Новости

11 ч

Анатолий Володько: Дальнейшим развитием программы «Бережливое производство» должно быть «бережливое мышление»
 

Инфраструктура | Воскресенье | 18.06.2017 | 17:10
Руководитель Юго-Восточной железной дороги рассказал о том, как меняется дорога, что произойдет после ввода участка Журавка — Миллерово и как участники программы «Бережливое производство» экономят компании сотни миллионов рублей
Анатолий Володько: Дальнейшим развитием программы «Бережливое производство» должно быть «бережливое мышление»
фото: ЮВЖД
– Анатолий Иванович, недавно глава компании Олег Белозёров объявил об отмене режима неполной занятости на всех предприятиях РЖД. Как это изменение коснулось работников ЮВЖД, какие средства будут выделены на реализацию данного плана?
– Решение президента компании, конечно же, коснулось и работников нашей магистрали. Не секрет, что режим неполной занятости применялся в основном на предприятиях, зависящих от объёмов работы, то есть не во всех дирекциях. После полученного задания президента мною было проведено оперативное совещание, где каждому дано персональное поручение о выводе в мае текущего года всех работников дороги из режима неполной занятости. Одним дирекциям бюджеты, связанные с отменой режима неполной занятости, уже утверждены, по некоторым дирекциям находятся в стадии согласования. Хочу отметить, что работа будет проведена в полном соответствии с поручением президента и в установленные сроки.

– Решение о выводе работников из режима неполной занятости не должно повлиять на плановую оптимизацию численности. На это особо обратил внимание президент РЖД. Как происходит этот процесс на ЮВЖД?
– Я бы не использовал формулировку «плановая оптимизация». В компании в соответствии с поручением президента страны реализуется долгосрочная программа по повышению производительности труда, что, конечно, влечёт за собой оптимизацию численности персонала. У нас на 2017-й и последующие годы разработана программа по повышению производительности труда работников, которая охватывает все подразделения полигона Юго-Восточной железной дороги. Программа содержит несколько направлений. Это в первую очередь изменение технологии работы, внедрение высокопроизводительной техники, позволяющей выводить работников из зон повышенной опасности, а также организационные мероприятия. Основной объём высвобождаемых за счёт мероприятий средств направляется на повышение уровня заработной платы работников компании.
Итоги работы за первый квартал 2017 года показали положительную динамику к уровню прошлого года с ростом более 5%, что, естественно, позволяет сохранить кадровый потенциал.

– На полигоне ЮВЖД находится часть строящейся линии Журавка – Миллерово. Какую загрузку этого участка вы прогнозируете после запуска его в строй?
– Длина участка Журавка – Миллерово, который проходит по территории Воронежской и Ростовской областей, составляет более 122 км. В зону нашей ответственности входит отрезок протяжённостью более 50 км. Земляное полотно и контактная сеть здесь спроектированы так, что в перспективе позволят пропускать пассажирские поезда со скоростью до 160 км/ч. Грузовые составы тоже пойдут быстрее. Таким образом, после ввода линии в эксплуатацию мы планируем заметно сократить время нахождения поездов в пути. По расчётам Института экономики и развития транспорта линия обеспечит пропускную способность для 95 пар поездов в сутки, что удовлетворит потребности в пассажирских перевозках в перспективе до 2025 года. Новый участок будет соответствовать современным техническим стандартам строительства железных дорог и станет полигоном для ускорения движения пассажирских поездов в южном направлении на Северный Кавказ и в Крым.
Также проработаны вопросы транспортного обслуживания населения в зоне как существующей железнодорожной линии, так и вновь строящейся на участке Журавка – Миллерово. Сейчас посадка пассажиров в поезда дальнего следования на действующем участке осуществляется только на станции Кантемировка. После перевода движения на строящуюся линию планируется переключение пассажиропотока на станцию Зайцевка, где проектом предусмотрено строительство вокзала. С администрацией Воронежской области проводится работа по изменению схемы межрайонных автобусных маршрутов.
Мы достигли взаимопонимания с администрацией Воронежской области в вопросе сохранения пригородного движения на участке Журавка – Гартмашевка. Регион готов включать эти перевозки в транспортный заказ. Учитывая это, дорога дала свои предложения в ОАО «РЖД» по сохранению участка Журавка – Гартмашевка в эксплуатации в виде однопутной электрифицированной линии для пригородных перевозок пассажиров, а также для доставки грузов и обеспечения потребностей Министерства обороны.

– У ЮВЖД есть потенциал увеличения загрузки. За счёт чего здесь возможен рост грузопотока? Какие новые типы грузов привлекаются на железнодорожный транспорт?
– На Юго-Восточной железной дороге за пять месяцев текущего года отмечается устойчивый рост погрузки. Общей тенденцией является увеличение погрузки на внутренний рынок и на экспорт в страны СНГ.
В числе лидеров – химикаты и сода, они экспортируются на Украину и в Казахстан. Удобрения также стали лучше продаваться на внутреннем и внешних рынках: в Азербайджан, Киргизию, Молдавию, Латвию и Эстонию. Увеличение погрузки промышленного сырья обеспечено за счёт повышения продаж клинкера на Украину. Отмечается рост спроса на жмыхи со стороны отечественных и иностранных потребителей в Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Расширилась география перевозок сахара, появились новые направления экспорта: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан. Во взаимодействии с администрациями регионов обслуживания ЮВЖД проводит постоянный мониторинг строящихся и вводимых в эксплуатацию предприятий. В текущем году планируется рост погрузки сахара, жмыхов, продовольственных товаров и чёрных металлов на действующих предприятиях Воронежской, Липецкой, Белгородской и Тамбовской областей за счёт увеличения мощностей производства после реконструкции. Основной задачей ставим для себя проведение адресной и постоянной работы с грузоотправителями с целью увеличения имеющихся объёмов грузопотоков, в том числе за счёт переключения погрузки с автомобильного транспорта.

– Практически во всех регионах остро стоит вопрос обновления парка пригородных поездов. Готовы ли администрации субъектов Федерации, на территории которых работает ЮВЖД, участвовать в финансировании покупки нового подвижного состава?
– С учётом принятых норм межремонтных пробегов, накопленного износа и вывода из эксплуатации на полигоне ЮВЖД в период 2019–2023 годов потребность в приобретении нового подвижного состава составит 36 вагонов.
В феврале этого года губернаторы Воронежской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областей направили обращение министру транспорта Максиму Соколову, в котором обосновали необходимость разработки долгосрочной федеральной программы, закупки подвижного состава пригородными компаниями на условиях софинансирования с федеральным и региональными бюджетами с рассрочкой платежей на период не менее пяти лет. Данное предложение созвучно Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утверждённой распоряжением правительства в мае 2014 года. В документе предусмотрены различные механизмы приобретения подвижного состава, в том числе с финансовым участием субъектов РФ. При этом регионы принимали во внимание те факты, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» не предусматривает приобретения нового пригородного железнодорожного подвижного состава, а существующее финансовое положение основного перевозчика на полигоне дороги – АО «ППК «Черноземье», обусловленное неполной компенсацией потерь в доходах со стороны обслуживаемых субъектов РФ, не позволяет ему приобретать подвижной состав за счёт собственных средств.
Весной пригородной пассажирской компанией «Черноземье» в адрес администраций обслуживаемых областей направлены предложения о включении средств, необходимых для обновления парка подвижного состава, в качестве инвестиционной составляющей экономически обоснованного тарифа, установленного для АО «ППК «Черноземье». К предложению был приложен расчёт стоимостных параметров приобретения подвижного состава как напрямую у производителя, так и по лизинговой схеме.
В апреле вопрос обновления пригородного подвижного состава был также затронут на конференции в Белгороде, проводимой в рамках Дня железной дороги в органах государственной власти Белгородской области. Были рассмотрены различные варианты приобретения подвижного состава, принято решение о детальной проработке вопроса.
Какой механизм будет выбран, покажет время, но очевидно, что без помощи правительства данную проблему не решить. Железная дорога и АО «ППК Черноземье» надеются, что сторонами будет найдена оптимальная схема финансирования, которая обеспечит безубыточную работу перевозчиков и создаст предпосылки для развития пригородных железнодорожных перевозок.

– Производственный травматизм – болезненная тема для руководства любого подразделения РЖД. Как проводится профилактика травматизма на ЮВЖД, каких результатов удалось достичь?

– На полигоне создана современная и эффективная система мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах (КСОТ-П).
Особое внимание в структурных подразделениях уделяется методически обоснованным мероприятиям по охране труда. Введён и поддерживается порядок непрерывного выявления опасных факторов, оценки риска и принятия мер для его снижения, разработаны профилактические и корректирующие мероприятия на основе результатов мониторинга условий труда.
Проводимая работа позволила сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма на протяжении 12 лет – с 2005-го (50 пострадавших) по 2016 год (10 пострадавших).
В результате в 2016 году удалось снизить производственный травматизм с 14 пострадавших в 2015 году до 10.
В прошлом году на полигоне дороги на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда направлено 730 млн руб., прошли обучение 1890 работников, а также все руководители и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
Проведена специальная оценка условий труда на 6215 рабочих местах, что составило 101% от плана 2016 года.
Выведены из вредных условий труда 366 рабочих мест с количеством работающих 592 человека, что составило 119% от плана 2016 года, улучшены условия труда на 1507 рабочих местах с количеством работающих 5287 человек.

– На всех дорогах реализуется программа «Бережливое производство». Можете ли вы отметить какие-либо проекты, реализованные в рамках этой программы на ЮВЖД? Как, на ваш взгляд, должна развиваться эта программа?

– К внедрению технологий бережливого производства ЮВЖД приступила в 2011 году, и с момента реализации получен экономический эффект 158 млн руб., реализовано 863 проекта. Наиболее яркими из них можно считать мультифункциональные проекты, такие как «Движение по твёрдым «ниткам» графика на участке Стойленская – Чугун-2», «Отправление зерновых грузов со станции Графская на станцию Новороссийск «грузовым экспрессом». Из функциональных наиболее яркими можно считать проект ТЧЭ Лиски – Узловая «Изменение технологии работы подталкивающего тепловоза 2ТЭ116 на перегоне Бутурлиновка – Терехов», ВЧДЭ Ртищево «Устройство для перемещения вагонов», ЭЧ Мичуринск «Внедрение электроосмотической сушки и влагозащиты изоляции трансформаторов», ТЧ Отрожка «Организация участка полимерного литья» и множество других проектов, позволивших повысить эффективность нашей работы. На некоторых из них хочу остановиться подробнее.
С января 2016 года реализуется проект «Изменение технологии работы подталкивающего тепловоза 2ТЭ116 на перегоне Бутурлиновка – Терехов». Рабочей группой ТЧЭ Лиски – Узловая была изучена работа подталкивающего локомотива на перегоне Бутурлиновка – Терехов с лимитирующим подъёмом 12%.
По ранее действовавшей технологии подталкивающий локомотив следовал по всему перегону протяжённостью 18 км в голове поезда, из которых 6 км – лимитирующий подъём. На станции Терехов происходила остановка состава и отцепка толкача, который следовал на станцию Бутурлиновка.
В ходе реализации проекта было установлено оборудование дистанционной отцепки локомотива-толкача от состава грузового поезда при его движении. При выполнении необходимых условий толкач следовал в хвосте поезда, после прохождения лимитирующего подъёма без остановки поезда происходила отцепка, и локомотив возвращался на станцию Бутурлиновка, исключая пробег 24 км.
Средняя экономия дизельного топлива с одного поезда составила 295,1 кг. По итогам 2016 года по новой технологии проведено 1238 поездов. Экономический эффект составил 10,34 млн руб.
Также хотел бы отметить проект моторвагонного депо Отрожка «Организация участка полимерного литья», который занял первое место в сетевом конкурсе «Лучшее структурное подразделение в программе проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в 2016 году». Рабочей группой в ходе анализа работы депо было принято решение о самостоятельном изготовлении части номенклатуры полимерных изделий на выведенном из эксплуатации оборудовании. Методом горячего прессования из полимерных материалов стали изготавливаться различные детали. После запуска основного оборудования участок был дооснащён стеллажами для хранения готовых изделий с наглядным отслеживанием расхода деталей. Это решение позволило оперативно отслеживать хранимые детали, не дожидаясь, пока они закончатся. По итогам 2016 года от этого проекта получен экономический эффект в размере 820 тыс. руб.
Дальнейшим развитием программы, я считаю, должен быть переход к «бережливому мышлению» всех работников компании. Когда каждый работник будет заинтересован в поиске улучшений как своего рабочего места, так и процесса производства в целом, компания будет повышать свою эффективность, предлагать новые услуги и привлекать всё новых и новых клиентов.

– Одной из стратегических целей руководством РЖД объявлено создание «цифровой железной дороги». Какие её элементы уже созданы на ЮВЖД и как вы видите развитие дороги в этом направлении?
– Безусловно, магистраль поддерживает этот проект будущего, и мы уже сегодня закладываем основу для его реализации. Сейчас на полигоне Юго-Восточной железной дороги успешно внедрены и используются системы мобильных устройств, автоматического съёма информации о поездных операциях с устройств СЦБ, а также системы электронного документооборота, такие как «Электронный маршрут машиниста» и «Единая автоматизированная система электронного документооборота».
Проект «Цифровая железная дорога» позволит модернизировать на полигоне ЮВЖД не только линии связи, сеть передачи данных и вычислительную технику, но также обновить подвижной состав и инфраструктуру. Это значительно повысит уровень безопасности движения и привлекательности услуг, которые предлагает клиентам наша магистраль как филиал холдинга «РЖД».

– В мае на сайте ЮВЖД начала работать общественная приёмная. Можно ли оценить её эффективность по первым дням работы? С какими вопросами чаще всего обращаются те, кто ей воспользовался, и как эти вопросы решаются?
– Я считаю, что обратная связь с целевыми аудиториями – это прекрасный инструмент для повышения эффективности нашей работы.
Моим распоряжением утверждён регламент работы общественной приёмной. В основном люди обращаются с вопросами, касающимися качества обслуживания в поездах дальнего следования, ценовой политики ФПК, графика следования пассажирских поездов и санитарного состояния вагонов.
Все обращения направляются на рассмотрение в причастные подразделения, обрабатываются, и ответ отправляется лично заявителю. Хочу подчеркнуть – для нас являются важными любые обращения. В том числе жалобы, работа с которыми помогает устранить имеющие место недостатки в обслуживании наших клиентов.

– В прошлом году между ОАО «РЖД» и отраслевым профсоюзом был заключён новый Коллективный договор. Вас как работодателя устраивают его параметры?
– Коллективный договор – это своего рода закон прямого действия для работодателя, который в максимальной степени должен выполняться.
Всего на выполнение обязательств в 2017 году использовано 2841,7 млн руб. – на 424 млн руб. больше, чем предусматривалось планом.
Расходы на выполнение обязательств работодателя в соответствии с законодательством РФ, в том числе на обязательные медосмотры, доплаты за работу с тяжёлыми и вредными условиями труда, повышение квалификации кадров, охрану труда, обеспечение работников спецодеждой и другое, составили 1068,5 млн руб.
К этим суммам следует добавить расходы на выполнение обязательств сверх предусмотренных законодательством РФ. А они немалые – 1773,2 млн руб. В их числе оплата локомотивным бригадам за поездки туда и обратно, техническая учёба, материальная помощь при уходе в очередной отпуск, выделение средств на функционирование социальной сферы, субсидии, займы, кредиты на приобретение жилья, обеспечение работников бытовым топливом и бесплатное питание путейцев, занятых на ремонте пути, добровольное медицинское страхование и др.
Индивидуальный социальный пакет на одного работника дороги составил 24150 руб.
Выполняются обязательства, зафиксированные в колдоговоре, по сохранению социальных гарантий неработающим пенсионерам. Это и обеспечение углем, и благотворительная помощь (16,1 млн руб.), и получение корпоративных пенсий через НПФ «Благосостояние», а тем, кто такой возможности не имеет, оказание помощи через фонд «Почёт». Оказывалась материальная поддержка остро нуждающимся пенсионерам на зубопротезирование, проведение сложных операций на сердце, глазах, суставах, приобретение курортных путёвок.

Алексей Харнас