Новости

4 ч
4 ч
5 ч
5 ч
6 ч
2 д

Реклама

Максим Агаджанов: «80% нашего нового бизнеса приходится на лизинг вагонов»
 

Машиностроение | Четверг | 06.12.2018 | 13:16
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года. За январь - сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей
Максим Агаджанов: «80% нашего нового бизнеса приходится на лизинг вагонов»
фото: предоставлено пресс-службой АО «Газпромбанк Лизинг»
Ключевую поддержку рынку за 9 месяцев 2018 года оказали железнодорожный сегмент и автолизинг, доля которых составила 62% в объеме нового бизнеса. Железнодорожный сегмент вырос на 120%. 

Согласно прогнозу агентства, в 2019 году темпы прироста рынка лизинга замедлятся и не превысят 20% по мере затухания темпов роста в автолизинге и других розничных сегментах. Как отмечают аналитики «Эксперт РА», поддержку рынку по-прежнему окажут транспортные сегменты, при этом наибольшие темпы прироста - до 50% - способен показать железнодорожный сегмент вследствие увеличения объема экспортных перевозок и, как следствие, повышенного спроса на подвижной состав.

Генеральный директор «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов рассказал Gudok.ru об оценке ситуации на рынке железнодорожного лизинга с точки зрения ведущих игроков

- Каким был 2018 год для лизинговых операторов, в том числе в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава? 
 
- Год характеризуется значительным ростом в сегменте железнодорожного транспорта: 80% нашего нового бизнеса в 2018 году приходится на сектор лизинга подвижного состава. В целом для всех участников рынка 2018 год был позитивным: для операторов, вагоностроителей и лизинговых компаний, которые финансируют эту отрасль. Мы видим, что на сегодняшний день вагоны достаточно дороги, тем не менее, операторы готовы их покупать. Мы видим также, что загрузка предприятий, выпускающих вагоны, крайне высокая. В первую очередь, НПК «Объединенная вагонная компания», которая производит вагоны с увеличенной грузоподъемностью, но также это относится и к другим поставщикам вагонов. Рынок уже в течение 2-х лет находится на подъеме: растет доходность и спрос на вагоны, в т.ч. на специализированный состав – хопперы, в особенности: зерновозы, химические цистерны, платформы. По нашим прогнозам, в 2019 году эти сегменты рынка также продолжат свой рост. 
 
Если в 2017 году были заключены сразу несколько масштабных долгосрочных сделок по грузовым вагонам, продолжилась ли эта тенденция в 2018-м?
 
- В этом году мы заключили несколько сделок по оперативному лизингу, это интересное направление, которое мы планируем развивать. Если говорить о более привычном финансовом лизинге, то в этом году наиболее крупной, в общем-то мега-сделкой, можно назвать проект по возвратному лизингу на 45 млрд.руб. Это считается большой сделкой, поскольку средняя сумма сделки у нас 3,5 млрд рублей. 
 
- Согласно оценкам «Эксперт РА», по итогам девяти месяцев 2018 года рынок лизинга в России вырос почти в полтора раза и продолжает увеличиваться. За этот период было заключено сделок с имуществом стоимостью 1,01 трлн руб. Чем обусловлен такой существенный рост?
 
- Прежде всего, такой рост обусловлен увеличением сделок по лизингу в транспортной отрасли – это вагоны, самолеты, морской и речной транспорт. Кроме того, нельзя скидывать со счетов и традиционный рост, который происходит из года в год: лизинг легковых автомобилей и коммерческого грузового транспорта.
 
- В 2019 году ожидается значительное обновление парка электричек пригородных компаний - как у крупных - ЦППК, так и у региональных перевозчиков. Заинтересован ли «Газпромбанк Лизинг» в работе с пригородными компаниями? В чем вы видите особенности лизинговых сделок по пригородному подвижному составу?
 
- На подобные сделки мы внимательно смотрим, в целом следим за отраслью пассажирских перевозок, и в последнее время наблюдаем определенные движения в развитии и рост закупок. Но при финансировании пригородных пассажирских компаний зачастую приходится принимать во внимание особенности, связанные с финансовым состоянием таких компаний и необходимостью субсидирования. Перевозчиков, способных производить лизинговые платежи, не прибегая к субсидированию из регионального бюджета, практически нет. Конечно, это сильно влияет на принятие решения о финансировании пригородных пассажирских компаний.
Сегодня подвижной состав, использующийся в этих перевозках, сильно изношен, его нужно обновлять. Но проблема в том, что это нагрузка на бюджет того или иного региона. А учитывая, что региональный бюджет трехлетний, а лизинговый договор требуется заключить на 10-15 лет, то нет гарантий того, что регион сможет выделять субсидии пригородным компаниям на горизонте всего договора лизинга. 

На сегодняшний день продолжается дискуссия вокруг операционного лизинга. По сути спор идет о том, чьи права при лизинговой сделке нуждаются в большей защите - лизинговой компании или оператора вагонов? 

- На мой взгляд, риски «востребованности» предмета лизинга должны брать на себя лизингодатели, но для лизингодателя риски не заканчиваются на этом. Тут важно понимать, что при любом операционном лизинге лизинговая компания стремится как можно точнее прогнозировать стоимость актива в каждый момент его жизни. Эта стоимость, в свою очередь, зависит как от уровня технического обслуживания, так и от волатильности цен на рынке на подобное имущество. Если мы говорим, допустим, про подвижной состав, то не обладая высокими компетенциями в данной сфере, очень сложно спрогнозировать пики спада и роста цен на него, поэтому важно иметь высокую отраслевую экспертизу. Кроме того, необходимо развивать компетенции в части управления парком (регистрация, ремонт, передислокация и проч.), что требует от компании дополнительных расходов. Мы с высокой заинтересованностью смотрим на этот сегмент, и приняли решение двигаться в направлении развития подобной инфраструктуры внутри компании. 

- Как сильно повлияют ожидаемые изменения в законодательстве на бизнес-модель лизинговых операторов?
 - С 1 января 2019 года сильно повлияет на состояние баланса наших клиентов вступление в силу нового стандарта по учету аренды МСФО (IFRS) 16, который приравнивает аренду со сроком более 12 месяцев к лизингу. Арендные платежи теперь в балансе клиента будут квалифицироваться как долговая нагрузка наравне с кредитом и лизингом. Поэтому уже сейчас, компании должны разговаривать со своими кредитующими банками. Для лизинговых компаний ничего не меняется при этом.
Суммарный портфель российских лизинговых компаний  по состоянию на 1 октября 2018 достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей. 
В 2019 году, по прогнозу агентства «Эксперт РА», темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 20% по мере затухания темпов роста в автолизинге и других розничных сегментах. Поддержку рынку по-прежнему окажут транспортные сегменты, при этом наибольшие темпы прироста (до 50%) способен показать именно железнодорожный сегмент вследствие увеличения объема экспортных перевозок и, как следствие, повышенного спроса на подвижной состав.
Согласно данным агентства «Эксперт РА», по итогам 9 месяцев 2018 года первое место в рейтинге лизинговых компаний России занимает «Государственная транспортная лизинговая компания» с объемом нового бизнеса в 191,8 млрд руб. На втором месте - «Сбербанк Лизинг». Объем нового бизнеса компании составил почти 163 млрд руб. Замыкает тройку «ВТБ Лизинг» с 112,6 млрд руб. «Газпромбанк Лизинг» вошел в топ-10 – компания на 6-ой строчке рейтинга с объемом нового бизнеса в размере 45,4 млрд руб.
По данным агентства за январь – сентябрь 2018 года доля трех лидирующих компаний на рынке выросла до 46 против 37% годом ранее. В 2019 году данный тренд сохранится, что приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний – с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 года. Лизинговый рынок будет все больше зависеть от политики государственных структур, а его роль в качестве объективного индикатора состояния экономики продолжит снижаться.

Анна Булаева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ