Новости

1 д
1 д

Реклама

Северная магистраль отметила 150-летие
 

Инфраструктура | Вторник | 25.09.2018 | 22:58
Официальной датой, от которой ведётся история Северной дороги, принято считать 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской ветви
Северная магистраль отметила 150-летие
фото: Роман Зангиров
В конце прошлой недели на вокзале Рыбинск прошёл церемониальный бал в стиле модерн с привлечением 35 коллективов исторического танца со всей страны. Он был приурочен к 150-летию Северной дороги.

22 сентября 1907 года, четыре часа пополудни. В просторном зале ожидания собираются дамы в изысканных платьях рубежа XIX–XX веков, кавалеры во фраках, мундирах и смокингах. Гостей встречает сам начальник вокзала в отутюженной двубортной тужурке, белоснежных перчатках и при бабочке. Шампанское, светские беседы, красавицы, лакеи, юнкера… Начинается, как гласит афиша у входа, «бальный музыкальный вечеръ въ честь создания Северныхъ железныхъ дорогъ и новаго здания Рыбинскаго вокзала». 

«Мадам-месьё, ангаже-во-дам! Полоне-е-ез!» – изящно выкрикивает по-французски распорядитель первого отделения историк танца Сергей Сосницкий. Кавалеры ведут своих дам на первый танец. Всего их в программе аж 25 – вальсы, танго, миньон, матчиш, дирижабль, па-де-труа… И даже кадриль «Монстръ».

Между полонезом и вальсом можно освежиться шампанским, подкрепиться лёгкими закусками, присесть за ломберный столик с картами и рулеткой. Или просто обменяться любезностями с любым из устроителей и гостей.

«Я уже 10 лет танцую, – говорит молодая барышня в элегантном нежно-голубом платье и перчатках выше локтя. – У нас в Вологде студия исторического танца «Эмоция». Обожаю шить костюмы разных эпох, разучивать танцы, ездить на балы в другие города, общаться. Но бал на вокзале – это в моей жизни действительно впервые».

Оно и понятно: последний раз подобное действо проходило на железных дорогах России, если верить их историкам, более 100 лет назад – в 1912 году. На Северной дороге решили возродить традицию, выбрав для этого самый красивый вокзал магистрали. И не просто красивый, а едва ли ни единственный в России построенный в эпоху модерна и полностью отреставрированный. Как отметил на открытии бала заместитель начальника СЖД по кад­рам и социальным вопросам Андрей Григорьев, именно такой вокзал вместе с приехавшими сюда коллективами позволяет по-настоящему окунуться в атмосферу столетней давности. 

«Несколько лет назад мы вместе с ОАО «РЖД» возродили частичку рыбинской истории – этот вокзал, – напомнил мэр Рыбинска Денис Добряков. – Когда он был построен, дорога называлась Московско-Виндаво-Рыбинская, и неспроста. Рыбинские купцы были настолько состоятельны и предприимчивы, что инвестировали в железную дорогу, чтобы потом вывозить хлеб и другую продукцию даже в Прибалтику. А сегодня мы возвращаем слову «вокзал» его значение – вокальный зал. Пусть он покажет всю свою красоту – и визуальную, и акустическую. Прислушайтесь к душе и звукам нашего вокзала».

Чего-чего, а звуков в этот день на вокзале хватало. Вот звучит полька Штрауса «Поезд удовольствий», под которую почтенной публике представляется хореографическая миниатюра, посвящённая железной дороге. Её Сергей Сосницкий создал специально для этого музыкального вечера и сам исполнил на пару с партнёршей. А вот раздаётся гудок прибывающего поезда, зал до краёв наполняется звуками пыхтящего паровоза… Живые звуки флейты, контрабаса и фортепьяно услаждают слух собравшихся в перерывах между танцами.

«Мечта устроить бал на вокзале зародилась у нас давно, – рассказала «Гудку» обладательница роскошного сине-белого платья с пелеринами на плечах Елена Коган – генеральный директор исторического общества «Северный вокзал». – Ведь Павловский вокзал, первый в Российской империи, изначально был центром увеселений и торжеств. По сути, это был концертный зал, а дирижировал сам Штраус. Вот мы и пытаемся вернуть вокзалу его культурный статус. Сегодня впервые в России три ведущих танц­мейстера страны из Москвы, Ярославля и Владимира собрались в одном месте – на вокзале. Каждый из них делает своё отделение. По такому случаю мы даже пианино купили, привезли сюда, настроили и подарили Рыбинскому вокзалу».

Непринуждённо вальсирующий господин недюжинной комплекции с бородой и нафабренными усами – вылитый промышленник и меценат начала прошлого века – при ближайшем знакомстве оказывается энтузиастом рыбинского творческого объединения «Танелорн».

«Уже 20 лет занимаемся старинными танцами, костюмами, историческим фехтованием, театром, но в таком грандиозном мероприятии участвуем первый раз, – признался он. – Это один из самых красивых залов в городе. И то, что железная дорога предоставила его в наше распоряжение, – удивительно и замечательно!» 

«С этим залом мы уже немного знакомы, проводили здесь показательные выступления, – добавляет руководитель того же клуба Юлия Шарапова. – А сегодня исполняем именно те танцы, которые были в моде, когда наш вокзал появился. С эпохой модерна приходится знакомиться заново. Танцы и костюмы этого времени своеобразны, хотя в чём-то проще, чем в предыдущую эпоху: время и скорости менялись, люди хотели каких-то перемен».

Пока «великосветская публика» предаётся увеселениям, в фойе вокзала любой желающий может ознакомиться с форменной одеждой железнодорожников тех лет. На отдельном столе разложены шпага, шпоры, погоны, входившие в гардероб инженера путей сообщения. Здесь же можно на ретробланке написать телеграмму и оставить её себе в качестве сувенира. Похоже, указанная в ней дата – 22 сентября 2018 года – войдёт в историю российских железных дорог. День, когда бал вернулся на вокзал. 
В современных границах Северной магистрали первый её участок – Шуйско-Ивановская железная дорога. Поэтому официальной датой, от которой ведётся история СЖД, принято считать 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской ветви. За полтора века она протянулась из Центральной России к Белому морю, в Заполярье. И сегодня до многих городов и посёлков России можно добраться только по Северной железной дороге.
Основание магистрали стало заслугой мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Он продолжил дело своего отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, который построил дорогу от Москвы до Сергиева Посада. От Сергиева Посада дорога была продолжена до Ярославля, Вологды и Архангельска. В 1871 году начато строительство путей к Вологде. Магистраль соединила промышленные регионы и регионы добычи сырья. 
В предвоенные годы завершено строительство магистрали до заполярной Воркуты. Во время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт Севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, доставку грузов северными морскими конвоями в глубь страны.
С середины 50-х годов началось интенсивное развитие дороги, которое продолжается по сегодняшний день. 
Николай Порецкий

Cегодня в СМИ