14 декабря 2018 21:59

Мастер с большой буквы

Анатолий Фролов – один из ярких представителей золотого фонда столичной магистрали

Вчера, 18 октября, отметил свой 85-й день рождения железнодорожник и машинист с 38-летним стажем, Герой Социалистического Труда, в прошлом депутат Верховного Совета РСФСР, общественный деятель и старинный друг «МоЖ» – Анатолий Иванович Фролов. Ваш корреспондент пообщалась с именинником в редакции, за чашкой чая.
Знатный машинист, Герой Социалистического Труда Анатолий Иванович Фролов
…1941 год, Подмосковье: по только что проложенной железной дороге к Дмитрову, куда уже практически вплотную подошли немцы, двигался состав, гружённый тяжёлой военной техникой. Вёз танки для наших частей, которые базировались в здешнем лесу и готовились к наступлению. Эшелон остановился у деревни Наугольное, что в 50 км от Дмитрова, набрать воды. Трое местных пацанов, среди которых был 11-летний Толя Фролов, сидели на пригорке, болтали о чём-то своём… И, увидев перед собой паровоз, едва не потеряли дар речи. Подошли поближе, чтобы рассмотреть. Машинист, заметив их интерес, разрешил протереть колёса, дал концы. Ребята были на седьмом небе от счастья.

Кто из мальчишек не мечтал сбежать из дома и отправиться в путешествие, навстречу приключениям и подвигам? А ещё и на паровозе.

Что уж они наговорили машинисту, неизвестно, но он взял их с собой.

Километров за 10 до Дмитрова – наш патруль. «А это кто?» – спросили военные, показывая на юных чумазых «железнодорожников». «Разведчики», – то ли в шутку, то ли всерьёз ответил машинист. «Ну-ка, марш домой, разведчики!» – получили они приказ и потопали по путям обратно в деревню.
– Мы шли всю ночь, – рассказывает Анатолий Иванович. – Родители чуть с ума не сошли – Дмитров и Загорск немцы бомбили каждый вечер. Мать взяла вожжи и всыпала мне по первое число, едва успел спрятаться под кровать.

Заступилась бабушка – Толик был старший внук, помогал по хозяйству. У каждого, кто прожил такую большую жизнь, как наш герой, была своя война. Его война началась через год, когда он пошёл вкалывать на торфяных разработках загорского Райпромкомбината. Добывал торф для оборонных предприятий. Кормил семью. И так каждое лето, вплоть до окончания школы.

Не знаю, запала ли в его мальчишескую душу та поездка на паровозе, породив мечту о поездах. Или он решил поступать в железнодорожное училище, как и многие его сверстники, потому, что его воспитанники были на полном гособеспечении. (В голодное послевоенное время это было выходом). Но он надел форму железнодорожника и пошёл учиться на машиниста электропоезда в училище №3 (позже ПТУ №129). Правда, поступил не сразу. Когда приехал первый раз, директор увидел, что он курит, и сказал: «Мне такие не нужны». А на второй год, уже забыв его в лицо, спросил, комсомолец ли. Анатолий уже был членом комитета комсомола Райпромкомбината.
«О, мне такие нужны», – обрадовался директор.

Учился Анатолий хорошо, вёл общественную работу в комитете комсомола, был старостой группы, некоторое время исполнял обязанности секретаря комсомольской организации. Окончил училище с отличием, его даже хотели после выпуска оставить мастером производственного обучения. Он и в молодости был парнем смышлёным, начитанным. Родители, отец – бригадир полеводческой бригады, потом председатель колхоза, и мать – колхозница, приучили его читать с детства. В 15 лет он уже познакомился с довольно сложным для этого возраста автором, историком и драматургом Михаилом Загоскиным. Выдержки из его произведений цитировал наизусть.

Книги станут постоянными спутниками Анатолия Фролова на всю жизнь. Когда он после училища поступит служить в пассажирское вагонное депо Москва-3, начнёт собирать собственную библиотеку, количество книг в какой-то момент перевалит за две тыс. Будут в ней и Шолохов, и Твардовский, и Есенин, и Пушкин, и мемуары советских маршалов, практически всё о Сталине, ленинские труды.

Профессиональный путь Анатолия Фролова сложился благополучно. Могло ли быть по-другому у человека думающего, трудолюбивого и ответственного? Как только он пришёл в депо, его в числе немногих отобрали на электровоз. Он быстро переквалифицировался. На машиниста подготовился через полтора года сам, безо всякой школы. Его поставили к наставнику, который не умел учить и боялся давать управление. Только и заставлял чистоту наводить – три, три, говорит, чтоб всё блестело. А Анатолию нужно было изучать схему, вот он и занялся самообразованием. Освоил всё быстро. Сдавал экзамен строгой и требовательной комиссии, весь мокрый вышел оттуда. Сдал и на следующий день – 2 февраля, в зиму – поехал «первым номером». Небывалый случай.

В его трудовой биографии и передовые позиции, и перевыполнение пятилетнего плана, и рационализаторские предложения. Не только в грузовом, но и в пассажирском движении, куда он впоследствии перешёл. И высокие государственные награды за труд.

В Москву-3 он поступил уже настоящим комсомольским зубром. Пытался скрыть сей факт от руководства. Он уже влюбился в профессию. (Это видно по тому, как он о ней говорит, паровозы называет ласково: «паровозики»). И хотел водить поезда. Дорога его звала. Но человека со способностями, талантом, лидерскими и организаторскими качествами видно за версту. Такие нужны были и в Верховном Совете РСФСР. Анатолия Фролова избрали депутатом от Сокольнического района Москвы. Работая машинистом, раз в месяц он принимал избирателей в райисполкоме. Помогал в общем-то таким же людям труда, как и он сам, решать проблемы в основном жилищные. И говорят, не жалел себя в этой работе. Помог очень многим. Их дети и внуки и сегодня здороваются с ним на улице.
– Я посмотрел свои архивные данные, – говорит мой собеседник. – Приблизительно 76% вопросов, с которыми обращались жители района, были решены положительно.

На железной дороге всегда сильны традиции и преемственность поколений. ПТУ №129 (ныне колледж №52) не оставляло надежды заполучить к себе в педагоги Анатолия Фролова. После выхода на пенсию он принял предложение стать мастером. Проработал там 16 лет. Всегда говорил своим ученикам: «Труд делает человеком любого», приводя в пример свой жизненный путь. И учил их любить профессию, уважать родителей и окружающих, быть… культурным человеком.

Сегодня Анатолий Иванович по-прежнему в строю, ведёт активную общественную жизнь. Участвует в важнейших производственных и праздничных мероприятиях магистрали. А свободное время проводит, конечно же, в своей библиотеке, перечитывая любимых авторов и открывая для себя новых.

Мне кажется, тема: «роман» Анатолия Фролова с Книгой, вернее, с целой районной библиотекой, которую он собирал, сама по себе заслуживает написания романа. Он читал «запоем». Многое, особенно из того, что написано о духовной жизни человека, пропускал через себя. А это требует усилий мысли и души. Это по-настоящему большая работа над собой, ответственная и важная, которая позволяет расти и в своих глазах, и в глазах окружающих. Самоуважение и уважение других – это стороны одной медали. Но они же прибавляют человеку обязательств и ответственности за тех, кто рядом, с кем живёшь и работаешь. А если говорить о железнодорожниках, то получается почти как «тост от юбиляра» – за тех, кто в пути…

Светлана Новаковская




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв