Новости

14 ч
16 ч

Реклама

Фонд отреагировал на развитие России
 

Инфраструктура | Понедельник | 22.10.2018 | 23:30
Конкурентоспособность нашей страны растёт, несмотря на санкции
Фонд отреагировал на развитие России
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ, WEF) опубликовали обновлённый рейтинг глобальной конкурентоспособности экономик (The Global Competitiveness Report 2018, GCR), согласно которому Россия прибавила за год две позиции, переместившись с 45-й на 43-ю строчку. Одним из драйверов роста, по мнению составителей рейтинга, стало развитие транспортной инфраструктуры, в том числе её железнодорожной составляющей.

Как отмечается во вступительной части рейтинга, он учитывает достижения четвёртой промышленной революции (по мнению основателя и бессменного президента ВЭФ Клауса Мартина Шваба, она характеризуется слиянием технологий, а также стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами), а упор в его составлении делается на роль человеческого капитала и способность страны к инновациям.

«Четвёртая промышленная революция стала реальностью для миллионов людей во всём мире, создавая новые возможности для бизнеса, правительств и отдельных личностей», – отметил во вступительном слове господин Шваб.

Как пояснил «Гудку» начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антон Рышков, очевидно, что говорить об абсолютной объективности результатов рейтинга нельзя, поскольку на него влияет как количество опрошенных, так и качество выборки. Вместе с тем повышение в рейтинге на две ступени в условиях санкционной политики по сути является прямым доказательством  высокой конкурентоспособности российской экономики даже в недружелюбной среде.

«Особенно это актуально для России, масштабы территории которой не позволяют достоверно оценить состояние столь важных показателей в разрезе страны в целом на основе опроса респондентов лишь в нескольких регионах. Кроме того, нельзя исключать некоторый субъективизм при составлении рейтинга в силу политической ангажированности. Вместе с тем результаты рейтинга, в силу его уникальности и глобального характера, могут быть полезны в качестве ориентира при выработке или корректировке основных подходов государственной экономической политики», – подчеркнул Антон Рышков.

По словам старшего партнёра McKinsey & Company Ермолая Солженицына, значение инфраструктуры для российской экономики сложно переоценить. 

«В России перевозки сырья, металлов, товаров осуществляются на огромные расстояния, и в этих условиях транспортная инфраструктура играет важнейшую роль в экономике страны. Возможность доставки на международные рынки конкурентоспособного товара важна как для продавцов, так и для покупателей. Необходимо серьёзно подходить к отбору инфраструктурных проектов, тщательно планировать их реализацию, а также грамотно управлять уже осуществлёнными проектами. При этом нужно учитывать не только технологии и стоимость, но и будущие операционные показатели, которые будут характерны для этих объектов», – подчеркнул эксперт. 

Он также отметил важность недопущения риска двойного учёта спроса, например бывают случаи, когда проекты аэропортов, железных и автомобильных дорог рассчитывают исходя из одного и того же потенциала мобильности населения.
 
«Многие страны уже проводили программы модернизации инфраструктуры – этот накопленный опыт России стоит применять и в своём развитии. Выделять какие-то конкретные инфраструктурные проекты, реализуемые в настоящее время, я бы не хотел. Важно, чтобы они в совокупности не только соответствовали сформировавшемуся спросу, но и вписывались в будущую экономику», – резюмировал Ермолай Солженицын.

Эксперты также отмечают, что сильными сторонами российской экономики можно считать весьма активное внедрение информационных технологий, низкий государственный и корпоративный долг, а также наличие достаточно квалифицированной рабочей силы.

«Между тем слабостью экономики является низкая предпринимательская культура, а в широком смысле – низкая предпринимательская активность, – считает ведущий аналитик АО «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. – Впрочем, о дефиците малого и среднего бизнеса говорят много и давно, но пока данный сегмент экономики продолжает развиваться со скрипом. В блоке BRICS (международная организация, объединяющая Бразилию, Россию, Индию, КНР и ЮАР) Россия занимает второе место, уступая Китаю, а также существенно опережает многие страны Евразии, включая бывшие советские республики. Безусловно, отечественный рынок самый ёмкий, что является преимуществом, но развитие отдельных отраслей всё ещё мешает повышению конкурентоспособности. Улучшения в сфере финансовых услуг и среды для предпринимательства могут резко повысить рейтинг в будущем».

По его словам, транспортная инфраструктура точно не является слабым местом российской экономики. Однако и в этой сфере есть множество моментов, которые можно улучшить, – скорость железнодорожных перевозок всё ещё достаточно низкая, а стоимость транспортировки с Дальнего Востока в Европу, напротив, излишне высокая.

«Вполне очевидно, что развитие скоростного железнодорожного транспорта должно улучшить экономическую активность в ключевых регионах. Из других проектов стоит отметить развитие Северного морского пути. Тестовые доставки показали высокую скорость и ценовую эффективность данного маршрута для грузооборота между Европой и Азией. Есть большое пространство для развития внутренних авиаперевозок, но без улучшения экономической ситуации в самих регионах данный сегмент продолжит оставаться субсидируемым. В сравнении с другими странами компоненты транспортной инфраструктуры особенно заметны. К примеру, в Китае железнодорожные перевозки вышли на качественно новый уровень за счёт строительства сети скоростных железных дорог на отечественной базе. Соответственно, можно говорить об улучшении доступности регионов КНР. В России пока нельзя говорить о сети скоростного железнодорожного сообщения, хотя потребность в нём крайне высока», – уверен Андрей Кочетков.

В целом, полагает он, рейтинг GCI полезен, как и любые другие рейтинги, – он показывает проблемные сферы экономики, возможные точки роста, где можно улучшить работу, чтобы получить преимущество по сравнению с конкурентами. Сам по себе рейтинг не даёт каких-либо преимуществ, но может учитываться глобальными инвесторами при принятии решений о вложении средств в какие-либо масштабные проекты. Соответственно, улучшение позиции в рейтинге будет говорить о правильности экономического курса правительства, а выявленные проблемные сферы позволят более акцентированно на них влиять.

ВЭФ ежегодно с 1979 года проводит масштабное исследование, в рамках которого рассчитывает Индекс GCI для стран мира и составляет их рейтинг по этому показателю. Рейтингу конкурентоспособности серьёзное внимание уделяют в правительственных экономических блоках стран, попавших в этот список, так как глобальное исследование, проведённое авторитетными экспертами ВЭФ, является дополнительным инструментом по выявлению основных «болевых точек» экономики. По определению ВЭФ, национальная экономическая конкурентоспособность представляет собой способность страны и её институтов обеспечивать стабильный, устойчивый в среднесрочной перспективе экономический рост. Методика исследования ВЭФ построена на использовании отчётных статистических данных международных организаций и результатов глобального опроса руководителей компаний. В рейтинг ежегодно включаются около 140 стран (в рейтинге 2018 года – 140 стран, в 2017 году – 135 стран).
При анализе статистических данных используются такие источники, как ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк, МВФ, ОЭСР, МОТ, ВОЗ и некоторые другие, а в экспертных опросах принимают участие значительное количество руководителей компаний (в опросе, проведённом в январе – апреле 2018 года, приняли участие почти 16,7 тыс. респондентов из 140 стран, при этом количество опрошенных составило от 31 человека в Норвегии до 378 человек в Индии. В России в опросе участвовали 296 руководителей).
Рейтинг каждой страны определяется на основе 12 факторов конкурентоспособности, каждый из которых оценивается по ряду показателей, число которых для отдельных факторов составляет от 1 до 20, всего в индексе GCI учитывается 98 показателей, в том числе 12 показателей, отражающих развитие инфраструктуры. Примером вопроса, задаваемого руководителям компаний, является следующий: «Насколько эффективными (качественными) в вашей стране являются услуги железнодорожного транспорта?» Учитываются частота, пунктуальность, скорость и цена, шкала оценки от 1 (крайне неэффективны, среди худших в мире) до 7 (чрезвычайно эффективны, одни из лучших в мире).
Чтобы обеспечить агрегирование индикаторов разного характера и размерности, каждый индикатор, входящий в индекс GCI, преобразуется в величину, измеряемую в единичных баллах от 0 до 100, которую называют «оценка прогресса». Для отдельной страны «оценка прогресса» формируется по каждому из 98 показателей, на основе которых рассчитываются «оценка прогресса» по 12 факторам конкурентоспособности и в целом величина индекса GCI для страны, выраженная в баллах. После этого формируется рейтинг стран, где первые места занимают страны с наибольшими значениями индекса GCI, соответственно обладающие наибольшей конкурентоспособностью.
Константин Мозговой, Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ