Статьи
 

«Железная дорога проигрывает трубопроводам, но выигрывает у речного транспорта»

Инфраструктура | Понедельник | 25.04.2016 | 11:35
Для сегодняшнего рынка перевозок нефти и нефтепродуктов в России стала характерна не конкуренция направлений и маршрутов, что наблюдалось в прежние годы, а борьба за груз между различными видами транспорта, рассказал на «Национальном нефтегазовом форуме» редактор специализированного издания «Argus Нефтетранспорт» Сергей Рыжкин.
«Железная дорога проигрывает трубопроводам, но выигрывает у речного транспорта»
фото: из личного архива Сергея Рыжкина
С начала 2000-х годов стратегия России была направлена на снижение зависимости от стран-транзитеров путем строительства собственных портов, терминалов и трубопроводов, направлена на переориентацию нефтяных потоков с Прибалтики и Украины на российские порты. Главная интрига, условно говоря, была в том, когда будет построен балтийский порт Усть-Луга (Ленинградская обл.) и как скоро это сократит грузопоток на Прибалтику. К настоящему времени начатые тогда большие стройки в основном завершены, и по итогам прошлого года главная тенденция, которую мы фиксируем, – это обострение конкуренции между различными видами транспорта в России.

Железная дорога все больше проигрывает трубопроводам, этому есть яркие примеры. Продолжается подключение нефтеперерабатывающих заводов к трубопроводам, например, Антипинский НПЗ в Тюменской области был подключен к системе «Транснефти» в прошлом году, и теперь с предприятия дизтопливо прокачивается в балтийский порт Приморск (Ленинградская обл.). В результате железная дорога потеряла более 100 тыс. т в месяц продукта. Хабаровский НПЗ в прошлом году подключили к трубопроводной системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), что привело к прекращению «колесных» поставок нефти на завод.

Продолжается реализация большого проекта «Транснефти» под названием «Север», подразумевающего расширение мощностей по прокачке дизтоплива в Приморск: до 25 млн т/год к 2018 г. Реализуется строительство продуктопровода «Юг» – на первом этапе от Волгоградского НПЗ до нефтегавани Шесхарис в черноморском Новороссийском порту. Трубопровод первоначальной мощностью 6 млн т в год должен быть запущен в эксплуатацию в 2017 году.

Понятно, что трубопроводная транспортировка по определению дешевле железнодорожной.
С одной стороны, железная дорога проигрывает трубопроводам, но, с другой — выигрывает у речного транспорта. В европейской части России имеется Единая глубоководная система внутренних водных путей, ряд НПЗ расположен вдоль Волго-Донского и Волго-Балтийского судоходного каналов, так что приличный пласт нефтепродуктов в летнюю навигацию уходит на реку. Но по итогам прошлого года речной экспорт нефтепродуктов из России снизился более чем в полтора раза по сравнению с 2015 г., до 6,5 млн т.

Почему груз ушел с реки? Виной тому три проблемы: малые глубины на Нижнем Дону, невыгодно и нечего возить. Традиционно по реке возились мазут и вакуумный газойль, но глубина российской нефтепереработки выросла, стало больше светлых нефтепродуктов, которые уходят либо в трубу, либо на железную дорогу.

Приведу цитату представителя одной из нефтяных компаний: «Рублевые тарифы РЖД, даже индексируемые каждый год, оказались в 2015 году немного, но выгоднее, чем долларовые ставки фрахта, даже с учетом готовности судовладельцев подвинуться по цене». Поэтому речной экспорт снижается и, видимо, эта тенденция сохранится и в этом году.

Львиная доля нефтепродуктов из России по-прежнему экспортируется и поставляется на внутренний рынок железнодорожным транспортом: 251,2 млн т по итогам 2015 года. Это на 2,2% меньше, чем в 2014 году. По итогам первого квартала этого года погрузка нефтяных грузов на сети РЖД снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 61,3 млн т. Это заметное снижение, давно такого не было.

Но это не только следствие обострения конкуренции с трубопроводным транспортом, это история про текущую ситуацию в индустрии в целом: снижение маржи нефтепереработки на НПЗ и низкие цены на нефтепродукты на мировых рынках. Одним словом, экспортеры не стремятся что-либо отгружать в принципе, в частности, по железной дороге. Исключение составляет нефть, но для ее экспорта преимущественно используется трубопроводный транспорт.

Что касается портовой отрасли, то период некоторого затишья, связанный с завершением основных крупных проектов (построены нефтегазовые терминалы в Усть-Луге, Тамани, Новороссийске, проложен трубопровод в Высоцк), скорее всего, сменится периодом новых строек. Например, группа «Новороссийский морской торговый порт» как никогда близка к реализации своих давних планов по прокладке железнодорожной ветки в порт Приморск. Группа в этом году вернулась к идее строительства еще одного нефтепродуктового терминала на Северо-Западе России — для приема по железной дороге и перевалке 3-4 млн т в год нефтепродуктов на первом этапе с возможностью увеличения мощности до как минимум 12 млн т в год в будущем.

Группа «ОТЭКО» не останавливается на достигнутом в Тамани и намерена расширить инфраструктуру для перевалки сжиженного нефтяного газа и увеличить парк резервуаров под светлые нефтепродукты.
Минтранс и Росморречфлот реализуют проекты строительства Нижегородского гидроузла на «Волго-Балте» и Багаевского гидроузла (Ростовская обл.) на «Волго-Доне», что призвано увеличить пропускную способность обоих каналов и гарантировать глубины, которые позволят танкерам класса река-море загружаться на полную осадку, что делает перевозки ими гораздо более эффективными.

Таким образом, крупные инфраструктурные проекты, несмотря на негативную рыночную конъюнктуру, реализуются и будут реализовываться, прежде всего, в кооперации частного бизнеса и государства, что в перспективе продолжит влиять на распределение грузопотоков и конкуренцию между различными видами транспорта.
Мария Платонова, Gudok.ru

Комментарии
    1

304 дней назад

Максим Миронов
Грузопотоки всегда будут распределены по разным видам транспорта, выигрывать будут те, что надежней и удобней. Я ипользовал и буду использовать жд для отправки мазута, еще и потому что, нашел удобный сервис поиска вагонов www.railcommerce.ru.
Защита от автоматических сообщений

Новости

22.02 Среда
21.02 Вторник
17:51
20.02 Понедельник
21:16