Новости

3 ч

Реклама

Масштабное таяние льда и снега не отразилось на движении поездов
 

Инфраструктура | Среда | 11.04.2018 | 20:33
На следующей неделе волна паводка достигнет Горьковской, Октябрьской и Южно-Уральской дорог
Масштабное таяние льда и снега не отразилось на движении поездов
фото: Максим Каширин/пресс-служба ОАО «РЖД»
Весенний паводок – традиционное испытание для объектов инфраструктуры. Дороги сети встречают большую воду в полной готовности обеспечить бесперебойное и безопасное движение поездов. 

Из-за резкого потепления пик паводка до конца недели придётся на европейскую территорию России, сообщил «Гудку» начальник отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Головков.

По его словам, в границах Юго-Восточной, Московской, Приволжской и Кубышевской дорог наблюдается подъём уровня воды в реках в среднем на 0,2–0,4 м, местами на 1–1,5 м. С сегодняшнего дня и до пятницы из-за влияния идущего со стороны Китая циклона прогнозируются сильные дожди во Владивостокском регионе Дальневосточной дороги, после которых ожидается подъём воды в реках на 1–1,2 м. На Сахалине из-за сильных дождей с мокрым снегом вода в реках поднимется также на 1 м, обострится угроза схода лавин. 

На следующей неделе волна паводка достигнет Горьковской, Октябрьской и Южно-Уральской дорог. В Сибири и на Урале, по прогнозу отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры, весенний паводок плавно продолжится без достижения экстремальных значений. 

Наиболее сложная ситуация сложилась в Волгоградском и отчасти Саратовском регионах Приволжской дороги. В Волгоградской области из-за разлива рек Донского бассейна ещё 2 апреля был объявлен режим ЧС. Вышли из берегов река Медведица и её притоки – Бузулук, Арчеда и Иловля. Затоплены селения Урюпинского, Новоаннинского, Фроловского и Иловлинского районов, Михайловского городского округа, станицы Кумылженской. 

В течение нескольких дней железнодорожники совместно с сотрудниками МЧС боролись с подтоплением станции Арчеда, расположенной в городе Фролово Волгоградской области. Городская канализация не справлялась с объёмом талой воды, которая по трём улицам посёлка Фролово устремилась в сторону станции. Водоотводная канава, не рассчитанная на такой объём воды, была переполнена. 
«Затопило два приёмо-отправочных и подъездной путь восстановительного поезда», – рассказал начальник отдела инженерных сооружений службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры Александр Ена. 

Специалисты дистанции инженерных сооружений и сотрудники МЧС уложили на пути водного потока дамбы из мешков с песком, и через два дня вода была полностью отведена, уточнил он.
Серьёзную угрозу принесли вешние воды и на полигон Юго-Восточной дороги. В девяти районах Воронежской области подтоплены более 300 домов и почти 20 тыс. приусадебных участков (в зоне подтоплений живут около 4 тыс. человек), в 13 районах ушли под воду 20 низководных мостов. В Липецкой области до 20 апреля действует режим повышенной готовности – в 13 населённых пунктах региона подтоплены мосты и дороги, перекрыто движение, организованы объездные пути. Но подтоплений железнодорожного полотна на ЮВЖД не зафиксировано.

На дорогах ведутся осмотр железнодорожного полотна на наличие паводковых вод и мониторинг уровня воды в реках. Так, в Волгоградском регионе ПривЖД на мостах через крупные реки за обстановкой следят девять водомерных постов, в Саратовском регионе – 17. «Наиболее серьёзная ситуация складывалась на постах через реки Бузулук и Иловля. Мостовики и путейцы каждые два часа передают данные об уровне воды в диспетчерский аппарат, чтобы при повышении уровня до опасной отметки своевременно вызвать сотрудников МЧС и принять решение о закрытии движения на всём однопутном участке Поворино – Волгоград», – рассказал Александр Ена. По его словам, опасность уже миновала, вода постепенно ­спадает.

На большинстве дорог сети большая вода ещё впереди. В ряде районов Дальнего Востока лёд на реках только начал таять. По прогнозу, Амур, крупнейшая река региона, вскроется ото льда во второй декаде апреля. В целом, по оценке метеорологов, на дальневосточных реках возможно формирование ледовых заторов на участках рек Хор и Тумнин. При необходимости их ликвидируют взрывами.

В те же сроки – после 20 апреля – ждут освобождения рек ото льда на Забайкальской, Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской дорогах. Впрочем, на ЗСЖД процесс уже пошёл: семь водомерных постов зафиксировали вскрытие рек, при этом на четырёх из них отметки воды превысили многолетние минимальные значения. На некоторых участках Красноярской дороги в последние несколько дней ситуацию осложняют дожди. «Сохраняется угроза подтопления на равнинных участках КрЖД в Хакасии, где снега в этом году было существенно больше, чем в прошлом, а также на Чульжанской и Кошурниковской дистанциях пути – обе расположены в горных местностях, а в горах ещё достаточно снега», – рассказал заместитель начальника службы пути Красноярской дирекции инфраструктуры Виктор Седунов. На Свердловской и Южно-Уральской дорогах обстановка пока спокойная: там холодно, ветрено, бесснежно, на водоёмах лёд. Тепло только в Оренбургской области, но из-за отсутствия снега половодья здесь и не ждали. «Ситуация с паводком спокойная. По сути, он уже прошёл», – сказал начальник Оренбургской дистанции пути Сергей Романов.

На Куйбышевской дороге ждут, что Саратовское водохранилище очистится ото льда 17–22 апреля, Куйбышевское – 25–30 апреля. «При дружном половодье и в случае обильных дождей максимальный уровень воды ожидается на 0,5–1 м выше нормы», – рассказала начальник сектора гидрометеорологии Куйбышевской дирекции инфраструктуры Алеся Евсеенкова. 

Особое внимание при противопаводковых мероприятиях на полигоне дороги уделяется 33 особо опасным местам, в том числе Уфимскому, Ульяновскому и Батракскому косогорам, где ранее наблюдались деформации земляного полотна, а также мостам на перегоне Приуралье – Равтау в Башкирском регионе КбшЖД, где возможен ледяной затор, уточнили в Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

Под усиленным контролем и несколько наиболее опасных мест на Горьковской магистрали, где быстрое таяние снега может привести к выходу воды на пути или размыву насыпи. Одно из них – Кемлянский косогор на 94–98-м км линии Рузаевка – Нижний Новгород. «Здесь паводок может вызвать оползни и подтопления, – сказал начальник дистанции Лукояновской дистанции пути Василий Митрофанов. – У косогора выставлены круглосуточные наблюдательные посты с телефонной связью. При первых же тревожных признаках немедленно будут приняты меры».

На Северо-Кавказской большую воду ждут ближе к лету. На полигоне Северной, где вскрылись ото льда шесть рек в южных регионах магистрали – Ярославском и Вологодском, уровень воды сейчас не достигает опасных отметок. По прогнозам Росгидромета, при активном развитии половодья возможно подтопление пониженных прибрежных частей Архангельска, Котласа, Великого Устюга, а также ряда сёл и деревень на реках Вага, Пинега, Уса, Печора, сообщил начальник Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры Игорь Ушаков. «В этом году было важно успеть вывезти со станций до начала паводка максимальное количество снега, ведь высота снежного покрова на всей территории СЖД была выше нормы, – отметил он. – В марте вывезли более 1,6 млн куб. м снега – почти вдвое больше, чем годом ранее. Сейчас продолжаем вывозить снег со станций Сосногорского региона, где снегопады ещё продолжаются».

Уверенность в том, что паводок не нарушит деятельность железных дорог, внушает серьёзная подготовка к этому периоду («Гудок» подробно писал об этом в статье «К приёму большой воды готовы» в номере от 21 марта). От снега и наледи очищены водопропускные сооружения, проведены комиссионные осмотры плотин, расположенных вблизи путей, вскрыты ото льда водоотводы и русла искусственных сооружений, усилены подверженные размыву места, заготовлены материалы для аварийно-восстановительных работ, сформированы противоразмывные поезда, локомотивные бригады получили перечни опасных мест, где нужно проявлять особую бдительность, и прошли инструктаж о порядке действий при обнаружении подтопления или размыва путей.

Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ