11 декабря 2018 18:20

Путь от язычества к православию

О жизни князя Владимира Святославовича известно не слишком много. Всё, что мы знаем, – это свидетельство «Повести временных лет», составленной в начале ХII века. При этом следует помнить, что летопись является не только документом, но и литературным памятником.
Летопись изображает Владимира так, что в нём словно были две души: языческая и христианская. До крещения у него были пять жён и наложницы, он приносил жертвы языческим богам, был человеком воинственным и мстительным. Даже по языческим меркам, как феодальный правитель, он был преисполнен жестокости.

Но сама история выбрала этого человека для утверждения христианства на Руси. И в этом заключается главная мудрость: для Церкви гораздо важнее не святые, а раскаявшиеся грешники. Князь Владимир и был таким. Причём в отличие от многих европейских правителей, которые принимали христианство из чисто практических соображений, для Владимира этот выбор был нравственным, что видно из всей его дальнейшей жизни.

Владимир был внебрачным сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши – ключницы матери Святослава княгини Ольги. В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата Ярополка, которого по приказу Владимира убили два наёмника-варяга. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. В годы княжения Владимира Святославовича в основных чертах завершилось объединение Древнерусского государства. Он провёл административную реформу, заменив племенных вождей на посадников – своих сыновей и доверенных бояр. В результате было обеспечено территориальное единство государства.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка княгиня Ольга не передала свою новую веру – христианство – сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославовичу предстояло обрести Христа после долгих лет греховной жизни. Многие историки считают, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий как один из ключевых инструментов укрепления единства государства. Как сообщают летописи, он пригласил в Киев представителей разных вероучений: булгар-мусульман, немцев-католиков, хазар-иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии делегацию убедиться, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразил храм Святой Софии в Константинополе. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославович организовал военный поход и взял город Корсунь – важнейший административный центр на северном побережье Чёрного моря. А у византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

В тот же год он «добровольно-принудительно» крестил и киевлян: в 988 году жители города услышали почти ультимативный призыв князя: «Аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ... противен мне да будет».

Когда он был причислен к лику святых, точно не ясно – версии слишком разнятся. Но уже с XIV века о дне его памяти упоминают все богослужебные книги.

Преставление святого равноапостольного князя Владимира тем не менее на Русской земле широко не отмечалось. Впервые этой дате придали государственное значение лишь в 1888 году, в честь празднования 900-летия Крещения Руси. Уже в XX веке русские эмигранты отмечали этот день под разными названиями: День русской культуры, День русской славы и т. п., а после он вернулся в Россию на волне возрождения православных традиций.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв