Новости

7 ч
Машиностроение | Вторник | 14.11.2017 | 12:53

ИПЕМ прогнозирует усиление конкуренции среди производителей грузовых вагонов

Динамика структуры производства грузовых вагонов в 2017 году свидетельствует о том, что технологических преимуществ сегодня нет ни у одного производителя

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал результаты исследования рынка грузового вагоностроения России. По оценкам ИПЕМ, ключевым фактором конкуренции на рынке производства грузовых вагонов являются ставки операторов, а их сохранение на текущем уровне будет способствовать росту конкуренции между производителями.

В своим исследование эксперты Института проблем естественных монополий опираются на индекс Херфиндаля-Хиршмана (показатель степени монополизации отраслей). Отечественному рынку грузовых вагонов свойственна низкая конкуренция: за последние 8 лет грузовые вагоны в России производили 27 предприятий. При этом в течение 2017 года индекс снижается, что говорит об увеличении уровня конкуренции отрасли.

В III квартале 2017 года наблюдается наиболее высокая степень конкуренции c начала 2015 года. Наименьшую конкуренцию на рынке производства грузовых вагонов ИПЕМ фиксирует во 2 квартале 2016 года, а текущее значение индекса Херфиндаля-Хиршмана почти на 40% ниже показателя за тот период. Самая высокая конкуренция на рынке наблюдалась только в 2012-2014 годах, которые характеризовались высокими ставками потребителей – операторов грузовых вагонов – и высоким спросом на грузовые вагоны.

Рынок производства полувагонов отличается еще более низкой конкуренцией, чем рынок производства грузовых вагонов в целом: медианное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана для производителей полувагонов за период 2013-2017 годов почти в 2 раза выше медианного значения для грузовых вагонов в целом. Столь существенная разница объясняется тем, что в 2013-2014 годах на предприятия «Уралвагонзавода» стабильно приходилось около половины производства полувагонов в России, а в 2015-2016 годах - наиболее проблемных для вагоностроителей из-за отсутствия спроса и низкой ставки операторов, доминирующее положение в производстве полувагонов перешло к «Объединенной Вагонной Компании». При этом а в I полугодии 2016 года доля ПАО «НПК «ОВК» даже превышала 80% общероссийского производства полувагонов.

По итогам III квартала 2017 года значение индекса Херфиндаля-Хиршмана для рынка полувагонов на 17,6% ниже его медианного значения за период 2010-2013 годов и является наименьшим с IV квартала 2013 года. Пиковые значения индекса в I полугодии 2016 года более чем в 2 раза превосходят текущее значение, а резкий спад стал наблюдаться с III квартала 2016, когда фиксируется резкий подъем ставок операторов. Так, как ранее отмечал ИПЕМ, средняя ставка операторов за услуги предоставления полувагона с начала 2017 года к маю выросла на 57,9% (с 950 рублей до 1 500 рублей в сутки) и не снижается.

Важным событием 2017 года стало изменение структуры рынка производства вагонов. Так, на фоне существенного роста производства грузовых вагонов в целом по России доля НПК «ОВК» в структуре производства сократилась почти в 2 раза: с 54% (пиковое значение, 2 квартал 2016) до 31% (минимальное значение, III квартал 2017 года). Ниже доля компании была только в конце 2014 года, через 2 года после официального открытия завода в Тихвине.

При этом на рынке производства полувагонов доля «Объединенной Вагонной Компании» сократилась более чем в 2 раза: с 83% (пиковое значение, II квартал 2016) до 37% (минимальное значение, 3 квартал 2017). В целом на протяжении всего 2017 года крупнейшие производители полувагонов – НПК «ОВК» и НПК «УВЗ» - имеют примерно равные доли рынка около 40%. В свою очередь, «Уралвагонзавод» начал активно восстанавливать свою долю на рынке производства вагонов со второй половины 2016 года: по итогам III квартала доля АО «НПК «УВЗ» в производстве полувагонов в 2,5 раза больше, чем во втором квартале 2016 года, в производстве вагонов в целом – почти в 3 раза больше.

«Результаты анализа показывают, что ключевым фактором роста производства грузовых вагонов является рост ставок операторов, при этом, на примере 2012-2013 годов, оплаченный спрос на новые вагоны появляется с запозданием на год, - отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Государственные антикризисные меры поддержки 2015-2016 годов не были использованы всей отраслью, что привело к существенному росту долей некоторых производителей, которые были стабилизированы ростом ставок в течение последнего года. Динамика структуры производства грузовых вагонов в 2017 году свидетельствует о том, что технологических преимуществ сегодня нет ни у одного производителя, и, по оценкам ИПЕМ, в случае сохранения объемов погрузки на железной дороге ставки операторов будут продолжать держаться на текущем уровне, что будет способствовать росту конкуренции между производителями вагонов».

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) средняя стоимость полувагона по итогам III квартала 2017 года составила 2,2 млн руб, что на 5% выше, чем во II квартале этого года, и на 20% превышает показатель III квартала 2016-го года. Средняя цена на инновационные полувагоны с начала года выросла на 6,5% до 2,8 млн руб.

Как отмечается в материалах ИПЕМ, цены на полувагоны стабильно растут на протяжении всего 2017 года, по прогнозу экспертов института возможен дальнейший рост средней стоимости полувагона: в декабре она может достигнуть 2,39 млн руб (рост 8,6% к III кварталу 2017 года и на треть по сравнению с IV кварталом 2016 года).

ИПЕМ ожидает, что в дальнейшем основное влияние на среднюю цену полувагонов будут оказывать продажи обычных полувагонов: по прогнозам института, к концу 2017 года цены на обычные полувагоны вырастут еще на 13,6%, на инновационные – на 3,6%

Gudok.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей.

Другие новости по теме

Инфраструктура | Понедельник | 22.01.2018 | 18:34
В составе поезда будет курсировать вагон-музей с выставкой, приуроченной к 130-летию данного маршрута
Читать полностью
Инфраструктура | Понедельник | 22.01.2018 | 18:00
Система обеспечит гостям вокзалов максимально комфортные условия пребывания
Читать полностью
Инфраструктура | Понедельник | 22.01.2018 | 17:46
На магистраль поступят три тепловоза ТЭМ14 и четыре — серии ТЭП70БС
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Понедельник | 22.01.2018 | 17:04
Дополнительные поезда будут курсировать по наиболее востребованным направлениям
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Понедельник | 22.01.2018 | 16:38
Всего более 257 тысяч абонементных билетов оформили пассажиры Северо-Западной пригородной пассажирской компании
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Понедельник | 22.01.2018 | 16:12
Причиной корректировки графика движения является проведение модернизации инфраструктуры
Читать полностью
Инфраструктура | Понедельник | 22.01.2018 | 15:24
Открытие зала обусловлено ростом пассажиропотока на станции, в том числе после запуска электропоезда «Ласточка» № 819/820, который позволяет жителям Великого Новгорода добраться до Петрозаводска и обратно
Читать полностью