Новости

Новые собственники аэропорта Кневичи анонсируют создание во Владивостоке авиахаба мирового уровня
 

Инфраструктура | Пятница | 25.11.2016 | 14:58
Консорциум Российского фонда прямых инвестиций, Changi Airports International и «Базового элемента» приобрел аэропорт Владивостока у АО «Международный аэропорт Шереметьево»
Новые собственники аэропорта Кневичи анонсируют создание во Владивостоке авиахаба мирового уровня
фото: shutterstock.com

Международный консорциум инвесторов Cantua Investment Limited в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), ведущего аэропортового оператора Changi Airports International (CAI) и группы «Базовый Элемент» 25 ноября подписал соглашение о приобретении АО «Международный аэропорт Владивосток» у АО «Международный аэропорт Шереметьево».

Соглашение о сделке было подписано в присутствии первого вице-премьера Правительства России Игоря Шувалова и заместителя премьер-министра Сингапура Тармана Шанмугаратнама по итогам заседания российско-сингапурской межправительственной комиссии.

После завершения корпоративных процедур и получения разрешений со стороны регулирующих органов консорциум станет владельцем 100% акций АО «Терминал Владивосток» и 52,16% акций АО «Международный аэропорт Владивосток», которое управляет аэропортом. РФПИ, CAI и «Базовый элемент» принимают равное участие в консорциуме в размере 33,3% каждый, отмечается в сообщении Дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево.

Как сообщал Gudok.ru, международный консорциум Cantya Investment Limited, в который входят сингапурский Changi Airports International, «Базовый Элемент» и Российский фонд прямых инвестиций, выиграл конкурс на приобретение приморского аэропорта два года назад. Московский аэропорт Шереметьево (МАШ), владевший акциями аэропорта Владивостока и построивший там перед саммитом АТЭС новый терминал, выставил владивостокский актив на продажу.

АО «Международный аэропорт Шереметьево» в 2014 году объявило конкурс на продажу 52,16% акций аэропорта Владивостока и 100% акций ЗАО «Терминал Владивосток». Сумма сделки тогда оценивалась в 6 млрд рублей.

По состоянию на ноябрь 2016 года Международный аэропорт Владивосток рассчитан на ежегодный пассажиропоток в 3,5 млн человек и готов к приему всех типов воздушных судов.

Как отмечается в сообщении на сайте одного из участников консорциума Cantua Investment Limited - Российского фонда прямых инвестиций, «международный аэропорт Владивостока имеет стратегическое значение благодаря расположению на пересечении воздушных трасс между Дальним Востоком РФ и странами АТР. Благодаря географическим возможностям и уникальному статусу аэропорта, работающему в режиме «открытого неба» (пятая свобода воздуха), Владивосток будет позиционироваться как основный воздушный хаб для внутренних и международных перевозок. Консорциум инвесторов планирует расширить сеть маршрутов аэропорта, увеличить количество рейсов и улучшить качество сервисов».

Режим «открытого неба» означает, что аэропорт будет открыт для зарубежных и российских авиакомпаний без ограничений по частоте, вместимости и типу самолетов. Начиная с 2011 года, введение режима «открытого неба» увеличило приток туристов из стран АТР во Владивосток и Приморье примерно на 40%. Кроме того, режим помог привлечь на российский авиарынок на Дальнем Востоке новые авиакомпании и увеличить количество рейсов в страны Юго-Восточной Азии.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев после подписания соглашения подчеркнул, что консорциум уже начал работать над расширением международной маршрутной сети и привлечением новых авиакомпаний из КНР. «Мы видим возможности для дальнейшей эффективной работы по реализации потенциала одного из ведущих аэропортов на Дальнем Востоке России», - приводит слова Кирилла Дмитриева официальный сайт РФПИ.

Председатель наблюдательного совета «Базового Элемента» Олег Дерипаска также заверил, что международный аэропорт Владивостока должен стать стратегическим узлом, связывающим Россию и Азию. «Вместе с партнерами по консорциуму мы сможем создать высокотехнологичное авиационное предприятие, обеспечивающее безопасность, комфорт для пассажиров и качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами и способствующее реализации богатого потенциала Дальнего Востока», - пояснил предприниматель.

Генеральный директор Changi Airports International Лим Лианг Сонг по итогам завершения сделки подчеркнул, что приоритетом новых собственников станет расширение маршрутной сети и внедрение первоклассного сервиса в аэропорту Кневичи. «Благодаря аэропорту мы продемонстрируем уникальность и значимость Владивостока и Дальнего Востока России для всего мира, а также откроем региону широкие возможности в сфере международной торговли и туризма», - приводит его слова сайт РФПИ. В ближайших планах компании – увеличить пассажиропоток аэропорта Владивостока до 5 млн человек в год.

Крупный аэропортовый оператор Changi Airports International занимаемся проектами, которые приносят основную добавленную стоимость аэропорту. Это отношения с международными авиалиниями, оптимизация маршрутных сетей, новые направления, перепланирование коммерческих площадей, привлечение международных партнеров, повышение уровня сервиса и вхождение в международные рейтинги.

Генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко отметил, что Международный аэропорт Владивосток продемонстрировал высокое качество своей работы во время проведения Форума АТЭС, других крупнейших мероприятий на Дальнем Востоке. Аэропорт ежегодно увеличивает пассажиропоток и маршрутную сеть. «Надеюсь, что переход аэропорта к новым собственникам даст новый стимул к развитию этого предприятия в интересах Дальнего Востока России и всей отечественной авиации», - цитирует Василенко дирекция по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево.

АО «Международный аэропорт Владивосток» (АО «МАВ») занимает одну из лидирующих позиций по объему пассажиропотока среди дальневосточных аэропортов. В 2015 году количество обслуженных аэропортом пассажиров составило 1,7 млн. По пассажиропотоку на международных воздушных линиях АО «МАВ» занимает первое место среди аэропортов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Маршрутная сеть аэропорта насчитывает порядка 40 направлений, полеты по которым совершают ведущие российские и зарубежные авиакомпании. В числе партнеров аэропорта — «Аэрофлот», «Россия», S7 Airlines, «Аврора», «ЮТэйр», «Якутия», «Уральские авиалинии», «Вим-Авиа», «ИрАэро», Pegas Fly, Azur Air, Korean Air, Air Koryo, China Southern, Okay Air, Uzbekistan Airways.

Аэропорт может принимать любые типы воздушных судов. ВПП оборудована по II-й категории Международной организации гражданской авиации (ICAO). Комфортность нового пассажирского терминала, рассчитанного на 3,5 млн. пассажиров, соответствует уровню «С» Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.


Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации с зарезервированным капиталом $10 млрд под управлением. Фонд был создан в 2011 году по инициативе президента и председателя правительства РФ.

РФПИ осуществляет прямые инвестиции в лидирующие и перспективные российские компании совместно с ведущими инвесторами мира. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими международными инвесторами, играя роль катализатора в привлечении прямых инвестиций в Россию.

Российский фонд прямых инвестиций инвестировал и одобрил для этих целей более 850 млрд руб., из них свыше 85 млрд руб. — средства РФПИ и более 765 млрд рублей — средства соинвесторов, партнеров и банков.


«Базовый Элемент» — одна из крупнейших промышленных групп в России. Объединяет около 100 российских и международных предприятий, работающих в энергетической, горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, авиационной, финансовой, сельскохозяйственной и других отраслях.

Среди компаний, входящих в состав «Базового Элемента» — ведущий мировой производитель алюминия РУСАЛ, автомобильный холдинг «Группа ГАЗ».

Единственным бенефициарным владелецем «Базового элемента» является российский предприниматель Олег Дерипаска.


Changi Airports International (CAI) — ведущий консультант, управляющий и инвестор на глобальном рынке авиационных услуг. В качестве стратегического партнера CAI разрабатывает интегрированные решения, которые позволяют клиентам и партнерам реализовать потенциал аэропорта мирового уровня. CAI обладает опытом работы в более чем 20 странах в более чем 50 аэропортах, включая сингапурский аэропорт Чанги, аэропорт Тома Жобима в Бразилии, первый аэротрополис в Индии и 4 аэропорта в Краснодарском крае на юге России.

CAI является стопроцентным дочерним предприятием Changi Airport Group.


Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, ВПО и площади аэровокзального комплекса.

В настоящее время Шереметьево включает пять пассажирских терминалов на южном (терминалы D, E, F и ж/д терминал «Аэроэкспресс») и северном (терминалы А, С) секторах общей площадью свыше 480 тыс. квадратных метров и пропускной способностью более 35 млн пассажиров в год. Также аэропорт имеет два грузовых терминала «Шереметьево-Карго» и «Москва-Карго» (грузооборот — свыше 100 тыс. тонн в год).

Маршрутная сеть Шереметьево составляет более 200 направлений. Базовым и основным перевозчиком аэропорта является «Аэрофлот». Кроме того, Шереметьево является хабом для авиакомпании Nordwind Airlines.

В 2015 году аэропорт обслужил 31,6 млн пассажиров, что соответствует уровню 2014 года. Пассажиропоток Шереметьево за 10 месяцев 2016 года вырос на 6% до 28,59 млн человек.Чистый убыток АО «Международный аэропорт Шереметьево» за 2015 год по РСБУ сократился в 2 раза до 7,86 млрд руб. Выручка выросла на 20% до 22,9 млрд руб.

На данный момент в собственности Российской Федерации находится 83,038% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево». После консолидации госактивов аэропорта и частных компаний, которые входят в группу «ТПС Авиа» (принадлежит Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько), государство потеряет контроль над «Шереметьево», но сохранит в компании 30-процентный пакет акций.

Ринат Накипов, Анна Булаева, Gudok.ru