Настоящий официальный сайт АО "Издательский дом "Гудок" является единственным источником информации о деятельности Общества в сети Интернет. Любые другие страницы в сети Интернет не являются официальными страницами Общества

Статьи
 

На внедрение локомотивов, работающих на СПГ, правительство до 2022 года направит 44 млрд руб.

Машиностроение | Вторник | 11.07.2017 | 22:22
Средства на покупку локомотивов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ, планируется внести в уставный капитал РЖД
На внедрение локомотивов, работающих на СПГ, правительство до 2022 года направит 44 млрд руб.
фото: Руслан Казаков / ИД Гудок
Министерство транспорта РФ разработало госпрограмму «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения». Документ предполагает, в частности, выделение бюджетных средств ОАО «РЖД» на закупку локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ).

Проект постановления правительства, утверждающий программу, Минтранс внёс на рассмотрение в кабинет министров в минувший четверг. Подпрограмму «Железнодорожный транспорт» планируется реализовать в 2018–2022 годы, на её реализацию правительство направит 44,01 млрд руб. Из них 41,47 млрд руб. – деньги госбюджета, ещё 2,54 млрд руб. должны привлечь потенциальные участники программы.

В частности, средства из казны на покупку локомотивов, работающих на СПГ, планируется внести в уставный капитал ОАО «РЖД», сумма уточняется. Ещё одна важная статья расходов – развитие экипировочных пунктов для обеспечения локомотивов этим видом топлива. Сейчас на сети РЖД есть только один пункт экипировки, приспособленный для заправки локомотивов СПГ в районе Екатеринбурга.

«Использование газотурбовозов с высокими тяговыми характеристиками позволит организовать движение тяжеловесных поездов на неэлектрифицированных участках сети и обеспечить возрастающие объёмы перевозок грузов при снижении потребности в локомотивах и локомотивных бригадах. Результатом реализации подпрограммы станет уменьшение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду и повышение качества жизни населения, снижение себестоимости железнодорожных перевозок и повышение их эффективности за счёт внедрения новых технологий эксплуатации подвижного состава», – говорится в пояснительной записке к программе.

Среди преимуществ магистральных газотурбовозов по сравнению с дизельным тяговым подвижным составом авторы программы называют в том числе возможность существенного снижения эксплуатационных затрат за счёт использования более дешёвого топлива (стоимость СПГ в два раза ниже стоимости дизельного топлива), повышенный срок эксплуатации и многократное снижение вредных выбросов.

В 2013 году по заказу ОАО «РЖД» Брянский машиностроительный завод (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг») изготовил первый в мире газопоршневой тепловоз ТЭМ19-001, работающий на сжиженном природном газе. В прошлом году завершился полный комплекс испытаний газотепловоза, включая сертификационные испытания. Результаты эксплуатации газотепловоза ТЭМ19 на Свердловской железной дороге показали, что по сравнению с маневровыми тепловозами ТЭМ18ДМ газотепловоз позволяет снизить удельные затраты на топливо до 26%. В настоящее время газотепловоз ТЭМ19-001 передан для эксплуатации в локомотивное депо Егоршино Свердловской железной дороги.

Впрочем, успехами в области производства локомотивов «на газу» может похвастать не только «Трансмашхолдинг». Советник президента ОАО «РЖД», президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович отметил, что подконтрольная эксплуатация магистрального газотурбовоза ГТ1h-002 (производства Людиновского тепловозостроительного завода, входящего в АО «Синара – Транспортные машины») признана успешной. По его словам, стоимость жизненного цикла газотурбовоза на 15% ниже, чем у электровоза, а сервисное обслуживание силового блока как минимум на треть меньше, чем у дизельных двигателей.

«Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что газотурбовоз как проект состоялся. Наступает этап его внедрения в жизнь. Ключевым вопросом становится строительство газозаправочных станций. Использование такого топлива повышает уровень экологичности на транспорте. Более чистая энергия – только солнечная. Это крайне важный аспект в нашем сложном меняющемся климате. Также стоит отметить, что эта инициатива увязывается с поручением Президента РФ Владимира Путина касательно освоения Арктики. Дело в том, что локомотивы, работающие на СПГ, будут востребованы при реализации этого проекта в районе Ямала: в арктической зоне, в особо ранимой окружающей среде нужен максимально чистый транспорт. Кроме того, не стоит забывать, что 2017 год объявлен Годом экологии, так что государственная поддержка расширения использования газомоторного топлива будет весьма своевременной, а инициатива – более чем положительной», – подчеркнул Валентин Гапанович.

Напомним, одной из задач «Энергетической стратегии ОАО «РЖД» является обеспечение 25–30% замещения дизельного топлива природным газом к 2030 году.

«РЖД – крупнейший энергопотребитель в России, компания ежегодно расходует на выполнение перевозочной работы и нетранспортные нужды около 48 млрд кВт∙ч электрической энергии и 3,2 млн тонн дизельного топлива, что составляет соответственно 4,7% и 9,1% их общего потребления в стране, – пояснил «Гудку» главный инженер Свердловской дирекции тяги Сергей Солонинин. – При этом Россия располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа, которые оцениваются на уровне 33% от мировых запасов (по нефти 12–13%). В период опытной эксплуатации газотурбовоза ГТ1h на Свердловской дороге установлено, что ведение поезда массой 7,5 тыс. тонн снижает удельные затраты на энергоресурсы относительно тепловозов 3ТЭ116У на 7,2%, а при увеличении весовой нормы до 9 тыс. тонн – на 12,7% (параметры подтверждены при цене сжиженного газа на 50% ниже стоимости дизельного топлива)».

Разработчики программы также отмечают, что тяговый подвижной состав на СПГ может использоваться частными операторами подвижного состава и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.

«В 2015 году на таких предприятиях находилось в эксплуатации 8,8 тыс. тепловозов (уровень износа – порядка 90%). Для охвата дополнительных сегментов рынка тягового подвижного состава потребуется разработка отечественного газового двигателя средней мощности, использующего СПГ. Создание железнодорожной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, предполагает формирование технических требований к соответствующей газотопливной инфраструктуре (пункты экипировки и технического обслуживания локомотивов) с учётом особенностей эксплуатации подвижного состава и обеспечения безопасности», – говорится в пояснительной записке к программе.

Основным препятствием для перехода на использование СПГ в качестве моторного топлива на железнодорожном транспорте является отсутствие инфраструктуры газообеспечения и газозаправки локомотивов. В связи с этим госпрограмма подразумевает создание инфраструктуры для заправки и замены топливных цистерн.

Как заявили в «Трансмашхолдинге», компания готова выпускать практически любое количество техники по запросу заказчика, в том числе с использованием моторного топлива в виде газа.

«Мы как производители техники в соответствии с соглашением о сотрудничестве в области использования природного газа, заключённым между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ТМХ и Группой «Синара», должны обеспечивать сертификацию созданных локомотивов, производство установочных партий и сервисное обслуживание выпущенной техники на основе контрактов жизненного цикла. Развитие газомоторного транспорта позволит отрасли транспортного машиностроения осуществить переход к серийному выпуску подвижного состава нового класса, а это перспективы дальнейшего развития этого направления локомотивостроения, совершенствования конструкции и появления ещё более совершенных моделей», – отметил представитель ТМХ.

В свою очередь, ООО «Газпромтранс» планирует замену парка маневровых тепловозов на газопоршневые локомотивы.

«Судя по опыту эксплуатации ТЭМ19, это даст нам существенную экономию как за счёт увеличенных межремонтных пробегов, так и за счёт использования более дешёвого топлива, однако предполагаемый поставщик в настоящее время не определён, – отметил начальник отдела локомотивного хозяйства «Газпромтранса» Алексей Смирнов. – Правительственную инициативу оцениваем крайне положительно не только с точки зрения модернизации парка тягового подвижного состава и более мягкого воздействия на экологию. Мы как дочернее предприятие «Газпрома» выступаем за более широкое использование природного газа внутри нашей страны».

По его словам, использование СПГ как топлива в локомотивах наиболее развито в США. Однако американцы используют, как правило, двухтопливную систему. Во время запуска и на холостом ходу двигатель потребляет дизельное топливо, а по мере набора мощности подаётся сжатый природный газ.
Константин Мозговой, Евгения Мусихина

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Новости

22.09 Пятница
21.09 Четверг
12.09 Вторник
07.09 Четверг
06.09 Среда
05.09 Вторник
04.09 Понедельник
19:14
03.09 Воскресенье
01.09 Пятница
31.08 Четверг
20:59