и грузовое движение. Это, с одной стороны, позволит избежать дополнительных затрат на строительство новых линий, а с другой, – даст возможность экономично организовать скоростное сообщение при существующей инфраструктуре.
– Для этого грузовое движение необходимо переключать на широтные ходы с их развитием, а радиальные направления, такие как курское, смоленское, киевское и другие, оставить под скоростные и ускоренные поезда, в том числе дневные экспрессы. Такую специализацию полезно провести не только в границах полигона Московской дороги, но и в масштабах сети, – предложил Владимир Молдавер. –

Необходимо достроить второй главный путь на северном участке Большого кольца (БМО) с развязками на радиальные направления. Очень важно усилить савёловский ход, ведь это кратчайший и перспективный маршрут для грузового движения из Москвы до Санкт-Петербурга.

Среди других инициатив Владимира Молдавера – проработать меры по специализации ходов, направлений и линий для грузового и пассажирского движения, вопрос расположения пассажирских и зонных станций, а также базовых ремонтно-эксплуатационных депо для скоростных поездов.

Подводя итоги выездного совещания, Александр Мишарин выразил уверенность, что развитие скоростного и высокоскоростного сообщения имеет колоссальные перспективы в России, даст огромную выгоду государству, людям и отрасли, мощный импульс в развитии экономики. Александр Сергеевич поделился впечатлением от недавнего визита делегации из Японии. Многие знают, что в Стране восходящего солнца действуют семь конкурирующих между собой железнодорожных компаний, в собственности которых находятся все скоростные и высокоскоростные магистрали. Но редко кто знает, что совокупный годовой доход от деятельности этих линий в Японии составляет – ни много ни мало – 60 млрд евро!

Игорь Ленский


 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Саша 09.11.2015 03:43:59
Очень интересная статья. И интересно было прочитать про Савеловский ход, ведь там только до ст. Савёлово электрификация, дальше тепловозная тяга, однопутка, как говорят Савеловская глухомань. Так будут одухпучивать и электрифицировать?? Ну а разделении линий на пассажирские и грузовые - это давний разговор, судят по Европе, но там страны маленькие по сравнению с Россией, её просторами и выделять пассажирские линии и грузовые - это делать дубли, например Транссиб или БАМ. Да и по грмамматике у автора в последнем предложении ляпсус "Редко кто знает". Обычно говорят "Мало кто знает". Вот такой литературный оборот.
Гость Скрябин 16.11.2015 17:59:13
Правильно сказано о важности усилениясавеловского хода.Говорится об этом очень давно, есть проекты и начиналось строительство, но под разными предлогами замораживается.Грузовой поток растет на Усть-Лугу,Ленузел, Финляндию, а участок Мга-Череповец уже не справляется. Строительство ВСМ Москва-С-Петербург отложили, так надо хоть сделать этот ход.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Выбор редакции

Летний призыв