13 ноября 2018 05:04
Специальный проект 'Под знаком качества'

К нестандартным подходам

Рационализация технологий становится важнейшим инструментом повышения эффективности работы

В рамках проекта по внедрению бережливого производства, который курирует старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, поставлены задачи по совершенствованию технологических, управленческих и экономических процессов.  
Разработанная концепция определяет уровень ответственности за те или иные виды хозяйственной деятельности, функции и полномочия всех уровней управления компании. Регламент управления программами проекта был реализован таким образом, что в нём задействованы все уровни управления компании.

Учитывая из года в год растущие масштабы проекта, здесь используется принцип проектного управления. В первую очередь был задействован инженерный корпус по отдельным вертикалям. А созданные группы координации на полигонах дорог возглавили главные инженеры РЦКУ. Кроме того, сформированы соответствующие проектные офисы под руководством главных инженеров функциональных филиалов. И, наконец, низовая структура управления представлена тем структурным подразделением, где и реализуются инструменты бережливого производства. Специфика работы компании накладывает определённый отпечаток и на применение инструментария для реализации проекта. Помимо программы 5С это балансировка, картирование потока создания ценностей и другие, что позволяет выявить первопричины тех или иных понесённых в производственном процессе потерь.

Сегодня, спустя три года с момента начала реализации проекта, основополагающим принципом внедрения технологии бережливого производства становится внедрение таких механизмов, встроенных в производственные системы, которые бы с учётом нестабильной экономической ситуации были в максимальной степени направлены на удовлетворение потребностей клиента. Причём этот принцип клиентоориентированности реализуется как при взаимодействии между подразделениями внутри компании, так и во внешнем контуре. В качестве примеров можно привести взаимодействие с компанией Alstom в рамках заключённого меморандума, а также подписание трёхстороннего соглашения между ОАО «Северсталь», ОАО «КАМАЗ»и ОАО «РЖД». Первостепенное внимание здесь уделяется выполнению обязательств по ускорению перевозки. Так, время доставки металлопроката с меткомбината «Северсталь» до КАМАЗа было сокращено в два раза, и в первую очередь за счёт внедрения инструментов бережливого производства.

Всего же сегодня в программу бережливого производства вовлечено уже 982 линейных предприятия, ведётся работа по 304 проектам. «Это непростая работа, приходится переписывать каждый технологический процесс, изменять нормы, трудо- и материалозатраты, но при этом мы получаем и немалый экономический эффект», – отмечает Валентин Гапанович. Всего за 9 месяцев в этом году он составил 582,8 млн руб. Для сравнения – в прошлом году 252,9 млн руб. Причём в отдельных дирекциях, в первую очередь в центральных дирекциях по ремонту пути и по ремонту тягового подвижного состава, в реализации программы участвуют практически все предприятия.

Впервые в этом году в проект были включены и узловые рабочие группы – всего их 227. И это не случайно, поскольку основным резервом повышения эффективности этой работы становится реализация не монофункциональных, как прежде, а межфункциональных проектов, обеспечивающих выполнение сквозных технологий в перевозочном процессе.

При этом вся система отчётности, мониторинга сегодня выстраивается на безбумажных IT-технологиях. «Мы стараемся не допускать дальнейшей бюрократизации в этой работе и максимально заинтересованы, чтобы в скором времени в полном объёме заработал наш проект АСУ «Бережливое производство» для всех пользователей на сети, тем самым будет дан запрет на использование карандашей, авторучек и другого пишущего инструмента для составления отчётов. Всё будет оформляться в автоматизированном виде. И это касается всех причастных, начиная от инженера линейного предприятия до главного инженера компании», – резюмировал Валентин Гапанович. Он также распорядился расширить АСУ БП базой данных лучших проектов, с тем чтобы любое хозяйство могло почерпнуть что-то полезное и для себя.

Одна из системных задач – не только постоянное улучшение технологических процессов, но формирование определённой мотивации работников. Причём это не обязательно непосредственное премирование работников (на эти цели выделяется до 10% от полученного экономического эффекта). Часть ресурсов можно использовать уже в следующий период для реализации будущих проектов.

Кстати, в компании уже стало традицией по итогам года отмечать лучшие коллективы линейных предприятий. Не станет исключением и 2013 год. Непосредственно в зале правления компании победители получат сертификаты на приобретаемую технику – подъёмные краны, трактора, бульдозеры, машины по ремонту и обслуживанию пути и др.

Большое значение придаётся выстраиванию системы, направленной на повышение компетенции руководителей среднего звена. Как сообщил заместитель начальника департамента технической политики Артур Акопян, в компании прорабатывается возможность создания центра практического обучения на базе Корпоративного университета. В роли преподавателей выступят работники ОАО «РЖД», имеющие практический опыт и навыки внедрения данной технологии в том или ином хозяйстве. В частности, на полигоне Московской дороги прорабатывается возможность создания проектного офиса, где будут сформированы так называемые инкубаторы соответствующих проектов с использованием самых современных средств обучения. В ближайшее время будет опробовано применение дистанционных средств обучения на примере программы АСУ-1 с подключением максимального количества пользователей.

Мощным мотивационным инструментом, вовлекающим всё большее число работников в проект, стали регулярные видеоконференции, проводимые в режиме on-line. Всего за этот год их было проведено 8, и каждый раз в них принимают участие до полутора тысяч человек. По словам Валентина Гапановича, видеоконференции – это не просто общение, а мониторинг тех наработок в области прорывных технологий на местах, наглядная демонстрация с целью дальнейшего их тиражирования на всю сеть.

Последняя видеоконференция была посвящена внедрению бережливого производства в Управлении пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры и в Центральной дирекции по ремонту пути. В ходе её проведения уже непосредственно в самой центральной студии было внедрено ещё одно новшество. Специалисты, находившиеся в Москве, с помощью так называемых чек-листов выставили рейтинговые оценки всем четырём представленным в тот день проектам. Наибольшее число баллов (54) набрал проект ПЧ-17 Куйбышевской дирекции инфраструктуры «Снижение непроизводственных потерь за счёт реновации крестовин».

Что касается ближайших перспектив на предстоящий год, то он должен стать прорывным в части применения сквозных технологий. Такая главная стратегическая задача была поставлена Валентином Гапановичем. Он обратил внимание, что этому будет способствовать и то, что при всех текущих проблемах инвестиционная программа компании сохранилась в планируемых ранее объёмах.
«Для нас сегодня важны именно такие сквозные технологии, где были бы задействованы все причастные работники, необходимые ресурсы и человеческий потенциал, наиболее эффективно реализованы рационализаторские предложения, нестандартные подходы», – подчеркнул старший вице-президент.

Степан Аникеев




Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв