Новости

1 д
1 д
2 д
1 д

Реклама

«Автомаркетинг должен строиться на том, что машину покупать выгодно»
 

Машиностроение | Суббота | 20.02.2016 | 16:47
В 2016 году из-за уменьшения покупательской способности и роста цен продолжится сокращение автомобильного рынка. При этом машины будет выгодно покупать, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Автомаркетинг должен строиться на том, что машину покупать выгодно»
фото: Максим Новиков/ТАСС
По объему рынка легковых автомобилей и LCV Россия опустилась на 12 место в мире. Надеюсь, что ниже мы уже не должны опуститься. Хотя нас догоняет даже Мексика. Никогда такого не было. Нас обошла Канада и Южная Корея. Наш рынок всегда был больше этих стран. Сейчас он сдувается. Соответственно, у глобальных корпораций снижается доля продаж России в глобальных продажах и снижается интерес к российскому рынку. Это плохо.

Мы наблюдаем падение по всем сегментам. Везде примерно ровно 35-40%. Автобусы чуть меньше, потому что были программы госзакупок.

Lada остается в лидерах (17,5% от рынка легковых автомобилей по итогам 2015 года, - прим. ред.). Корейцы сильно увеличили свою долю - на пару у Hyundai и KIA уже больше 20% (21,6% рынка, по данным агентства «Автостат»). Дальше идут компании, которые входят в альянс Renault и Nissan. Благодаря грамотной ценовой политике уверенно себя чувствует Toyota.

Если смотреть на динамику спроса, то в начале года были в плюсе массовые бренды, к концу года все массовые ушли в минус. Среди производителей в премиальном сегменте продажи выросли у Porsche и Lexus. И 2016 год они тоже начали в плюсе. Остальные производители ушли «в минус». В целом премиальный сегмент снизился меньше, чем массовый. Это говорит о том, что деньги у людей есть. Многие богатые люди, наверно, сохранили деньги в валюте. Покупатели массового сегмента, напротив, имели мало сбережений.

Спрос сместился в сторону компактных автомобилей. Это Hyundai Solaris, KIA Rio и вазовские автомобили. Немножко потерял сегмент SUV (Sport Utility Vehicle, - прим. ред.), который до этого рос. Сегмент потерял около 1,5%. Сильнее всего потеряли C и D сегменты. По минивэнам сохранились объемы продаж в полном объеме. Совсем маленькие автомобили тоже не продаются - в пределах 0,2%.

Примерно на 20% выросли средние цены. Из-за повышения цен некоторые модели уже переместились в более дорогие сегменты.

Если смотреть на данные постановки на учет машин в регионах, то в Северном Кавказе падение рынка менее заметно. Там продолжаются бюджетные вливания, а база спроса была низкой. Тоже самое с Дальним Востоком. Кризис повлиял на промышленно развитые регионы - Урал, Сибирь и Поволжье. Они пострадали больше, и там была высокая база.

Емкость рынка, если ее мерить в валюте по среднему курсу за год, сократилась в 2 раза. Она достигла $30 млрд или 2 трлн рублей. Столько было потрачено на новые легковые автомобили в 2015 году. Это примерно уровень 2008 года.

Есть две основные причины, почему это произошло. Во-первых, цены выросли и снизилась покупательская способность населения. Эти тренды продолжаются и сейчас. Во-вторых, изменились потребительские настроения. Деньги у людей есть, но желания тратить нет. Вроде как можно сменить машину, но какой смысл? Она до 100 км пробега не ломается. В 2016 году будет увеличиваться срок службы автомобилей у одного владельца. В 2015 году средний срок службы составлял 4,5 года. В премиум-сегменте - 3, в массовом сегменте - 5,5. Они будут увеличиваться на полгода - год.

Что поддерживает рынок? Во-первых, накопления денег у населения. До нуля мы не упадем. Во-вторых, выгодность покупки. Машины в России сейчас самые дешевые в мире. Например, цена на Toyota Corolla, которая представлена на всем мировом рынке, В России в 3 раза дешевле, чем в Израиле, на 40% дешевле, чем в Японии. Я думаю, что автомобильный маркетинг должен строиться на том, что машину покупать выгодно. Дистрибьюторы сильно конкурируют и демпингуют. Кроме того, каждая третья машина - порядка 500 тысяч - в 2015 году была продана по стимулирующим программам - кредит, лизинг, утилизация, муниципальные закупки.

Что ждет в этом году рынок? То же самое, что в предыдущем. То есть, дальнейшее снижение покупательской способности, изменение потребительского поведения в сторону экономии, рост цен. Будут продлены стимулирующие программы  со стороны государства. И будет снижение маркетинговой активности, потому что маркетинговые бюджеты режутся в первую очередь. Меньше будут подкармливать СМИ. Но покупать в этом году будет снова выгодно.

В целом экономика еще не адаптировалась к новому курсу доллара. И сам курс доллара еще не нашел своего коридора.

Наш прогноз - год будет в минусе. Факторов, которые влияют на снижение, стало даже больше. Если нефть будет ниже $30 за баррель, то мы объем спроса на российском рынке окажется ниже 1 млн новых машин. А рост возможен только при цене от $70. Поэтому наш средний прогноз продаж легковых автомобилей без учета легких коммерческих - 1,2 млн, в лучшем случае 1,35 млн.

Николай Логинов, Gudok.ru. По материалам конференции «Автомобильный рынок-2016. Итоги и прогнозы»

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ