18 ноября 2018 11:39

Эффективные люди

Успех бизнеса во многом зависит от того, какое внимание уделяет компания своему главному ресурсу – сотрудникам

Вне зависимости от экономических трендов ОАО «РЖД» сохраняет высокую планку социальной ответственности.
Вопросы управления персоналом, с которыми обычно сталкиваются компании во времена стабильности и роста, сегодня приобретают особую важность. Это тот период, когда программы повышения эффективности, мотивации и развития работников могут вывести в лидеры и обеспечить долгосрочное развитие, а их отсутствие как минимум – привести к потере ценных специалистов. Обострение конкуренции, в том числе борьба за таланты – одна из основных причин, побуждающих бизнес внимательно относиться к социальным обязательствам перед работниками.


Не зарплатой единой

Одно из традиционных проявлений заботы о сотрудниках – корпоративная система льгот и гарантий. В общей структуре расходов ОАО «РЖД» на персонал порядка 20% приходится на реализацию обязательств по Коллективному договору. Почти две трети льгот, гарантий и компенсаций предоставляется сверх уровня, предусмотренного Трудовым кодексом.

Эти расходы, как правило, связаны с инфляционными процессами в экономике, поэтому затраты на обеспечение обязательств по Колдоговору год от года растут. В 2014 году компания потратила на эти цели порядка 110 млрд руб. Индивидуальный социальный пакет работника оценивался в 50 тыс. руб., неработающего пенсионера – в 11 тыс. руб. За первое полугодие 2015 года на выполнение положений Коллективного договора потрачено около 55 млрд руб.

В ОАО «РЖД» продолжает действовать система корпоративной жилищной поддержки. Несмотря на неблагоприятные экономические условия, компания сохраняет льготную процентную ставку по ипотеке и субсидии для работников и молодых специалистов. Благодаря корпоративной поддержке в 2014-м более 2,3 тыс. сотрудников компании смогли улучшить свои жилищные условия и ещё 730 человек – за первое полугодие 2015 года. Всего на ипотечное субсидирование по кредитам, выданным ранее, и на безвозмездные жилищные субсидии в 2014-м компанией было потрачено 2,594 млрд руб. В этом году запланировано 2,6 млрд руб.

Компания продолжает строить и технологическое жильё для специалистов. В 2014 году введено в эксплуатацию 30,6 тыс. кв. м жилья (или 458 жилых помещений). За текущий год планируется ввести в эксплуатацию 21,3 тыс. кв. м (или 335 жилых помещений). Всего по состоянию на 1 января 2015 года на балансе компании находится 916,5 тыс. кв. м технологического жилья (14,9 тыс. жилых помещений).


За безопасный труд

Традиционная социально ответственная практика ОАО «РЖД» в отношении персонала – охрана труда и обеспечение безопасности на рабочем месте. Система охраны труда в компании постоянно совершенствуется. С октября прошлого года на сети внедрена система цветовых режимов управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма. Переход всех предприятий ОАО «РЖД» на комплексную систему охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П или «крест безопасности») должен завершиться в этом году. С прошлого года в компании появилась методика расследования и учёта микротравм, а в этом году – методика определения влияния человеческого фактора на возникновение несчастного случая. Последняя помогает объективно оценить долю ответственности каждого работника, причастного к несчастному случаю на производстве. Учёт микротравм, в свою очередь, отражает полную картину факторов, приводящих к травмам.

Модернизация системы охраны труда на предприятиях РЖД даёт свои результаты. За 8 месяцев 2015 года показатели по тяжёлому травматизму по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 5%, по смертельному – на 34%.

Улучшаются и условия труда железнодорожников. По данным департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», сегодня в компании существует 391 тыс. рабочих мест, из них с вредными условиями труда в ОАО «РЖД» – около 120 тыс. рабочих мест, или 31%. В прошлом году их было 33,5%. На железной дороге не осталось ни одного места с классом вредности 3.4 (работа там может привести к развитию тяжёлых форм профзаболеваний и потере трудоспособности).

С февраля 2015 года в компании вступило в силу распоряжение главы ОАО «РЖД», которым устанавливается объективная дифференцированная шкала компенсаций работникам, занятым на вредных производствах, в зависимости от условий труда на конкретном рабочем месте.


Будем здоровы

Заболеваемость среди железнодорожников почти на 20% ниже, чем в целом по России. Немалую роль в этом играют уникальность и мобильность корпоративной системы здравоохранения.

ОАО «РЖД» остаётся единственной компанией, сохранившей и активно развивающей институт производственной медицины, которая сама по себе является частью технологии. 19 мая 2015 года в Москве в Научном клиническом центре ОАО «РЖД» состоялось торжественное открытие первой в истории медицинского образования кафедры «Производственная медицина», а 31 июля на базе Центральной клинической больницы № 2 им. Н.А. Семашко начал работу Центр ядерной медицины ОАО «РЖД». Сегодня в России насчитывается немногим более 10 подобных медучреждений.

В последние годы отраслевое здравоохранение активно смещает свои акценты в сторону профилактики и инноваций. Медицинские услуги железнодорожникам оказывают 178 негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в 75 регионах страны. По самым сложным и востребованным направлениям (от онкологии до микрохирургии глаза) работают более 80 железнодорожных центров высокотехнологичной медицины.

Результаты усилий, которые предпринимает ОАО «РЖД-Здоровье», улучшая качество медицинских услуг и гостиничного сервиса, в полной мере могут почувствовать на себе и сотрудники компании. За 8 месяцев 2015 года в 20 санаторно-курортных комплексах, расположенных в 10 регионах России, отдохнули и поправили своё здоровье 23,9 тыс. работников компании, членов их семей и неработающих пенсионеров. А в рамках акции «Путёвка с выгодой», которую ОАО «РЖД-Здоровье» проводило с февраля по май 2015 года, железнодорожники и их родственники имели возможность отдохнуть в 12 ведомственных санаториях с дополнительной скидкой от 25% до 40%. Причём список родственников, которые могли воспользоваться спецпредложением, был велик: супруги, родители, дети, бабушки, дедушки, братья, сёстры.

Дети под присмотром – родителям спокойно. Летняя оздоровительная кампания – ещё одно направление, которому в холдинге неизменно уделяется приоритетное внимание. В этом году в ней было задействовано 65 объектов (58 детских оздоровительных лагерей и 7 санаториев-профилакториев ОАО «РЖД»), где отдохнули 55 тыс. детей железнодорожников.

Традиционно в ведомственных лагерях реализуются различные образовательные и социальные проекты. «Реалии времени диктуют необходимость развития системы детских оздоровительных лагерей не только как объектов с современной инфраструктурой, но и как инструмента для всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения», – говорят в департаменте социального развития ОАО «РЖД». В этом году детская летняя кампания прошла под знаком 70-летия Великой Победы.


Растущий потенциал

Есть мнение, что с кадрами в стране будет всё сложнее – демографическая яма, несоответствие вузов и ссузов квалификационным потребностям предприятий, отток кадров за рубеж сделают рынок труда полем грандиозной битвы за лучших специалистов. Поэтому в компании делают ставку на преемственность и воспитание будущих железнодорожников со школьной скамьи, а ещё лучше – с детского сада.

Детсадов в ведомстве ОАО «РЖД» – 272. В этом году общее количество дошколят в них достигло 28,2 тыс. А 1 сентября порог отраслевых школ переступили 1554 первоклассника, что на 108 больше, чем в прошлом учебном году. Всего же в 19 общеобразовательных школах и 30 школах-интернатах обучаются 13,7 тыс. школьников.

Возрастающий интерес абитуриентов к транспортному образованию отмечают в железнодорожных вузах и техникумах. В этом году на обучение только по целевым направлениям высшего и среднего профессионального образования приняты свыше 5 тыс. человек.

В развитие отрасли существенный вклад вносят бойцы студенческих отрядов. Олимпийский Сочи, БАМ, Транссиб, космодромы Плесецк и Восточный – ни один крупномасштабный инфраструктурный проект ОАО «РЖД» не обходится без участия студентов-железнодорожников. В нынешний летний трудовой семестр более 6 тыс. бойцов работали в составе отрядов проводников, билетных кассиров, помощников машинистов и строителей.

К слову, сегодня в ОАО «РЖД» работают свыше 264 тыс. молодых сотрудников, что составляет 27,1% от численности всего персонала. Благодаря целевой программе «Молодёжь ОАО «РЖД» в компании созданы уникальные возможности для ранней социализации молодых сотрудников, их профессионального и личностного роста, вовлечения в деятельность холдинга и его инновационное развитие.

В РЖД понимают, что конкурентоспособность в общем и целом зависит от конкурентоспособности лидеров и сотрудников. Поэтому даже в условиях спада компания продолжает инвестировать средства в обучение персонала, что не только способствует повышению квалификации работников, но и в значительной степени мотивирует их.

Возможность совершенствоваться в профессии предоставляет, в том числе Корпоративный университет ОАО «РЖД», отметивший в июле своё пятилетие. В 2014 году там прошли обучение около 3 тыс. руководителей и ключевых специалистов компании, а за 9 месяцев 2015 года – уже свыше 3,3 тыс. человек. Большая часть слушателей выпускается по программам «Корпоративный лидер» и «Корпоративный менеджмент».

Светлана Коваль




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв