Новости

1 д

Реклама

Правительство Хабаровского края торопит с открытием особой Портовой экономической зоны в Советской Гавани
 

Инфраструктура | Среда | 27.04.2016 | 14:38
За шесть лет с момента решения о ее создании от проектов там уже отказались несколько потенциальных инвесторов
Правительство Хабаровского края торопит с открытием особой Портовой экономической зоны в Советской Гавани
фото: наша-гавань.рф
Процесс создания Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советской Гавани в Хабаровском крае сдвинулся с мертвой точки, заявил в ходе выступления перед депутатами краевого парламента губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. «Это непростой вопрос. Больше шести лет прошло с момента подписания постановления Правительства России о создании ПОЭЗ "Советская Гавань"», - подчеркнул губернатор.

С 2009 года о намерении войти в проект заявляли ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» (входит в группу «Петропавловск»), планировавшее построить терминал по перевалке железной руды мощностью 7,1 млн тонн в год, и ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» (на 80% принадлежит ОАО «Росагроснаб»), которое собиралось построить контейнерный терминал на 280 тыс. TEU в год и перевалке зерновых до 2,5 млн тонн со строительством элеватора емкостью 120 тыс. тонн. Впрочем, заявки этих частных компаний так и не были удовлетворены. В последнее время активизировалась работа с другим потенциальным резидентом портовой зоны - ООО «Компания Ремсталь». Инвестор намерен строить транспортно-погрузочный комплекс для перевалки на суда-газовозы сжиженного углеводородного газа, доставляемого по железной дороге.

В настоящее время ситуация с ПОЭЗ обещает измениться. «Лишь несколько месяцев назад нам удалось заключить соглашение с Минэкономразвития России и получить первый транш из федерального бюджета 128 млн руб.», - проинформировал губернатор. По его словам, была образована управляющая компания АО «ПОЭЗ "Советская Гавань"», учредителями которой выступили АО «ОЭЗ» и правительство Хабаровского края. Недавно власти региона добились заключения важных соглашений по передаче ей полномочий по управлению этой зоной и распоряжению земельными участками.

Как уточнили в правительстве Хабаровского края, в 2016 году нужно будет приступить к проектированию инфраструктуры, расширить земельные участки на 76 гектаров в районе мыса Муравьева, а также официально оформить резидентов ПОЭЗ.

Однако уже высказываются сомнения в необходимости этой зоны. В начале апреля 2016 года аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, руководивший проверкой ПОЭЗ "Советская Гавань", отметил, что срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестпроектов на ее территории. «В результате ненадлежащей работы органов управления ОЭЗ сложилась ситуация, при которой в соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение ее существования», - заявил Юрий Росляк.

По его словам, сейчас организуется территория опережающего развития «Хабаровск» и планируется образовать Свободный порт Хабаровск, которые предполагают более привлекательные для инвесторов режимы осуществления деятельности. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности одновременного существования в крае и особой портовой экономической зоны. В краевом правительстве подтвердили эту информацию: в состав Свободного порта Хабаровск должны войти еще четыре порта. Кроме Совгавани, это еще Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри и Ванино.

Отраслевые эксперты связывают перспективы Свободного порта Хабаровск с развитием экономических отношений и торговли с соседней китайской провинцией Хэйлунцзян, в том числе через будущий автомобильный переход через Амур в районе Большого Уссурийского острова на российско-китайской границе. Как отметил завкафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Александр Балалаев, с увеличением товарооборота между КНР и Россией возрастет и объем грузовых перевозок между северо-востоком Китая и дальневосточным регионом. Для организации международного транспортного коридора Харбин - Большой Уссурийский остров – Ванино целесообразно строительство современного контейнерного терминала на станции Красная речка, где будут формироваться ускоренные контейнерные поезда в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла.

Однако и здесь необходима плотная работа по привлечению инвесторов. Власти Хабаровского края недавно предложили Минвостокразвития регулировать развитие острова Большой Уссурийский новым федеральным законом, который позволил бы начать строительство защитных дамб и пограничного пункта пропуска, а также оговорил бы условия возврата частных инвестиций в инфраструктуру острова. Чиновники признают, что 37 млрд руб., требующихся на первые меры по развитию острова, у государства нет. Пока единственное, что удалось сделать к настоящему времени с российской стороны - это сдать автомобильный мост стоимостью 4,5 млрд руб. и согласовать с китайской стороной координаты будущего пункта пропуска через госграницу.
Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ