Статьи
 

Кирилл Липа: «Новые продукты создаются практически на всех наших заводах, вне зависимости от пиков и падений экономики»

Машиностроение | Воскресенье | 16.04.2017 | 19:36
В апреле свое 15-летие отмечает «Трансмашхолдинг», один из крупнейших в мире производителей железнодорожного подвижного состава. О том, как удается компании удерживать свои позиции на рынке, о настоящем и будущем отечественного транспортного машиностроения газете «Гудок» рассказал генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа.
Кирилл Липа: «Новые продукты создаются практически на всех наших заводах, вне зависимости от пиков и падений экономики»
фото: архив ЗАО Трансмашхолдинг

– Кирилл Валерьевич, какую роль компания играет в развитии промышленного потенциала страны?

– «Трансмашхолдинг» сегодня лидер транспортного машиностроения. Называя нашу компанию лидером, я подразумеваю не только объемы выпускаемой продукции. Если взлет не подтверждается инженерными, технологическими, стратегическими компетенциями по планированию и управлению компанией, то объемы очень быстро сокращаются. Есть немало примеров, когда та или иная компания вдруг выходит на какие-то высокие показатели по выпуску своей продукции, но это «вдруг» длится всего два-три года.

Компания «Трансмашхолдинг» – лидер на протяжении уже длительного времени. За эти годы отечественная экономика переживала периоды падения и периоды роста. Но, несмотря на это, «окна» для вхождения в рынок были открыты для всех. В частности, в 2000-е годы, потом после 2010 года, когда началось восстановление мировой экономики и рост высоколиквидных товарных рынков. Для нас движение биржевых товаров и их ценообразование является ключевым драйвером спроса на нашу продукцию, поскольку это напрямую связано с объемами грузовых перевозок в России. Поэтому возможности войти на наш рынок были, и те, кто хотел, ими воспользовались. Наглядное тому подтверждение – появление наших ближайших конкурентов. И при этом «Трансмашхолдинг» сохранил свое лидерство. Это означает, что за этим стоит нечто большее, чем рост наших производственных мощностей, количество работающих людей, социальная значимость в регионах.

Самое главное, на мой взгляд, глубокое понимание потребностей российского рынка и транспортных компаний в определенных видах продукции. Вопросы, связанные с качеством, безусловно, есть. Но в мире не существует компаний, качество продукции которых превосходит ожидания покупателей. Так и в случае с нами: показатели оценки качества – все те критерии, которые мы постоянно анализируем, наглядно демонстрируют, что качество нашей техники соответствует мировому уровню. Притом что условия эксплуатации в России гораздо более сложные, поэтому иногда и возникает, по совокупности этих причин, не совсем адекватная оценка реального качества производимой нами продукции. Хотя мы осознаем, что есть еще над чем работать.

Давая ключевую оценку компании «Трансмашхолдинг», я считаю, что это в хорошем смысле двигатель российской экономики. Мы находим возможности развивать наши предприятия, продолжаем вкладывать в них инвестиции: за 15 лет холдинг инвестировал в развитие производства порядка 68 млрд руб. Новые продукты создаются практически на всех наших заводах, вне зависимости от пиков и падений отечественной экономики. К сегодняшнему моменту конструкторы разработали более 70 новых моделей подвижного состава всех основных классов. В любых ситуациях мы строили и продолжаем строить новые заводы. Наши сотрудники обучаются за рубежом, изучают отечественный опыт, лучшие практики в области бережливого производства, управления производством, сервисного обслуживания.

Надо не забывать и о том, что статус лидера, с одной стороны, многое дает, но он и ко многому обязывает. Поэтому и требования к нам предъявляются соответствующие, напрямую связанные с ожиданиями наших заказчиков. И таких компаний, как наша, не только в России, но и в мире не так много.

ТМХ1.jpg


– Как вы оцениваете результаты 15-летней работы «Трансмашхолдинга»?

– Они очевидны. Все наши заводы радикально преобразились и наращивают компетенции в области выпускаемой продукции. На всех предприятиях есть заделы перспективных продуктов, а значит, мы остаемся постоянно развивающейся компанией. Поэтому, на мой взгляд, оценка за 15 лет нашей работы такова: создан мощный экономический и производственный фундамент. А там, где в результате кризисов этот фундамент мог дать трещину, он был укреплен.

Если сравнить состояние наших ключевых локомотивостроительных заводов до вхождения в группу «Трансмашхолдинг» и сегодня, то отличия радикальные. Причем по всем показателям: по месту на рынке труда в регионах, по культуре производства и по конкурентоспособности среди компаний своего профиля. К нам приезжают представители практически всех крупнейших компаний мира, которые занимаются аналогичной деятельностью. Они дают нашим предприятиям самую высокую оценку. Поскольку у нас большой опыт работы, мы практически везде сертифицированы как поставщики, отсюда и достаточно высокая глобальная оценка. Конечно, это вовсе не означает, что мы достигли верха совершенства. Нужно понимать, что цикл разработки и затем организация опытной эксплуатации, постановки на производство, потом промышленного выпуска продукции в нашей отрасли занимают достаточно длительное время, не менее пяти лет. И процесс этот не должен прерываться, чтобы предприятие не остановилось в своем развитии. Не случайно в авиастроении, в автомобилестроении, в судостроении и в нашей отрасли вопрос постоянства в объемах производства самый важный.

Главное, чтобы не была утрачена школа. Как только теряется способность к постоянной разработке и постановке на производство новой продукции, восстановить ее очень тяжело, это отнимает большое количество времени, денег и не всегда удается. «Трансмашхолдинг» сохранил последовательность, преемственность своего развития и поступательное движение вперед, не утратил темпа этого движения. На каждом нашем ведущем заводе вы найдете сложившуюся школу конструкторов и технологов, в которой есть все поколения, в том числе и молодежь.

– У вас есть любимый завод, которому вы отдаете предпочтение и с которым связываете особые надежды?

– У меня все заводы любимые. Есть предприятия, которые достигли больших или меньших успехов. Среди них и дающие ощущение большей цельности, уверенности в завтрашнем дне. Но есть и такие, где самооценка неоправданно высока, заводчане переоценивают свои возможности. К сожалению, такое ощущение первенства крайне опасно с точки зрения самоуспокоенности и уверенности, что так было всегда, так всегда и будет. Как будто в мире ничего не происходит. Но все настолько динамично, и в ближайшие годы будет меняться еще быстрее.

ТМХ2.jpg

– А какие инновационные решения были внедрены на ваших предприятиях в последние годы? Не отстаете ли от меняющегося мира?

– Я с большой осторожностью отношусь к самому определению «инновации». Все зависит от того, в каких категориях, технических параметрах или в каких странах они применяются. Мы развиваемся и относительно того, что выпускали ранее, запускаем, безусловно, более новые и прогрессивные продукты. К примеру, у нас выпускается локомотив с асинхронным приводом, уже есть пригородный поезд с асинхронным приводом, и сейчас разрабатывается электропоезд для дальних перевозок с асинхронным приводом. Но говорить о том, что это инновация, у меня, честно говоря, язык не поворачивается. Для всего мира это давно серийно выпускаемая продукция.

У нас есть привод для метро, который мы делаем с фирмой Hitachi. Является ли это инновацией для наших заказчиков? Безусловно – да. Является ли для Hitachi – нет. Вот когда мы сделаем кузов из композитных материалов, это будет действительно инновация. Когда мы сделаем, к примеру, отечественную «гиперпетлю», это будет инновацией, а все остальное – это нормальное развитие.

– А как складываются у вас взаимоотношения с «Российскими железными дорогами»? Они ограничиваются отношениями продавца и покупателя?

История заводов, входящих в нашу группу, пошла не с холдинга. Все началось гораздо раньше: некоторые наши предприятия отметили уже полуторавековой юбилей. Недавно мы отпраздновали очередную годовщину нашего Октябрьского вагоноремонтного завода. У него 190-летняя история, в которую вписаны такие громкие имена, как барон Клейнмихель, император Николай I... Мне думается, и нам, и нашим коллегам в компании «Российские железные дороги» важно понимать, что они всегда были тесно связаны.

Искренне хочу надеяться, что так будет и впредь. Поэтому удовлетворение требований наших заказчиков – не просто слова. Реально мы являемся двумя сторонами одной медали. Не могут «Российские железные дороги» существовать без наших предприятий, это, как говорится, медицинский факт. И не могут наши предприятия существовать без «Российских железных дорог». И это факт того же порядка. Мы очень тесно связаны в вопросах технической политики, которая медленно и сложно меняется. Это то, что называется технологическим укладом, для смены его требуется огромное количество времени. Тем более в таких масштабах, как Россия. Да, сейчас в связи с развитием цифровых IT-технологий, программных продуктов, управленческих методов, средств связи новые промышленные и технологические уклады будут меняться быстрее, причем существенно быстрее, чем это было раньше. Даже учитывая масштабы нашей страны, масштабы российских железных дорог и масштабы нашего холдинга. Но логика взаимодействия не изменится, потому что так устроены экономические взаимосвязи, которые очень сложно разорвать, кто и что бы по этому поводу ни думал и ни говорил.

Наши взаимоотношения носят глубоко профессиональный характер, мы постоянно находимся в диалоге с ОАО «РЖД». Мы понимаем структуру экономики, сильные и слабые стороны нашего заказчика. Точно так же специалисты РЖД все знают про наши заводы. Многие из них там работали, проходили практику в студенческие годы. Поэтому наш диалог носит абсолютно предметный профессиональный характер, нам говорят о наших ошибках и требуют их исправления, а мы делаем то же самое в отношении нашего партнера.

И я считаю, что отношения у нас правильные, их надо развивать и укреплять. В июне прошлого года в Новочеркасске прошло большое совместное совещание. На нем присутствовало высшее руководство ОАО «РЖД» во главе с президентом Олегом Валентиновичем Белозеровым. Мы их познакомили с масштабами деятельности Новочеркасского завода, ВЭЛНИИ, «ТРТранса», показали все сильные стороны предприятий. И стало понятнее, чем обусловлено ведущее место Новочеркасского завода в структуре поставщиков «Российских железных дорог». Оно характеризуется не только количеством поставленных РЖД секций локомотивов и объемами планируемых закупок. Новая тяговая техника повышает эффективность перевозочного процесса на сети дорог, а следовательно, и всей деятельности РЖД. Такие встречи у нас проходят регулярно. Я считаю это хорошей практикой, она позволяет нам более глубоко и профессионально общаться.

– Как вы оцениваете рыночные позиции и финансово-экономическое положение холдинга?

– Положение, к счастью, стабильное. Я не могу сказать, что выручка сильно растет, конечно, хотелось бы видеть существенно более высокие темпы экономического роста. Но понятно, что «Трансмашхолдинг» – это плоть от плоти отечественной экономики. Мы развиваемся как ее лучшая часть. С точки зрения рентабельности тоже все стабильно, поскольку изменение цен четко регулируется определенными индексами. У нас заключены контракты, в ряде случаев они долгосрочные. Бывает, они подписываются на один год, но из-за того, что речь идет о серийно выпускаемой продукции, они де-факто обновляются ежегодно.

Рентабельность нашей деятельности зависит не только от политики нашего заказчика, но и от политики наших поставщиков. Так же как и у нас, цикл ввода новой техники в эксплуатацию у них составляет пять лет. На то, чтобы сертифицировать, например, дизель, уходит значительное количество времени. Его нужно разработать и испытать и только после этого начать поставлять. Поэтому природа всей нашей деятельности не предполагает каких-то существенных колебаний. Она очень болезненно воспринимает всякого рода всплески и падения, которые происходят на очень коротком отрезке времени.

Мы открыты и готовы к дискуссии об объемах поставок на длинных горизонтах планирования. Для нас, как и для РЖД, очень важно долгосрочное планирование. Это касается и других наших заказчиков, мы стараемся с ними анализировать макроэкономические тенденции, тенденции в экономике на долгосрочную перспективу. Это единственный способ обеспечить правильную загрузку, стабильную работу наших коллективов, заработную плату. К счастью, у нас сегодня есть заказы, в ряде случаев они растут, в ряде случаев падают. Но, в целом, они компенсируют друг друга, и экономика по прибыльности сбалансирована.

– Каким вы видите будущее «Трансмашхолдинга»? Есть ли у холдинга перспективы роста и расширения?

– Это, наверное, самый непростой вопрос. Он сложен потому, что в первую очередь зависит от развития всей российской экономики. Ключевым фактором, влияющим на холдинг, является фактор общего развития промышленности. Мы отраслеобразующая структура, поэтому влияние макроэкономических показателей отечественной экономики крайне высоко. На мой взгляд, правильное планирование этих показателей позволит обеспечить стабильный разумный рост российской экономики. Это возможно, я в это верю, соответственно, верю, что внутри страны при сохранении своих компетенций, стабильных инвестициях в технологии и производство мы также способны обеспечить стабильную рентабельность для наших предприятий.

Другой вопрос: в чем мы видим наш потенциал, где точки роста? На мой взгляд, такой точкой является в первую очередь экспорт. И здесь нас целиком и полностью поддерживают и реально помогают руководство страны и «Российских железных дорог», другие наши партнеры. За это мы им благодарны. Сегодня мы работаем очень плотно с Российским экспортным центром, с Министерством промышленности и торговли РФ над выработкой стратегии по экспорту. Перспективы в этом направлении есть, и очень серьезные.

Существует достаточное количество стран, где потребности в подвижном составе весьма высоки. С ростом населения городов растет и спрос на пассажирский транспорт, в первую очередь на вагоны метро. Это единственный реальный способ обеспечить транспортную доступность в больших городах. Есть перспективы и у пригородного подвижного состава, а также у пассажирских вагонов локомотивной тяги. Наша страна остается одной из немногих, где по-прежнему государством поддерживается производство такого подвижного состава. Мы также готовы предложить нашим заказчикам за рубежом пассажирские вагоны, которые мало кто в таких количествах и с такой надежностью производит. Помимо этого, мы сейчас активно развиваем сервисное обслуживание подвижного состава в течение его жизненного цикла.

Сегодня практически все локомотивы, которые мы производим, находятся на сервисном обслуживании компании «ТМХ-Сервис». А все контракты по поставке вагонов метро сопровождаются 30-летним контрактом на сервисное обслуживание. Сейчас мы начали поставку трамваев для Москвы и также подписали долгосрочный контракт на их сервисное обслуживание. Вот наши стратегические направления. При этом очень важно развивать сотрудничество с зарубежными компаниями.

Чтобы обеспечить технологическое развитие на уровне мировых стандартов, мы локализуем производство, переносим его на территорию России. Есть целый ряд таких проектов: например, совместное предприятие с Hitachi по производству приводов на территории «Метровагонмаша». Мы понимаем, что должны отвечать самым высоким требованиям заказчика, поэтому продукцию, которую поставляем сегодня нашему основному заказчику – РЖД, а также для Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов, выполняем на уровне лучших зарубежных образцов с аналогичными характеристиками по качеству и надежности. Все это позволяет нам строить новые масштабные планы и уверенно смотреть в будущее. 

Артур Берзин

Комментарии
Защита от автоматических сообщений

Новости

28.04 Пятница
27.04 Четверг
26.04 Среда
13:15
25.04 Вторник
24.04 Понедельник
21.04 Пятница
20.04 Четверг
19.04 Среда
18.04 Вторник