Настоящий официальный сайт АО "Издательский дом "Гудок" является единственным источником информации о деятельности Общества в сети Интернет. Любые другие страницы в сети Интернет не являются официальными страницами Общества

Статьи
 

За экспорт железнодорожной техники государство может доплатить $30 млрд

Машиностроение | Понедельник | 04.09.2017 | 19:14
Финансовые и административные меры позволят увеличить долю экспорта в общем объеме выпуска продукции железнодорожного машиностроения с 10% в 2017 до 30% в 2025 году
За экспорт железнодорожной техники государство может доплатить $30 млрд
фото: Максим Каширин/ИД Гудок
Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения. Ее реализация позволит улучшить эксплуатационные характеристики подвижного состава и увеличить его эффективность, а также повысить конкурентоспособность предприятий отрасли и на внешних, и на внутреннем рынках.

При финансовой поддержке в ближайшие 8 лет на общую сумму в $30 млрд доля экспорта в общем объеме выпуска вырастет с 10% в 2017 до 30% в 2025 году, говорится в пояснительной записке к документу, размещенному на сайте кабинета министров.

В настоящее время системной проблемой экспорта продукции железнодорожного машиностроения в России является ее невостребованность на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды, отмечается в Стратегии.

В документе, разработанном Министерством промышленности и торговли РФ, сообщается, что в 2014 - 2016 годах в России наблюдается сокращение производства подвижного состава, что связано с сокращением спроса на внутреннем рынке. При этом предпосылки для активизации развития внутреннего рынка и значительного роста заказов отсутствуют.

По состоянию на 2015 год объем мирового рынка железнодорожного машиностроения составил $85 млрд. Наибольшая доля мирового рынка приходится на китайскую компанию CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) - 38%. Доля российских компаний на мировом рынке составила 7% ($6 млрд).

В 2016 году относительно 2015 года объем экспорта железнодорожной продукции предприятиями отрасли сократился на 16% и составил $438 млн. В том числе экспорт локомотивов сократился на 33% до $11 млн, пассажирских вагонов - на 62% до $14 млн, грузовых вагонов - на 39% до $158,3 млн, запасных частей железнодорожного подвижного состава - на 12% до $146 млн.
При этом наблюдалось увеличение экспорта моторвагонного подвижного состава (в 3 раза до $97,3 млн) и путевых машин (на 15% до $11 млн). Основными рынками поставки продукции железнодорожного машиностроения в 2016 году стали Казахстан ($117 млн), Сербия ($85,7 млн), Украина ($58,8 млн), Куба ($26,3 млн), Иран ($26 млн), Белоруссия ($237 млн) и Узбекистан ($20,8 млн). Доля экспортируемой продукции в общем объеме продукции железнодорожного машиностроения, произведенной в 2016 году, при средневзвешенном курсе доллара 66,8 рубля составила 7%. При том, что объем импорта составил $272 млн, объем экспорта превысил его на 61%.

Давая характеристику рынка, Правительство РФ, в частности, указывает, что значительным опытом международного сотрудничества обладает ОАО «Российские железные дороги». Холдингом осуществлялись поставки продукции железнодорожного машиностроения в рамках строительства инфраструктуры в Сербии, модернизации железнодорожных участков и строительства отгрузочного терминала в Китае, электрификации железнодорожной линии и строительства железнодорожных участков в Иране, строительства железнодорожной линии в Ливии.

«Отношение потребителей к российской продукции на внешних рынках неоднозначно, - поясняется в Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения. - Как и продукция большинства конкурентов, она обладает рядом положительных и отрицательных характеристик. К положительным можно отнести высокую надежность, выносливость и ремонтопригодность, а также оптимальную цену за соответствующее качество. Основными отрицательными характеристиками являются «догоняющий» уровень развития технологий, в частности, низкая энергоэффективность, и негативный имидж этой продукции на зарубежных рынках (низкий уровень лояльности, узнаваемости бренда и др.)».

По прогнозу Правительства РФ, на период до 2025 года на мировом рынке железнодорожного подвижного состава ожидается рост объемов реализации продукции, который затронет все регионы, за исключением Восточной Европы. В целом в 2025 году по отношению к 2017 году прогнозируется увеличение рынка производства подвижного состава на 31%.

Перспективными рынками сбыта, как подчеркивается в Стратегии, являются страны Содружества Независимых Государств, Африка, Латинская Америка, Иран и Западная Европа (путевая техника, диагностическое оборудование). Потенциально перспективными рынками сбыта являются Центральная и Восточная Европа, Южная Азия и Ближний Восток, кроме Ирана.

Согласно пессимистическому сценарию развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения к 2025 году прогнозный объем экспорта продукции железнодорожного машиностроения без реализации мер господдержки может сократиться до $180 млн. Доля экспорта в объеме выпуска уменьшится с 10% в 2017 году до 5% в 2025 году.

С учетом всех мер финансовой, дипломатической, административной и информационно-аналитической поддержки по базовому и оптимистическому сценариям объем экспорта составит $1,2 млрд и $1,4 млрд соответственно. Доля экспорта в объеме выпуска продукции транспортного машиностроения достигнет 25% и 30% соответственно. При этом объем финансовой поддержки составит $25 млрд по базовому сценарию и $30 млрд по оптимистическому сценарию.

«Решение о предоставлении мер государственной поддержки конкретным предприятиям и о конкретных объемах такой поддержки должно приниматься с учетом достижения этими предприятиями заявленных целевых показателей, а также с учетом доли предприятия в достижении общих показателей стратегии за предыдущий период», - говорится в документе.

Координатором реализации стратегии правительство определило Минпромторг России при участии АО «Российский экспортный центр». 

В августе Правительство РФ утвердило Стратегию развития транспортного машиностроения. Она рассчитана до 2030 года. Приоритетным положением документа является насыщение внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией.

О приоритетах Стратегии, направлениях господдержки предприятий производства в сегменте вагоностроения сайту Gudok.ru накануне рассказал в интервью директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак.

Николай Логинов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Новости

18.09 Понедельник
13.09 Среда
12.09 Вторник
11.09 Понедельник
07.09 Четверг
06.09 Среда
05.09 Вторник
04.09 Понедельник
19:14
03.09 Воскресенье
01.09 Пятница
31.08 Четверг
20:59