19 ноября 2017 19:19

Сжиженные газы требуют особого внимания

В статье «Мобильная установка снизит риски» («Гудок» от 29.01.2015 г.) затрагиваются важные вопросы обеспечения безопасности перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге.
Действительно, железная дорога, принявшая от грузоотправителя газовые цистерны к перевозке по накладной СМГС, вступает тем самым в договор перевозки и несёт ответственность за его выполнение на всём пути следования груза, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При аварии вагонов с СУГ возможны самые неблагоприятные сценарии: повреждение и разгерметизация цистерн, утечка продукта с образованием взрывоопасного газовоздушного облака, возникновение пожара, взрыв образовавшегося газовоздушного облака или цистерн в результате перегрева и т.д.

Причём часто при происшествии с опасным грузом железнодорожники остаются наедине с возникшими проблемами. Хотя действующие «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» предусматривают, что «ликвидация утечки или перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии специалиста».

К тому же при невозможности транспортировки аварийной цистерны в безопасное место очень важно иметь аттестованное оборудование для перекачки СУГ. Однако в настоящее время на железных дорогах нет мобильных установок и специалистов по переливу СУГ.

Нет их и в территориальных структурах МЧС, в аварийно-спасательных отрядах, а также на предприятиях нефтегазового комплекса. Поэтому при авариях вагоноцистерн, требующих удаления СУГ, начинаются интенсивный поиск и компоновка из подручных средств установок и конструкций для их перекачки.

К этой работе привлекаются различные органы власти, территориальные структуры МЧС, предприятия-грузовладельцы, газоналивные станции и другие организации. Решение вопроса, как правило, требует много времени, сопровождается нарушениями техники безопасности, а также большими материальными потерями груза и подвижного состава.

Считаю, что железнодорожникам необходима техническая поддержка со стороны специалистов нефтегазовой отрасли.

В частности, приведённые в статье мобильные модульные установки для перелива СУГ компании «ВИП Газ Тех» можно использовать при ликвидации аварийных ситуаций.

Для этого нужно один или несколько пожарных поездов РЖД укомплектовать такой техникой. Например, заказать подобную установку для пожарного поезда, размещённого на станции Перово Московской железной дороги. Это позволит применять её при необходимости на всём столичном узле.

Кроме того, мобильную установку для перекачки СУГ можно будет использовать и в коммерческих целях. Она пригодится для заправки в полевых условиях маневровых локомотивов, работающих на СУГ, для опорожнения и подготовки к ремонту вагонов в локомотивных ремонтных депо, для работы на железнодорожных газоналивных станциях. Тем более что надёжность и безопасность данной установки, являющейся по-настоящему инновационной, проверены на примере многолетней эксплуатации подобных стационарных газовых модулей на объектах железнодорожного транспорта и нефтегазового комплекса России и Казахстана.

Иван Вишнивецкий,
региональный координатор
по промышленной
безопасности Независимой энергетической компании, с.н.с., к.т.н.



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30