19 ноября 2018 03:31

Бронепоезд, ставший легендой

Воплощается в жизнь инициатива тульских железнодорожников о создании нового военного мемориала на Московском вокзале

На Московском вокзале станции Тула-1 выполнена сложнейшая операция по установке на свои места элементов отреставрированного железнодорожного подвижного состава для нового мемориала защитникам Отечества.
Над созданием военного мемориала на Московском вокзале станции Тула-1 трудились представители многих предприятий региона



В канун празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне верные традициям сохранения исторической памяти и создания историко-культурных комплексов на железнодорожных станциях Тульского региона работники предприятий железнодорожного транспорта, Тульское региональное обособленное подразделение Дорпрофжела, здешний совет ветеранов выступили с инициативой создания мемориала защитникам Отечества на Московском вокзале станции Тула-1.

Эта идея железнодорожников нашла поддержку и одобрение начальника Московской железной дороги Владимира Молдавера, губернатора Тульской области Владимира Груздева, администрации города Тулы, руководителей партнёров ОАО «РЖД» в регионе.

Мемориал будет включать в себя монумент высотой семь м, посвящённый воинам Великой Отечественной войны (автор композиции – скульптор, действительный член Российской академии художеств, народный художник России Салават Щербаков), прототип бронепоезда «Туляк», базу бронепоездов с музейной экспозицией в смотровых вагонах (вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб), образцы вооружения периода Второй мировой войны. Был выполнен значительный комплекс работ по обновлению инфраструктуры станции и пассажирского хозяйства. На вокзале асфальтовое покрытие заменено на тротуарную плитку, фасад здания пригородных касс отреставрирован в едином архитектурном стиле с основным зданием вокзала, построенного ещё в 1913 году.

Над ремонтом и восстановлением вагонов будущего памятника активно работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула, вагоноремонтных депо Узловая (ВРК-2) и Тула (ВРК-3), Тульской дистанции гражданских сооружений, моторвагонного депо Новомосковск. Эти старые, ещё не до конца убитые временем и не разрезанные на металлолом вагоны туляки искали на станциях и подъездных путях промышленных предприятий, так же скрупулёзно собирая информацию и экспонаты для будущей экспозиции.

Машинистами эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск в Тулу из Подмосковья был доставлен паровоз серии Л, который стал основой создаваемого бронепоезда (в период ВОВ в составе бронепоезда был использован паровоз О). Решение о его выделении для тульского мемориала подписал вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин.

И вот благодаря чётким и слаженным действиям работников восстановительных поездов станций Тула и Узловая важнейшие элементы будущей композиции установлены на предназначенные для них места.

Новый мемориал станет логическим продолжением той большой работы, которая уже второе десятилетие активно ведётся в Тульском регионе Московской железной дороги. Цель этой благородной деятельности – сохранение историко-культурного наследия области, летописи развития железных дорог России. Практически ежегодно на железнодорожных станциях создаются музейно-выставочные комплексы, получившие широкую известность не только в границах столичной магистрали, но и далеко за её пределами, в том числе за рубежом.

К числу этих станций относятся Ясная Поляна, Скуратово, Тарусская, Чернь, Ефремов, Жданка, Венёв, Ясногорск, каждой из которых присвоено почётное звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики».

На каждой из указанных станций созданы музейные экспозиции, посвящённые знаменитым землякам и событиям, оставившим значимый вклад в истории России, Тульской области. Везде демонстрируются образцы железнодорожной и военной техники, что положительно сказывается на имидже ОАО «РЖД» в Тульском регионе, способствует повышению туристической привлекательности области, росту числа пассажиров.

Создание новой мемориальной экспозиции на станции Тула-1 осуществляется за счёт спонсорской помощи предприятий железнодорожного транспорта, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» и промышленных предприятий, расположенных в границах Тульской области, личных пожертвований тех, кто неравнодушен к памяти о погибших туляках.

Открытие комплекса запланировано на шестое мая 2015 года с участием губернатора Тульской области Владимира Груздева, руководителей ОАО «РЖД» и Московской железной дороги, ветеранов Великой Отечественной войны, учащихся учебных заведений, военнослужащих Тульского гарнизона, представителей промышленных предприятий и организаций, принявших участие в создании мемориала.

Олег Трунов
Фото автора


Историческая справка:
В сентябре-октябре 1941 года, в максимально короткие сроки – менее чем за два месяца, силами коллектива железнодорожников Тульского узла был построен бронепоезд, получивший обозначение №13 и название «Тульский рабочий», который сами железнодорожники и героические защитники Тулы называли «Туляк». 28 октября он вышел из цехов локомотивного депо Тула, начав свой боевой путь.
Во время строительства бронепоезда «Туляк» оборону станции Тула и города от налётов немецкой авиации вёл бронепоезд №16, который несколько ранее был отремонтирован тульскими железнодорожниками и принимал активное участие в боевых действиях.
После того как враг был отброшен от Тулы, бронепоезд №13 «Тульский рабочий» направили воевать на участок Белгород – Харьков.
В 1942-м израненный в тяжёлых боях под Воронежем «Туляк» ушёл на восстановление, а экипаж боевой машины откомандировали в столицу для получения нового бронепоезда.
В Тулу, город своего рождения, бронепоезд №13 больше не вернулся…


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв