Новости

8 ч
10 ч

Реклама

Новый аэропорт Саратова проектируется как концессия
 

Инфраструктура | Среда | 14.12.2016 | 12:58
Холдинг «Аэропорты регионов» предлагает Правительству РФ построить в Саратове современный аэропорт по схеме ГЧП
Новый аэропорт Саратова проектируется как концессия
фото: ar-management.ru
Управляющая компания «Аэропорты Регионов» (УК «АР», входит в группу компаний «Ренова») обратилась в Правительство РФ с предложением реализовать проект строительства нового аэропорта Центральный в пригороде Саратова на условиях концессии. Это позволит сохранить тариф на обслуживание авиакомпаний на уровне, действующем в нынешнем аэропорту Саратов-Центральный, и сдержать рост цен на авиабилеты, рассказал генеральный директор УК «АР» Евгений Чудновский.

«Это стандартная история: когда инвестиционный проект не генерирует необходимой окупаемости, то в рамках концессии можно часть затрат переложить на федеральный бюджет и сделать так, что когда вы все это построите, тариф никого не «убьет», - пояснил Евгений Чудновский. - При этом государство будет иметь частного инвестора, который готов вкладывать деньги».

Действующий аэропорт Саратов-Центральный был открыт в 1931 году на Соколовой горе. Сейчас он находится в черте города, в трех километрах от центральной площади. Аэропорт принадлежит местной компании "Саратовские авиалинии". Взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км позволяет обслуживать ограниченные типы самолетов. Новый аэропорт строят в районе села Сабуровки - в 14 км от границы города и в 8 км от объездной автодороги. После его открытия действующий аэропорт будет закрыт.

В сентябре компания «Аэропорты регионов» обратилась с письмом в Правительство РФ с предложением реализовать проект на условиях концессии. Инвестор рассчитывает, что вопрос будет рассмотрен до конца года. Как отметил Евгений Чудновский, идею реализации проекта строительства аэропорта через концессию поддержал губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

Согласование в правительстве «идет тяжело» из-за сокращения федерального бюджета, рассказал Чудновский. Вместе с тем, он отметил, что преимуществом предложения управляющей компании является то, что УК «АР» не претендуют на госсубсидии до 2018 года. «В рамках концессионного законодательства плата концедента может растягиваться сколь угодно долго и может вообще выходить за период бюджетного планирования», - сказал гендиректор УК «Аэропорты Регионов».

«Я надеюсь, что правительство нас поддержит, потому что нам бы не хотелось закопать в саратовский проект 12 млрд рублей и потом сделать так, чтобы там никто не летал, - сказал Чудновский. - По состоянию на ноябрь 2016 года УК «Аэропорты Регионов» уже инвестировала в проект примерно 0,5 млрд рублей. Мы готовы выходить на стройку. У нас вся проектная документация есть».

Необходимость софинансирования проекта государством на условиях концессии возникла из-за изменения макроэкономической ситуации - девальвация рубля делает дороже стройку и снижает пассажиропоток. УК «АР» пересчитала тариф на обслуживание авиакомпаний в аэропорту и определила, что он вырастет в несколько раз, цена билета при этом увеличится в пределах 30%. «Мы можем это построить, вложить деньги, но потом через тариф мы убьем все то, ради чего это создавалось», - пояснил Евгений Чудновский.

По его словам, основная задача проекта - рост авиационной мобильности населения, за счет расшивки инфраструктурных ограничений действующего аэропорта планируется увеличить спектр авиационного предложения. В Саратове «Аэропорты регионов» видят «неплохой потенциал роста». «Для города-миллионника 400 тысяч пассажиров, которые там есть - это не много, - оценил Чудновский. - У нас есть опыт раскачки Нижнего Новгорода до 1,2 млн за небольшой период времени».

Проект строительства нового аэропорта включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы») и Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Впервые он был представлен в сентябре 2013 года на инвестиционном форуме в Сочи. Тогда губернатор Саратовской области Валерий Радаев проинформировал Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, что объем инвестиций проекта составит 16 млрд рублей, а в числе заинтересовавшихся инвесторов есть группа компаний «Ренова», промышленная группа «Базовый элемент» и фонд прямых инвестиций «Маккуори Ренессанс». По конкурсу для участия в проекте на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) была отобрана УК «АР», входящая в структуру ГК «Ренова». Инвестор построит аэропортовый комплекс. Площадь пассажирского терминала составит 22 тыс. кв. м., грузового комплекса - 2 тыс. кв. м.

Общий объем инвестиций в реализацию проекта «Строительство нового аэропортового комплекса г. Саратова» составляет 20,8 млрд рублей. Его срок реализации - 9 лет, сообщается на федеральном портале «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России». По данным сайта инвестиционного портала Саратовской области, проектно-изыскательские работы начались в 2007 году. Объем инвестиций на этом портале указан иной - 16,2 млрд рублей.

Государственным заказчиком проекта строительства аэропортового комплекса «Центральный» является Росавиация, заказчиком-застройщиком - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», генподрядчиком - АО «Мостоотряд-99» (Дагестан). На первом этапе реализации проекта «Мостоотряд-99» получит за свою работу 4,6 млрд рублей.

Сроки строительства аэропорта сдвигаются. В 2013 году губернатор Валерий Радаев называл премьер-министру 2016 год. В апреле 2015 года на заседании областной думы он передвинул дату на год: «Не сомневаюсь, что мощнейшей волной радости и участия земляков будет сопровождаться запуск нового аэропорта в 2017 году». Таким образом, с реализацией проекта не спешат ни власти Саратовской области, ни инвестор.

В зоне ответственности правительства Саратовской области находится инфраструктурный блок. Сейчас к площадке строительства аэропорта Центральный подведены газ и электричество. Следующими шагами будут строительство автодорожной инфраструктуры и подведение водопровода. «С учетом тяжелого состояния бюджета они только-только начинают приступать к данным проектам», - рассказал Чудновский.

Первый этап строительства аэропортового комплекса включает в себя строительство объектов аэродромной инфраструктуры, в том числе аэродромного радиолокационного комплекса. По сообщению правительства Саратовской области, по состоянию на 20 октября на перроне произведена укладка основания из бетона на площади порядка 110 тыс. кв. м, завершена установка 13 прожекторных мачт освещения, в здании командно-диспетчерского пункта выполняются работы по строительству второго этажа объекта. Завершены работы по устройству 5 коллекторов водосточно-дренажной сети. Для обеспечения электроснабжением объектов аэродромной инфраструктуры осуществлена поставка объектов электросетевого хозяйства: четырех трансформаторных подстанций и центральной распределительной подстанции (ЦРП). Завершены работы по удлинению до 3 тыс. м. взлетно-посадочной полосы. Ее ширина составляет 45 м. Она позволит принимать большинство типов воздушных судов, в том числе «Боинг 767-300». На перроне могут разместиться 25 воздушных судов.

По оценке перспектив развития нового аэропортового комплекса Саратова, проведенной международной компанией NACO Netherlands Airport Consultants B.V., ожидается развитие спроса на авиаперевозки после ввода в эксплуатацию нового аэропорта. Согласно разработанным сценариям развития рынка авиаперевозок области в перспективе пассажиропоток составит от 1,6 до 2,6 млн пассажиров в год как на местных, так и на международных линиях, со среднегодовым темпом роста от 8% до 10%, сообщило в октябре 2015 года правительство Саратовской области.

В структуру управляющей компании «Аэропорты Регионов» (УК «АР», входит в группу компаний «Ренова») входят пять аэропортов - ПАО «Аэропорт Кольцово» (Екатеринбург), ПАО «Международный аэропорт Курумоч» (Самара), ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (Стригино) и ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Также управляющая компания реализует проекты строительства новых аэропортов Южный (Ростов-на-Дону) и Центральный (Саратов). Общий объем инвестиционных программ, реализуемых холдингом, превышает 30 млрд руб.
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ