Статьи
 

Камчатка просит Правительство поддержать отечественное судостроение

Машиностроение | Вторник | 29.12.2015 | 12:41
Дальневосточные пароходства готовы обновлять добывающий, транспортный и промысловый флот
Камчатка просит Правительство поддержать отечественное судостроение
фото: Александр Петров/ТАСС
Власти Камчатки направят обращение в Правительство РФ о необходимости расширения отечественными судостроителями линейки выпускаемой продукции для нужд Дальнего Востока, сообщила пресс-служба администрации Камчатского края со ссылкой на губернатора Владимира Илюхина.

Как отметил глава региона, в стране выполняются заказы по линии Министерства обороны, в том числе для Тихоокеанского флота, нефтяной промышленности. На базе судоремонтного завода «Звезда» в Большом Камне (Приморье) сегодня создается крупный судостроительный комплекс — проект реализует консорциум инвесторов в составе ОАО «НК «Роснефть», АО «Газпромбанк» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Новое предприятие будет выпускать морские платформы, суда и прочую специализированную технику для потребности добывающих компаний при разработке шельфовых месторождений нефти и газа в Арктике и на Дальнем Востоке. Однако сегодня по сути нет ни одного нового проекта в области строительства рыбодобывающего и транспортного флота, говорит губернатор Камчатки. «Поэтому самая главная задача — найти типы судов, которые будут интересны нашим рыбодобывающим и транспортным компаниям. Они должны быть современными, энергоэффективными, доступными по цене. Начинать нужно с этого, необходимо разработать классификацию тех типов судов, которые необходимы для наших компаний и компаний других территорий. Чтобы они понимали, что мы в итоге будем строить», — сказал Владимир Илюхин.

В настоящее время на Камчатке почти 800 единиц рыбопромыслового флота, почти 90% из них эксплуатируются свыше 15 лет. И рыбопромышленные предприятия крайне заинтересованы в создании не только судостроительных центров, но и судоремонтной базы.

«Рыбаки не ждут, они сами пытаются проблему решать. У нас сегодня есть ростки такой самостоятельной работы на Камчатке — компания «Океанрыбфлот» на Петропавловск-Камчатском судоремонтном заводе пытается создать закрытый цикл по ремонту своего флота, изучает возможность приобретения плавдока, чтобы можно было ремонтировать средне- и крупнотоннажные суда компании. Это, безусловно, радует, но ведь у нас таких компаний очень много, и судов достаточно много на Камчатке», — отметил Владимир Илюхин.

По его мнению, к решению проблемы целесообразно привлечь Северо-восточный ремонтный центр (входит в ОСК) в Вилючинске. Его мощности сейчас задействованы, главным образом, для обслуживания военных судов. «Мы об этом говорили с вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным. Здесь много проблем, которые нужно решать вместе с Министерством обороны, но, думаю, если в комплексе на это смотреть, такая возможность появится», — сказал губернатор.

Все свои предложения по судостроительной отрасли правительство Камчатского края направит в адрес Минпромторга, Минтранса и Росрыболовства.

О проблеме обновления транспортного флота говорят и в других регионах Дальнего Востока. Последнюю четверть века новых судов строили крайне мало. Как следствие, возраст флота подходит к критичной отметке.
Например, средний возраст сухогрузов и танкеров типа «река-море» ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) в настоящий момент превышает допустимые нормы на пять-шесть лет. «Вопрос очень серьезный, тем более, что весь флот изношен. Строительство судов занимает длительный период времени. Вопрос сложный, но мы его будем решать. В Арктику железная дорога все равно не придет, а другие виды транспорта не заменят нас, потому что надо везти уголь и нефть», — подчеркнул гендиректор ЛОРП Сергей Ларионов.

В компании подготовлен проект по судостроению, говорит руководитель пароходства. Сейчас на эти цели изыскиваются финансовые средства. В ближайший год планируется направить 550 млн руб. на строительство восьми судов, еще 300 млн руб. пойдет на ремонт флота. Ведется также поиск инвесторов. При правительстве Якутии была создана рабочая группа под руководством генерального директора АО «Корпорация развития Республики Саха» Геннадия Алексеева, которая вырабатывает механизм финансирования строительства новых судов. «При неблагоприятных обстоятельствах будут гарантии государства, и под эти условия банки идут навстречу. Думаю, что в наших условиях это получится. У нас 380 судов, и мы этим апеллируем», — сказал Сергей Ларионов.

Заказать несколько сухогрузов типа «река-море» дедвейтом 3,5-5 тыс. т собирается ОАО «Амурское пароходство» (входит в RFP Group). В компании ранее сообщали, что эти суда позволят эффективно удовлетворять запросы клиентов, в частности, по вывозу леса с портопунктов Хабаровского края в страны Азиатского-Тихоокеанского региона.

Причем перевозчик в качестве судостроителя выбирал одну из китайских верфей, поскольку в настоящий момент судостроительные заводы Приморья и Хабаровского края не могут предложить конкурентные условия по срокам строительства и стоимости работ.

«Отечественные судостроители должны выпускать качественную продукцию, на уровне мировых стандартов, поскольку судоходство — это международный бизнес. И конкуренцию с иностранными производителями можно выиграть за счет создания эффективного менеджмента и государственных преференций, льгот, причем как для верфей, так и потребителей их продукции», — считают в компании.

Это не единственный перевозчик, прибегающий к услугам азиатских судостроителей. Например, в течение последних 15 лет активно размещало заказы в Китае «Дальневосточное морское пароходство» (входит в группу FESCO). Несколько балкеров компании построила верфь Qingshan Shipyard на реке Янцзы.

Китайские и южнокорейские судостроители являются главными конкурентами дальневосточных, констатируют в Дальневосточном НИИ технологии судостроения. Там отмечают, что отечественная отрасль длительное время теряла свой потенциал. «Прежде всего, это кадры: на заводах работает контингент предпенсионного и пенсионного возраста. Устарела производственно-техническая база, нужны серьезные материальные вложения в переоснащение, хотя, например, Амурский судостроительный завод — это мощное многопрофильное предприятие, где можно строить корабли любого класса и дедвейтом более 5 тыс. т».

Чтобы отечественные корабелы надлежащим образом стали конкурировать с зарубежными, считают в Дальневосточном НИИ технологии судостроения, необходима консолидация активов на уровне «Объединенной судостроительной корпорации», «которая собрала бы всех в кулак».

Иностранные активы ОСК также могут быть задействованы в обновлении коммерческого флота. В частности, в декабре этого года финская Arctech Helsinki Shipyard (100% ее акций принадлежит ОСК) приступила совместно с Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ) к изготовлению корпуса ледокольного судна снабжения добывающих платформ в рамках шельфового проекта «Сахалин-2». Передача ледокола заказчику — компании «Совкомфлот» — запланирована на лето 2016 года. Ранее в кооперации с ВСЗ финская верфь построила два многофункциональных судна снабжения для «Совкомфлота»: «Алексей Чириков» и «Витус Беринг».

Павел Усов, Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Новости

27.05 Пятница
26.05 Четверг
25.05 Среда
15:16
24.05 Вторник
18:19