Новости

4 ч
7 ч
7 ч
8 ч
8 ч
9 ч
10 ч
2 д
2 д

Реклама

Как ликвидировали последствия обрушения в Свободном
 

Инфраструктура | Среда | 17.10.2018 | 23:20
В единой связке работали все подразделения дороги: движенцы и представители службы автоматики и телемеханики, энергетики и путейцы
Как ликвидировали последствия обрушения в Свободном
фото: Игорь Тимошенко
Девятого октября на станции Свободный Забайкальской дороги обрушился автомобильный мост, проходящий через железную дорогу. В результате Транссиб оказался полностью блокирован, а один из районов Свободного был отрезан от города. Корреспондент «Гудка» приехал на место ЧП, чтобы увидеть, как ликвидировали его последствия. 

В секунде от смерти
!!TASS_29415834.jpg

Фото: Василий Романенко/ТАСС

Бригадир по текущему содержанию и ремонту пути Михайло-Чесноковской дистанции пути Николай Ткаченко занимался привычным делом – промерами пути рядом с бетонными сваями моста над железной дорогой. Мост соединял между собой две части города Свободный. По путям катил грузовой поезд. Едва под мостом проехали его последние вагоны, раздался грохот. Железнодорожника обдало облаком пыли.

«Что произошло, я сначала не понял, – рассказывает Николай Ткаченко. – Просто побежал. Даже испугаться не успел. Осознание того, что был в нескольких секундах от смерти, пришло позже».
Под проезжавшим по мосту грузовиком обрушился один из пролётов, через секунду – второй. Николай был буквально в метре от рухнувшей конструкции. В этот день удача была на его стороне. Водителю многотонного грузовика повезло меньше. Второй пролёт моста рухнул на железнодорожные пути вместе с автомобилем. После падения с высоты у мужчины медики обнаружили переломы обеих голеней. Также оказалась раздроблена одна ступня. В Свободненской городской больнице ему сделали две операции, затем перевели в областную. В областном медучреждении пострадавший пройдёт полную реабилитацию. Сегодня мужчина уже встаёт на костыли.

Мост находится на городском балансе. По факту случившегося руководство Забайкальской железной дороги направило запрос в Следственный комитет города Свободный, и сегодня заведено уголовное дело по статье «Халатность». Следственный комитет рассматривает пока две версии случившегося. Первая версия – нарушения были допущены ещё при строительстве путепровода. Вторая – текущее нарушение норм эксплуатации и содержания. Но это пока лишь версии, следствие продолжается. 
Городские власти утверждают, что, судя по последним актам обследования, он не был в критическом состоянии. «Автомобильный путепровод по улице Михайло-Чесноковская был построен в 1982 году, – пояснил и.о. главы администрации города Свободный Владимир Константинов. – Капитального ремонта на объекте не было со дня строительства, но текущее обслуживание производилось в положенные сроки. Никаких замечаний по содержанию или состоянию объекта со стороны Забайкальской железной дороги к нам не было».

О том, что мост ненадёжен и может рухнуть в любой момент, жители Свободного даже не догадывались.
«Я родился и вырос в Свободном, вожу машину и, бывало, ежедневно проезжал по этому мосту по нескольку раз, – говорит житель Свободного Сергей Дмитриев. – То же самое делали все мои знакомые и друзья. И никто о том, что может произойти обрушение, и подумать даже не мог».

Разбор завалов
!!TASS_29411314.jpg

Фото: Василий Романенко/ТАСС

Транссиб оказался перекрыт двумя многотонными пролётами путепровода. Только одна балка весила около 50 тонн, а сам пролёт – более 350 тонн.

«Толчком к разрушению моста можно считать заезд на путепровод четырёхосного гружённого щебнем автомобиля, – рассказал заместитель начальника Забайкальской железной дороги по территориальному управлению по Свободненскому региону Пётр Сапрыкин. – Разрушение моста началось сразу после заезда на него грузовика и именно с той стороны, где на путепровод въехал автомобиль».

Перегорожены оказались главные пути. На путях 4, 6, и 13 лежал один обрушенный пролёт, на нём находился автомобиль. На пути № 2 одним концом лежал другой  мостовой пролёт. Второй его конец не обрушился, а лежал на сваях. Из-за того что балка лежала под наклоном, пути 1, 3 и 5 находились в негабарите. На седьмом пути габарит присутствовал, но контактная подвеска была полностью зажата.    

Ни одна техника восстановительных поездов, которые сразу же после случившегося отправились в Свободный из близлежащих населённых пунктов – Шимановска, Белогорска и Магдагачи, – поднять пролёт моста весом более триста тонн не смогла бы.

«Было решено привлечь организации с более тяжёлой техникой, – говорит Пётр Сапрыкин. – Привлечены были автомобильные краны грузоподъёмностью более 50 тонн, чтобы поднять пролёт с помощью нескольких единиц техники. Также работали люди с отбойными молотками, чтобы разделить обрушившуюся конструкцию на меньшие части. Мы обратились за помощью в  компанию «Велесстрой», строящую газоперерабатывающий  завод под Свободным.  Помощь техникой оказала «Газпромпереработка», а «Бамстроймеханизация» выделила экскаваторы с гидромолотами. 
 
Со стороны железнодорожников работало два экскаватора марки «Жейсмар», оснащённых гидравлическим отбойным молотом. Тяговая техника трёх восстановительных поездов использовалась для уборки. Также использовались для уборки краны на железнодорожном ходу «Сокол» ВП станций Шимановская и Белогорск. 

Восстановить мост было невозможно, поэтому бульдозерами были разрушены оставшиеся опоры. 
Работы по разбору и уборке упавших пролётов велись весь первый день и ночь. Руководство работами осуществлял Пётр Сапрыкин, позже к нему присоединился прибывший на место аварии начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков. Координировали деятельность в Приамурье из оперативного штаба ОАО «РЖД» в Москве. 

Работники Дирекции тяги готовили тепловозы, так как произошёл не только обрыв подвески контактной сети, но без напряжения осталась вся контактная сеть от западной до восточной горловины станции. В работах участвовали более 300 человек и около 60 единиц техники.

Пассажиров доставляли автобусами

Помимо проведения восстановительных работ, необходимо было также обеспечить пропуск пассажирских поездов.

«На первом этапе мы произвели размен двух ожидавших проезда пассажирских поездов, – рассказывает Пётр Сапрыкин. – Решено было поменять пассажиров в поездах и пустить их в обратную сторону. Для этого были привлечены 14 автобусов, которые предоставили частные перевозчики, «Газпромпереработка» и «Велесстрой».

Сначала вереницы автобусов отправились на станцию Усть-Пёра, где в ожидании стоял поезд № 392, и на станцию Михайло-Чесноковская, где своей очереди ждали пассажиры с багажом поезда № 001.
«В дальнейшем мы, согласовав свои действия с центральным штабом ОАО «РЖД», после освобождения пути № 7, из-за того что там была уложена старогодная рельсошпальная решётка, стали пропускать пассажирские поезда пустыми, используя тепловозы, – пояснил Пётр Сапрыкин. – А пассажиров и проводников перевозили с соседних станций на следующую после станции Свободный снова автобусами. Делалось это для обеспечения полной безопасности пассажиров».

Максимальная задержка одного из пассажирских поездов составила пять часов, остальные были задержаны на час с небольшим из-за пересадки пассажиров.
Параллельно уборке шло строительство дополнительного пути, путь № 9 был перенесён за опоры третьего и четвёртого пролётов путепровода. И по этому пути был организован пропуск грузовых и пассажирских поездов,  пока не были очищены пути 4 и 6.
В штатном режиме поезда пошли ближе к полуночи первых суток, но работы продолжались и на следующие сутки. 

Масштабная ликвидация
В восстановлении путей основная доля работ пришлась на долю Михайло-Чесноковской дистанции пути, в помощь им прибыли бригады из Белогорска и Шимановска.

«В первый день в укладке и ремонте путей было занято около 40 наших работников, – рассказывает заместитель начальника дистанции пути Михайло-Чесноки по кадрам и социальным вопросам Антон Дудка. – Ночью их сменило такое же количество монтёров».

На второй день, когда пролёты моста были уже полностью удалены, на путях трудилось уже 80 человек в дневное время и  более 40 путейцев ночью.
«Было организовано питание всех работников, работники АО «ЖТК» готовили по 200 обедов, завтраков и ужинов, – подчеркнул Антон Дудка. – И кормили не только железнодорожников, но и представителей всех сторонних организаций, принимавших участие в ликвидации последствий аварии».

Если путейцы закончили работы по истечении двух с небольшим суток, то энергетики продолжали трудиться в круглосуточном режиме вплоть до 16 октября.

«В первые дни помощь в восстановлении контактной сети нам оказывали коллеги из Сковородино, Магдагачи и Облучинской дистанции электроснабжения Дальневосточной железной дороги, – говорит начальник дистанции электроснабжения Свободный Олег Шавшин. – С нашей стороны в работах принимали участие все восемь районов контактной сети, сто человек. Такой масштабной ликвидации аварии я не припомню. Мы восстанавливали контактную сеть на девяти путях и два провода воздушной линии ДПР, то есть в общей сложности натягивали заново 20 проводов».

Жизнь без моста 
В городе уже побывали эксперты Министерства  транспорта и строительства Амурской области, они подготовят техническое задание на разработку проектно-сметной документации. По предварительным подсчётам, строительство нового моста будет стоить около двух миллиардов рублей. Таких денег муниципалитет найти не сможет, эта сумма сопоставима со всем годовым бюджетом Свободного.

Губернатор Амурской области Василий Орлов встретился с представителями Приамурья в Государственной думе и Совете Федерации и обратился к ним с просьбой – включить стройку в программу развития транспортной инфраструктуры. 

«Социальная значимость объекта требует скорейшего решения этого вопроса», – подчеркнул Владимир Константинов.

В первые сутки после аварии  администрация Свободного организовала новые схемы движения в отрезанный от города район. Автобусы пустили по объездной дороге. Но объездная дорога, находящаяся в запустении, требует серьёзного ремонта.  По словам Петра Сапрыкина, в ближайшее время будет оборудован регулируемый переезд на месте существующего железнодорожного переезда по улице Зейская, что поможет разгрузить объездную дорогу.

Путепровод, схожий с обрушившимся, был построен в восьмидесятые годы прошлого века и на станции Белогорск. После проведённой железнодорожниками проверки в транспортную прокуратуру и администрацию Белогорска были написаны письма с требованием организовать проверку строения. 
Александр Потапов

Cегодня в СМИ