Новости

1 д
1 д
2 д
2 д

Реклама

Анастасия Долгалева: «Ошибки и несогласованность действий участников инвестиционного процесса могут обойтись ОАО «РЖД» очень дорого»
 

Инфраструктура | Понедельник | 18.06.2018 | 12:03
В июне Центру внутреннего контроля «Желдорконтроль» исполнилось 20 лет. За это время подразделение прошло серьёзный путь от зарождения идеи до реально функционирующей системы контроля, в которой заняты свыше 600 человек. О целях и задачах этого подразделения «Гудок» попросил рассказать руководителя Центра Анастасию Долгалёву.
Анастасия Долгалева: «Ошибки и несогласованность действий участников инвестиционного процесса могут обойтись ОАО «РЖД» очень дорого»
фото: фото: ОАО «РЖД»
– Что послужило причиной создания Центра?
– Впервые такая идея в Министерстве путей сообщения возникла в начале 90-х. Многие помнят то нелёгкое время: экономика страны в результате радикальных преобразований переживала не лучшие времена. И железнодорожный транспорт, как системообразующая отрасль, также испытывал определённые трудности, включая сферу контроля. Ведь в отрасли сконцентрировано огромное количество материально-технических, социальных, финансовых ресурсов, которыми надо управлять. Поэтому планы по созданию независимой контрольной вертикали витали в воздухе.

В 1991 году концепция централизации ревизорского аппарата и образования независимого контрольного подразделения была впервые реализована на Октябрьской железной дороге. Здесь на базе финансовой службы был открыт первый на сети центр по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью дороги. А в 1995 году опыт его работы лёг в основу коллективного решения участников сетевого семинара по совершенствованию структуры и организации контрольно-ревизионной деятельности на железнодорожном транспорте – централизовать ревизорский аппарат на уровне финансовых служб дорог с созданием соответствующих центров. Следующим шагом был приказ министра путей сообщения в июне 1998 года об открытии государственного учреждения – Центра контроля и оказания аудиторских услуг МПС России. С созданием ОАО «РЖД» он был переименован в Центр «Желдорконтроль». 

– За последние годы в результате реформирования отрасль претерпела существенные изменения. Как они повлияли на деятельность Центра, какие коррективы были внесены в работу?
– За эти годы Центр неоднократно претерпевал изменения, связанные с реформой. Будучи создан как государственное учреждение при МПС России и пройдя через смену нескольких организационно-правовых форм, сегодня Центр «Желдорконтроль» в статусе структурного подразделения ОАО «РЖД» стал эффективной вертикально интегрированной структурой, которая призвана защищать экономические интересы компании.

У нас сформировался коллектив высокопрофессиональных специалистов. Приведу несколько цифр. В Центре «Желдорконтроль» 71 сотрудник имеет аттестат профессионального бухгалтера, 32 – аттестат аудитора, 66 работников прошли обучение в Высшей транспортной бизнес-школе РУТ (МИИТ) по программам МВА, 11 человек имеют учёную степень. Немало сотрудников обучались в Корпоративном университете РЖД. 

Центр с его кадровым потенциалом, накопленным опытом контрольной работы стал отправной точкой, базой для формирования ещё двух структур – Центра внутреннего аудита «Желдораудит» и Центра по организации противодействия коррупции, без которых уже невозможно представить действующую систему корпоративного управления холдинга. Центр «Желдорконтроль» имеет структурные подразделения на всей сети – от Дальнего Востока до Калининграда. 

– Расскажите об основных направлениях деятельности Центра.
– Одно из ключевых направлений нашей работы – контроль доходов от основного вида деятельности ОАО «РЖД» – перевозок и предоставления услуг инфраструктуры. Денежные потоки поступают со всех дорог, аккумулируются и распределяются, чтобы компания могла осуществлять свою производственную деятельность, обновлять основные средства, внедрять современные технологии, осваивать новые инвестиционные проекты.

Во всём этом сложном механизме внутренний контроль за получением доходов от перевозочных видов деятельности является гарантом финансовой стабильности холдинга. По всей цепочке, начиная с работы станций до рассмотрения актуальности действующей нормативной базы, мы проводим контроль и анализ порядка и полноты взыскания причитающихся ОАО «РЖД» платежей. Устранение выявленных нарушений даёт положительный экономический эффект в будущем. Например, внесение изменений в нормативную базу по результатам проведённых Центром проверок в части расчёта провозного тарифа в обход высокоскоростных участков дало возможность рассчитывать провозные платежи по фактически возможному маршруту следования грузовых поездов – кратчайшему тарифному расстоянию. Это исключило недополучение причитающихся ОАО «РЖД» платежей. 

Контроль выполнения инвестиционных проектов и планов капитального ремонта – другое важнейшее направление деятельности Центра, требующее большого спектра навыков и компетенций не только бухгалтеров, экономистов, финансистов, но и строителей. 

Инвестиционная деятельность на железнодорожном транспорте – один из самых сложных бизнес-процессов. В процессе инвестирования задействована вся вертикаль корпоративного управления. Ошибки и несогласованность действий участников инвестиционного процесса на всех этапах – от планирования проекта, его утверждения, реализации и до ввода объектов в эксплуатацию – могут обойтись компании очень дорого. 

Вопросы эффективного использования ограниченных ресурсов, соблюдения плановой и финансовой дисциплины в ходе инвестиционной деятельности, выполнения стоимостных показателей, своевременности и ритмичности ввода объектов, предотвращения возможных растрат и хищений при освоении средств требуют повышенного и постоянного внимания. Независимый внутренний контроль инвестиционных средств, направленных на строительство объектов, становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда преимуществ. 

В последнее время в деятельности Центра появилось новое направление. Речь идёт о закупочной деятельности компании, которая стала одной из значимых областей внимания внутреннего контроля. Поскольку сфера закупок – зона значительных финансовых, репутационных, коррупционных и иных рисков, она требует организации эффективного контроля. И если текущий контроль в этой сфере, включая мониторинг исполнения планов закупок, осуществляют подразделения центра организации закупочной деятельности, то последующий контроль над исполнением заключённых контрактов выполняет уже Центр «Желдорконтроль». Новые задачи потребовали внесения изменений в существующую структуру Центра, что и было сделано: в прошлом году в головной организации и региональных управлениях созданы подразделения по контролю закупочной деятельности. 

Практика показала, что если при проведении конкурсной процедуры заказчиком и поставщиком могут быть соблюдены все установленные требования, то на стадии реализации уже подписанного договора допускаются различные нарушения, которые и выявляются нами в ходе проверок. К таким нарушениям относятся, например, манипуляции дополнительными соглашениями к подписанным договорам.

Ещё один аспект нашей деятельности – построение рациональной и эффективной системы управления дочерними и зависимыми обществами (ДЗО). Важная роль в этой системе отводится ревизионным комиссиям, члены которых должны обладать комплексными компетенциями в сфере методологии контроля, бухгалтерии, финансов, экономического анализа, юриспруденции. Ещё в 2005 году на совещании у главы ОАО «РЖД» было принято решение об участии в контроле ДЗО работников Центра через избрание их в состав ревизионной комиссии либо в качестве привлечённых специалистов. Сегодня проверочные мероприятия в ОАО «РЖД» проводятся при соблюдении требований законодательства, внутрикорпоративной нормативной базы, регламентирующей деятельность ревизионных комиссий ДЗО.

Так называемый риск-ориентированный подход, внедряемый в Центре, предполагает сокращение проверок при сохранении заданной результативности. Например, в течение прошлого года количество запланированных проверок было снижено на 10%. Мы настроены и дальше следовать этому принципу. Но сокращение контрольной нагрузки на проверяемые объекты предполагает увеличение объёма выборки проверяемых документов. Из этого следует необходимость максимального использования современных инструментов, таких как информационные системы, в том числе и при автоматизации внутреннего контроля. На сегодняшний день завершена опытная эксплуатация и внедряется автоматизированная информационная система проведения контроля и оценки рисков АС АВАКОР.

– Внутренний контроль – надёжный заслон на пути коррупции, неэффективности использования финансовых, материальных и других ресурсов компании. Каковы главные тенденции последних лет?
– При всей важности работы по выявлению нарушений или определению рисков мы делаем акцент не только на устранение нарушений и недостатков, но и на максимальное исключение условий для их повторяемости. В этой связи нельзя не отметить мощный импульс, который за последние два года мы придали мониторингу выполнения мероприятий, разработанных подразделениями компании по результатам проверок, выведя его на качественно новый уровень. Эта работа представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого оценивается эффективность и своевременность мер, принимаемых руководителями предприятий и структурных подразделений по устранению выявленных нарушений. Так, по поручению генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова с I квартала информация о фактах неисполнения планов мероприятий направляется Центром «Желдорконтроль» в Департамент экономики и учитывается при индивидуальной трудовой оценке руководителей подразделений для квартального премирования.

– Как Центр планирует свою работу?
– Планирование – один из основополагающих элементов деятельности Центра. Его сотрудники анализируют выявленные в предшествующие периоды нарушения и риски, результаты внутренних и внешних проверок, изменения структуры холдинга «РЖД» и другие риск-факторы. Формирование плана проверок при риск-ориентированном подходе к планированию производится в зависимости от оценки существующего уровня риска объектов контроля. В первую очередь включаются в план проверок подразделения компании с высоким уровнем риска. При составлении плана проверок учитываются решения совета директоров и правления ОАО «РЖД», поручения руководства компании. Такая практика планирования полностью себя оправдывает, позволяя оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения. План проверок утверждается заместителем генерального директора – директором по внутреннему контролю и аудиту.

Основу Центра сегодня составляет коллектив сотрудников, преданных своему делу и компании. У нас есть понимание, что потребность в совершенствовании и повышении эффективности внутреннего контроля должна быть постоянной. Уверена, сотрудники Центра «Желдорконтроль» и впредь будут генераторами новых инициатив и идей в деле защиты интересов ОАО «РЖД».

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» был создан 11 июня 1998 года как государственное учреждение «Центр контроля и оказания аудиторских услуг МПС России». Сейчас это структурное подразделение ОАО «РЖД», в состав которого входят 15 региональных управлений, территориально расположенных на полигонах железных дорог. Численность Центра – 601 человек, из них 99% имеют высшее образование. Основные задачи Центра – организация и проведение внутреннего контроля (предварительного, текущего и последующего), направленного на достижение экономической стабильности, финансовой прозрачности, обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, сохранности активов, экономичного использования ресурсов, достоверности и полноты бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчётности в подразделениях аппарата управления, структурных подразделениях, филиалах, негосударственных учреждениях ОАО «РЖД» и в установленном порядке в дочерних и зависимых обществах ОАО «РЖД», а также соблюдение ими законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов ОАО «РЖД»; своевременное обеспечение руководства ОАО «РЖД» достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности, выявленных недостатках, налоговых и финансовых рисках в подразделениях ОАО «РЖД» и в установленном порядке ДЗО для принятия управленческих решений; координация деятельности подразделений ОАО «РЖД» по организации и осуществлению внутреннего контроля. Результаты работы Центра говорят сами за себя: холдингу «РЖД» возвращены сотни миллионов рублей, миллиарды рублей сохранены и направлены на его развитие.
Карен Агабабян

Cегодня в СМИ