16 октября 2018 12:58

Поеду на «кукушке»

Взгляд на отмену поездов из окна вагона

Отмена пригородных поездов – одна из самых больных тем для пассажиров. Почта редакции переполнена подобными письмами. Региональные власти по разным причинам отказываются компенсировать убытки от малодеятельных линий, и железнодорожники вынуждены сокращать перевозки. А что же делать людям, остающимся без доступного транспорта? Ходить пешком или, как в прошлом веке, заводить лошадей? Но если уважительно относиться к людям, из любой, даже самой сложной ситуации всегда можно найти выход. Об этом и пишет наш читатель, побывав в «глубинке» Московской области.
В жизни так бывает, что судьба или какая другая сила помимо нашей воли связала нас с одним местом на земле и не отпускает, чтобы вы ни делали. Так и со мной вышло. Родился, жил, работал, отслужил в Железнодорожных войсках, вышел в отставку, получил земли кусочек – всё в одних краях, у станции Кривандино на казанском направлении Московской дороги.

Доставляет нас к нашим земельным наделам железная дорога. Это малодеятельная линия, но она для нас почти чудо. А главная её достопримечательность – поезд «кукушка», который ходит по маршруту Кривандино – Рязановка.

Первые пассажиры в тех местах о комфорте раньше не помышляли – ехали сюда после войны строители, путейцы и рабочие осваивать район, добывать торф для Шатурской ГРЭС, осушать болота. Выполняли наказ большевиков и Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Выполнили, взяли – сотни квадратных километров под Рязановкой превратили в безжизненные пустоши, а потом поделили на участки и отдали нам, садоводам, – берите, осваивайте, выполняйте личную «продовольственную программу». Торфяные поезда на Шатуру давно не ходят, дачники стали основной нагрузкой для линии Кривандино – Рязановка.

До эпохи тотальной «коллективизации» не были эти края убогими и унылыми. Люди здесь жили всегда и вносили свою добрую лепту в промышленность и хозяйство государства Российского. Осаново, Пожога и Семёновский завод – это названия местечек, станций, урочищ, где когда-то стояли смолокуренные, лесопильные и кирпичные заводы. Думаю, эта связь времён и хранила нашу «кукушку». Даже в самые лихие 90-е годы, когда кризис взял страну за горло, от платформы Кривандино каждое утро отправлялся поезд на Рязановку с тепловозом и парой вагонов. Маршрут недолгий – всего-то 50 вёрст.

Сейчас много говорят об отмене убыточных маршрутов пригородных поездов. Так вот, приглашаю тех, кто решает, убыточны они или нет, проехать со мной от Москвы до Рязановки и обратно. Потому что на бумаге оно так может выглядеть, а на деле – совсем по-другому.

Наш путь от Казанского вокзала начинается довольно шустро, и под гвалт торговцев ширпотребом электричка подходит к станции Куровской. Вроде немного километров осталось, но остаток пути мы будем вспоминать, что и сто лет назад поезда ходили не хуже. Окончательно одеревенев от жёсткого сиденья, с трудом разогнёмся в Кривандино и подведём итог первой части путешествия – 140 км и два с половиной часа дороги, притом что выезжать надо в шесть утра, иначе лучше вообще остаться дома.

Самая замечательная часть путешествия начинается от Кривандина. Здесь, на боковой платформе, ждёт поезд на Рязановку. Вернее, он курсировал здесь до 2006 года, а теперь пассажиров возит рельсовый автобус РА1. И это правильно: не может, да и не должен тысячесильный магистральный тепловоз таскать пару вагонов с несколькими пассажирами, тормозя «у каждого столба». Не должна позволять это нормальная экономика.

Отмечу ещё одну особенность такой знакомой и близкой мне станции Кривандино. Вроде пошли железнодорожники навстречу нуждам жителей посёлка. С разумной экономией проложили через пути переходные мостки, покрытие использовали современное, нескользящее, резиновое. Только вот мостки эти через раз бывают перекрыты не расцеплёнными составами. Может, маневровый диспетчер и не видит, как тётки с сумками и школьники с портфелями вынуждены пролезать под вагонами, надеясь не попасть на кладбище. Почему всё время надо просить: расцепите состав, оставьте людям проход через станцию?… Неужели этого никто, кроме нас, не замечает? Но вот, поехали… Мотриса курсирует по линии длиной 53 км три раза в сутки. Наполняемость в будний день не высока, из шести пассажиров с билетом из кассы пришёл только я, остальные – пенсионеры с социальными картами и железнодорожники по служебной необходимости. Поэтому сколько просуществует наша линия – зависит от администрации Московской области, от её желания поддержать нас, пассажиров.

Раньше наша «кукушка» была синонимом отсталости, а теперь поездка – одно удовольствие. Обшарпанный сидячий вагон нельзя сравнивать с новеньким современным комфортным салоном типа «Ласточки». Мотриса набирает ход, как междугородний автобус, а потом, мягко ворча, тихо несёт пассажиров от одной лесной поляны до другой. Линия изобилует кривыми, кроме того, разбитые стыки молотят по колёсам. Но даже визг тележек в кривых не может покрыть шум и гам подмосковного леса, через открытые окна слышатся трели птиц.

На остановках путейцы карабкаются в салон со своим инструментом, они работают на нескольких участках. Заодно узнаю, что одна пара в графике отменена, поэтому обратного рейса много часов не будет. Появилась возможность на собственном опыте узнать, как выбираться «на перекладных» из глубинки. И я в своём желании уехать отсюда не одинок. Все страждущие собираются на остановке автобуса, следующего в Егорьевск. Скоро мы все уже «обилечены» и двинулись в путь. Мой сосед Александр Иванович звонит домой: «…Нет, отменили. Еду автобусом. Как сяду в поезд, наберу». Но его оптимизм напрасен – днём уехать из Егорьевска невозможно. Перроны пусты, даже касса закрыта. Надо возвращаться на автовокзал. А там автобус уже ждёт – минут через десять поедем. Стоит железной дороге проявить малейшую нерасторопность, автотранспорт своего пассажира не упустит. И цены он не задирает. Билет по маршруту Москва – Кривандино – Рязановка по рельсам стоит 333 руб. 50 коп., а автотранспортом от Рязановки до Москвы через Егорьевск – 283 руб. Если у кого-то есть своя машина, то для семьи поездка выйдет намного дешевле, чем по железной дороге. Но всё равно наша «кукушка» – это самая надёжная связь с «большой землёй». Её беречь надо – без неё этот край станет намного беднее.

Михаил Козлов
Москва – Рязановка
Фото автора

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Николай 02.12.2014 05:37:29
Плохо, что пассажирское движение по ответвлению от рязановской ветки на Радовицкий и Пилево так и не организовали, а сам участок Сазоново-Пилево забросили и растащили рельсы на металлолом.
JacksonZWSef 02.11.2017 21:08:12
<a href=http://bit.ly/2yMlXw7>город шахты автосервис</a>


http://ewacuator.cait2.ru - http://s019.radikal.ru/i644/1710/4d/260a76e5b4de.png

эвакуатор с подъемником



evak_avto
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30