20 сентября 2018 21:42

Любите своё дело и будете счастливы

За плечами Геннадия Мартыновича Коренко целая эпоха

Известная актриса, увидев, как талантливо играет Геннадий Коренко в самодеятельном спектакле, сказала : «Вам надо быть актёром!» У него могло быть и большое спортивное будущее. Ещё студентом стал мастером спорта по классической борьбе. Но он уже в институте понял, что его призвание – быть железнодорожником.
Геннадий Мартынович улыбчив, лёгок в общении. Не подумаешь, что перед тобой бывший заместитель министра путей сообщения СССР, у которого за плечами 80 лет богатой событиями жизни.
– Но я ведь не сразу стал большим начальником, – смеётся мой собеседник.

Да, он прошёл все этапы большого пути. Начинал помощником мастера в локомотивном депо Красноярск. А на Куйбышевской дороге возглавлял службу локомотивного хозяйства. Потом стал заместителем начальника Юго-Восточной дороги.
– А какой период вашей биографии для вас самый памятный? – спрашиваю его.
– Тот, что связан с внедрением системы переменного тока, – отвечает не задумываясь Геннадий Мартынович.

В конце 50-х годов электрифицировали одно из главных направлений Красноярской железной дороги на переменном токе. А Геннадий Коренко тогда только окончил железнодорожный вуз. Ему не было и 25 лет, когда в депо Красноярск пришли первые магистральные электровозы переменного тока Н6О. И они прошли через его руки мастера.
– Да я был этому только рад! – восклицает Коренко. – Это же было новое дело в стране.

Машины эти имели свои особенности. Используемые в них ртутные выпрямители сильно усложняли эксплуатацию. И что с этим делать? Об этом ещё не было написано ни учебников, ни инструкций.
– Скажем, надо сменить реле в схеме электрооборудования, – говорит Геннадий Мартынович. – Времени дано час. «Невозможно!» – кричит слесарь. Но я за час меняю. Вот так и осваивал эти электровозы. День за днём, что называется, доводили эту технику до ума, вырабатывая правила эксплуатации, содержания и безопасного ремонта.

Коренко своими руками перебрал все элементы схемы электрооборудования. Многое придумывал. Например, из-за большой нагрузки постоянно горели контакты переключателей ступеней. Тогда он стал подключать для их защиты конденсаторы, которые использовались в цепях пуска электродвигателей вентиляторов охлаждения. И электровозы стали уверенно набирать ход. Потом завод начал выпускать электровозы с такой схемой защиты контроллера. О том, чтобы оформить своё «ноухау» как рацпредложение, Геннадий Мартынович и не думал.
– Времени не было для бумажной волокиты, – объясняет он. – Сколько раз садился за кандидатскую диссертацию, а потом откладывал. В депо мы тогда в прямом смысле дневали и ночевали. Зато и опыта набирались.

Потом Геннадий Коренко, работая уже главным инженером службы локомотивного хозяйства, будет рассказывать об электровозах переменного тока руководителям Восточно-Сибирской дороги. Те слушали его с большим интересом, а потом сказали: «Вам надо книгу писать!» И он напишет книгу по ремонту электровозов переменного тока. Она выдержала два издания. Востребована и поныне.

На Красноярской дороге он работал, когда ею руководил легендарный Борис Саламбеков, Герой Социалистического Труда.
– Это был уникальный человек, – вспоминает Геннадий Мартынович. – Требовательный, горячий, влюблённый в дело. Когда начинали осваивать новочеркасские машины, почти месяц пробыл в депо. Проводил планёрки, и я как старший мастер докладывал ему по каждому электровозу. Он жёстко требовал выполнения плана. И был для нас, молодых железнодорожников, во всём примером.

Электровозы переменного тока не «отпустили» Коренко, даже когда он стал начальником локомотивного главка МПС.
– В них оставалось много недостатков, – вспоминает собеседник. – Перевозки они обеспечивали с большим трудом, хотя уже вместо ртутных выпрямителей использовались полупроводниковые. Кроме того, не хватало тяговых двигателей, аккумуляторных батарей, других узлов и запасных частей. Я обращался в профильные министерства. Но вопрос решался плохо. И тогда дошёл до ЦК КПСС.

По тем временам это считалось смелым шагом, даже дерзостью.
– Меня не волновало, кто и что об этом подумает. Ведь я понимал, что от работы железнодорожного транспорта зависит экономика страны, – говорит Коренко.

В результате была создана комиссия во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Андреем Кириленко. И там в присутствии министров, руководителей железных дорог страны начальник главка Коренко доложил о положении дел в транспортном машиностроении. Он говорил настолько убедительно и аргументированно, что Кириленко сказал: «На таких людях страна держится!» Было принято специальное постановление по железнодорожному транспорту, которое распланировало в деталях, кто и что поставляет железнодорожному транспорту. В итоге увеличилась поставка тяговых двигателей, новых дизелей, другого необходимого оборудования и запасных частей.
– Принято было системное решение, – говорит Коренко. – При этом выявлялись источники проблем, пути их решения, определялись ответственные структуры. Я и сам всегда стремился к такой системной работе. Кстати, таким подходом отличался Алексей Николаевич Косыгин, председатель Совмина СССР. Мне довелось с ним много общаться. Он уделял большое внимание железнодорожному транспорту. Помню, в Совмине зашёл разговор о том, что надо повысить цены на электроэнергию, дизтопливо и бензин. А он сказал, что это вызовет повышение цен на все товары и услуги как снежный ком. И не согласился.

Ну а мне кажется, что мой собеседник системный подход освоил, ещё когда с инструментами в руках постигал секреты системы переменного тока. А с ними и роль человека в любом деле. Перед тем как его назначили начальником службы локомотивного хозяйства Куйбышевской дороги, там за один год было допущено девять проездов запрещающего сигнала и три крушения. А за четыре года его работы не было ни одного крушения по вине локомотивных бригад.
– Как же вам удалось этого добиться? – удивляюсь я.
– Во многом благодаря тому, что наладил работу по медицинской части, – отвечает он. – На каждой станции, где есть хоть один локомотив, ввёл медицинский осмотр локомотивных бригад, хотя штатным расписанием это не было предусмотрено. Но решение всё-таки мы нашли. – И в глазах его блеснула такая сталь, что стало понятно: он из тех, чьё указание выполняют, а не объясняют, почему не выполнил. А Геннадий Мартынович уже опять улыбается: – После этого жёны машинистов пачками писали мне письма, что муж впервые получку домой целиком принёс и сам был как стёклышко.

Когда он стал руководить локомотивным хозяйством всей страны, медосмотр он сделал обязательным на всех дорогах. После своего назначения первое, что он сделал, – отправился знакомиться с положением дел на сети. За полтора месяца проинспектировал одну из крупнейших дорог страны – Казахскую магистраль. Потом побывал во всех локомотивных депо Белоруссии.

На новой должности он работал так, как привык, всего себя отдавая делу.

Мы проговорили с Геннадием Мартыновичем более двух часов. А он не рассказал и половины своей жизни, настолько она насыщена событиями и интересными встречами. Узнала, что мой собеседник работает над книгой. Уже написана глава о легендарном Борисе Саламбекове. Впереди рассказы о Косыгине и о встречах с Ким Ир Сеном. В своё время Коренко возглавлял Общество советско-корейской дружбы и много сделал для строительства железной дороги в Северной Корее. Напишет он и о знаменитом спортивном комментаторе Николае Озерове. Кстати, сам Геннадий Мартынович руководил Федерацией самбо СССР. И утверждает, что ещё чуть-чуть – и этот вид спорта признали бы олимпийским. Но планам помешал распад Союза. А мне бы хотелось прочитать рассказ о его командировке в Спитак, разрушенный страшным землетрясением. Коренко пробыл там два тяжелейших месяца, организовывая доставку грузов, необходимых для ликвидации последствий этой трагедии. Был он и в Чернобыле после аварии на атомной станции – организовывал завоз необходимой техники и строительных материалов. Схватил большую дозу радиации. И потом два месяца лежал в больнице.

На прощанье я спросила Геннадия Мартыновича: что бы он пожелал молодым железнодорожникам? Он на минуту задумался, а потом сказал: «Любите своё дело! И тогда будете счастливы».

Наталья Кузина




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31