14 декабря 2018 06:02

Низкая цена морской перевозки – миф

В декабре этого года будут опубликованы результаты исследования по проекту NEAR2, инициированному и финансируемому Европейской комиссией по транспорту. Один из предварительных выводов состоит в том, что железнодорожные перевозки между Европой и Азией не столь дороги по сравнению с морскими. На ряде популярных маршрутов они даже дешевле, учитывая все расходы на логистику.
Целью двухлетнего проекта NEAR2 является создание сети евро-азиатских железнодорожных научно-исследовательских центров, которые должны помочь в повышении эффективности использования железных дорог вдоль Трансъевразийского сухопутного моста. Проект объединил 13 таких центров. От России в проекте участвовал Московский университет путей сообщения (МИИТ).

Как сообщил на заключительной конференции по проекту руководитель секции интермодальных сообщений Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) Константинос Алексопулус, в результате исследования выяснилось, что ценовое преимущество морской перевозки контейнеров перед железнодорожной – это в большей степени миф. Исследователи проанализировали текущие цены и расходы грузоотправителей по девяти маршрутам, учтя все перегрузки, плату за таможенное оформление и другие нюансы.
«Из 9 маршрутов выигрыш по цене у морской перевозки был только в 4 случаях, – говорит Константинос Алексопулус. – Такой результат объясняется тем, что в случае морской перевозки контейнер, как правило, перегружается несколько раз. Во всех случаях железнодорожный транспорт значительно выигрывал по скорости доставки».

Морские перевозчики выигрывают у железной дороги по стоимости на маршрутах Хабаровск – Потсдам ($6533– $6967), Алма-Ата – Стамбул ($4970–$5881), иранский Морварид – Пушкино ($3310–$6390), Шанхай – Варшава($6300 – $8937).

Но из китайского Гуанчжоу в Калугу железнодорожная перевозка обойдётся уже дешевле ($4715–$6786). Так же и из Ташкента в Варну ($5946–$7550). Дешевле по железной дороге перевезти контейнеры и по маршрутам Уссурийск – Киев, Краснодар – Калининград, французский Везуль – Калуга.

За последние два года объём контейнерных перевозок по Транссибу вырос более чем на 40% и превысил 620 тыс. ДФЭ, хотя транзитные перевозки в этом объёме составляют пока только 120 тыс. ДФЭ, сообщил первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет.
«Это наиболее эффективный маршрут между Европой и Азией, формирующий экономический эффект на один контейнер в $2900, – говорит Дмитрий Мачерет. – Если исходить из вполне реальной перспективы переключения на Транссиб с морского пути миллиона ДФЭ, то эффект для грузоотправителей в год составит порядка $3 млрд. Это очень солидная величина, которая будет воплощена в дополнительных выгодах и производителей (которые снизят потери от «замораживания» стоимости перевозимых товаров), и потребителей (которые смогут получить те же товары не только более быстро, но и по более низкой цене), и логистических компаний, организующих интермодальные перевозки, и, конечно же, железных дорог. Соответственно, возрастёт и ВВП стран – участниц товародвижения».

Эффект был бы ещё большим, если бы удалось реализовать проект удлинения «широкой колеи» до Вены.

Исследование позволило выявить ещё одну закономерность. Если бы был создан единый железнодорожный коридор с техническими и законодательными требованиями к перевозкам, то это уменьшило бы расходы грузоотправителей на каждый состав ориентировочно на $22 тыс.

Иностранные участники проекта NEAR2 полагают, что морские перевозчики пока выигрывают, потому что у них есть единый стандарт перевозки. Если же он появится на железнодорожном транспорте и появится общая база перевозок от Китая до Евросоюза, то это позволит вполне эффективно конкурировать.

Сергей Плетнёв



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв