Новости

2 ч
3 ч
12 ч
13 ч
13 ч
13 ч

Реклама

Евгений Мазур: «Многие водители готовы платить разумные деньги за проезд по платной трассе»
 

Инфраструктура | Вторник | 02.08.2016 | 18:58
В соответствии с долгосрочной стратегией Минтранса и ГК «Автодор» к 2030 году в России будут построены 15 тыс. км высокоскоростных платных автодорог. Для строительства сети магистралей потребуется 7 трлн руб. Руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Евгений Мазур  рассказал Gudok.ru о том, кто заинтересован в строительстве скоростных автомагистралей и какие риски должен учесть инвестор.
Евгений Мазур: «Многие водители готовы платить разумные деньги за проезд по платной трассе»
фото: Пресс-служба консалтинговой группы "НЭО Центр"
В России много водителей, готовых платить разумные деньги за проезд по платной трассе. Главный вопрос для автомобилистов – тариф. Опыт функционирования платных дорог М-4 «Дон» и «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге показывает, что количество автомобилистов, готовых платить за проезд по скоростному участку, достаточно велико. С другой стороны, желание платить установленный тариф на «Обходе Одинцова» и участке от 15 до 58 км трассы М-11, значительно ниже. На этих проектах используется другая модель тарифного образования и распределения рисков между инвестором и государством. Поэтому, если будет найден компромисс между желаемым тарифом для инвестора и необходимостью ограничивать предельный для привлечения большего количества пользователей, то пользователи будут заинтересованы в строительстве платных дорог.

Государство, так же как и инвесторы, заинтересовано в строительстве платных дорог по многим факторам. Для государства, помимо развития транспортной системы, роста ВВП и увеличения количества рабочих мест, это еще и возможность реализовать проект одним исполнителем, передать ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию дороги на 20-30 лет одному лицу.

Инвестору, естественно, важно получение прибыли при реализации проекта, поэтому главные вопросы, которые задают себе инвесторы при входе в проекты платных дорог - это источник и «стоимость денег», распределение рисков при строительстве и рисков недополучения сборов за проезд.

Рисков при строительстве платных дорог достаточно много и они могут оказать существенное влияние. Это риск сдвига сроков и роста стоимости выкупа и переоформления земельных участков, риск неполучения или приостановки финансирования, риски, связанные с ошибками проектирования, изменением условий работ в процессе строительства, риск снижения трафика и недополучения сборов за проезд, а также политические, законодательные, общеэкономические и социальные риски.

Возможное появление беспилотных транспортных средств не так сильно повлияет на потребность в платных автомобильных дорогах. Беспилотные автомобили также будут передвигаться и по бесплатным, и по платным дорогам. Маловероятно, что использование беспилотных автомобилей разом решит проблемы пробок, увеличит скорость передвижения автомобилей, соответственно, не пропадет основной смысл платных дорог – доставить груз или пассажиров быстрее и комфортнее.

Обычно доля частного финансирования платных дорог составляет от 10 до 30%. заявленный в стратегии 50-процентный вклад в проект - это достаточно большая величина. Если условия кредитования в ближайшие годы не изменятся, а базовый риск сбора платы за проезд останется на инвесторе, то инвесторам будет невозможно входить в проект на таких условиях.

Средства на строительство платных дорог у крупного частного капитала есть, главный вопрос – «стоимость кредитных денег» и защита инвестора от возможных рисков.

Инфраструктурное строительство – один из основных стимулов развития страны, ее экономики, международного экономического положения, политического статуса, поэтому деньги на строительство платных дорог со стороны государства необходимо находить и фиксировать в соответствующих бюджетах. Планируемый объем в 7 трлн руб. на 10-15 лет - вполне возможный объем финансирования. За 15 лет необходимо будет строить по 1 тыс. км платных дорог в год. Это очень амбициозный план для России. Такая статистика годового ввода дорог больше похожа на китайскую.

Конечно, весь объем строительства не может быть выполнен одной компанией в короткий срок, но на российском рынке есть 5-10 крупных инвесторов и строительных компаний, имеющих опыт реализации платных автомобильных дорог. Участниками будущих проектов могут стать консорциумы в составе больших строительных компаний и ведущих российских банков, которые участвуют в действующих конкурсах ГК «Автодор» и способные мобилизовать достаточно ресурсов для выполнения работ.

Также в участии в проектах платных дорог заинтересованы китайские инфраструктурные компании и банки, как в роли строительных подрядчиков, так и в роли соинвесторов. Их опыт и «дешевые длинные деньги» могут существенно помочь в реализации программы развития платных дорог до 2030 года.

Китайские игроки заинтересованы в строительстве проектов, направленных на строительство платных дорог в сторону КНР. Речь в данном случае идет о «Новом Шелковом пути» – международном коридоре по направлению «Европа – Западный Китай», который должен пройти в том числе по дорогам, находящимся в ведении ГК «Автодор».
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ