Новости

В 2016 году начнутся работы по созданию ПОЭЗ в Советской Гавани
 

Инфраструктура | Понедельник | 28.12.2015 | 14:37
С момента решения о ее создании прошло пять лет
В 2016 году начнутся работы по созданию ПОЭЗ в Советской Гавани
фото: Елена Нагорных/ТАСС

Работы по созданию портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советской Гавани в Хабаровском крае начнутся в 2016 году, заявил 28 декабря губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт на заседании краевого правительства.

Как признал глава региона, проект в Совгавани затянулся: соглашение о ее организации было подписано Президентом РФ еще 31 декабря 2009 года. «Пять лет отлаживали механизмы, но даром это не прошло. Все наработки нам пригодились при создании на Дальнем Востоке территорий опережающего развития», — сказал Вячеслав Шпорт.

К настоящему моменту вопрос сдвинулся с места, в уходящем году утвержден проект планировки первой площадки ПОЭЗ — на участке у мыса Марии. Создана управляющая компания, предусмотрены средства федерального и регионального бюджета на обустройство портовой зоны инфраструктурой. «Задача на 2016 год – начать проектно-изыскательские работы и официально оформить первых резидентов ПОЭЗ», — сообщил губернатор.

Известно, что на начальном этапе создания особой зоны хотели участвовать ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» и ООО «Морской порт Новая Советская Гавань». Первая компания принадлежит холдингу «Петропавловск — Черная Металлургия», который анонсировал строительство в ПОЭЗ экспортного железорудного терминала мощностью 7,1 млн т в год. Вторая контролируется ОАО «Росагроснаб». Инвестор заявлял о намерении построить в Совгавани экспортный зерновой терминал мощностью 2,5 млн т в год, рыбоперерабатывающий завод на 55 тыс. т и комплекс по перевалке контейнеров до 280 тыс. TEU ежегодно.

По словам Вячеслава Шпорта, в дальнейшем территория особой портовой зоны будет расширяться за счет участков в районе мыса Муравьева.

Кроме того, получает дальнейшее развитие соседний порт Ванино. Государством поддержана идея строительства на северном берегу бухты Мучке нового терминала для экспорта угля. Инициатором проекта выступает ООО «Саха (Якутская) транспортная компания», которая контролируется Volga Group. «Первый транш 500 млн руб. в рамках софинансирования объектов инфраструктуры они уже получили», — уточнил Вячеслав Шпорт.

Хотя процесс создания ПОЭЗ шел долго, параллельно велись активные работы по модернизации однопутной железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (ее протяженность — около 470 км), без чего невозможна деятельность резидентов особой зоны. Реализация этой программы, оцениваемой в 59,5 млрд руб., стартовала в 2007 году. К настоящему времени построены новый Кузнецовский тоннель, 13 дополнительных разъездов, реконструированы 15 станций. На трех перегонах уложены сплошные вторые пути, а еще на двух — двухпутные вставки.

Как сообщил главный инженер Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (ДВЖД) Сергей Рябов, реконструкция линии Комсомольск — Советская Гавань закончится в 2016 году. Остается модернизировать шесть станций: Акур, Уктур, Датта, Кенада, Комсомольск-Сортировочный (вторая очередь), Ванино (парк Токи). Также завершится строительство вторых путей на перегонах Кун — Пони, Имбо — Усть-Орочи, двухпутной вставки Кото — Джигдаси.

Развитие инфраструктуры общего пользования уже сказывается на грузообороте портов. По словам начальника Дальневосточной дирекции управления движением ДВЖД Виталия Зеленько, за счет модернизации железнодорожных походов выросла перевалка у крупнейшего стивидора в Ванино ЗАО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК). Несколько месяцев назад терминал увеличил переработку с 660 до 810 вагонов в сутки, а в отдельные дни декабря «Дальтрансуголь» выгружал более 900 вагонов.

С завершением реконструкции провозная способность участка Комсомольск — Совгавань вырастет до 37,1 млн т ежегодно, а пропускная — до 35-36 пар поездов в сутки. В случае увеличения перевозок в адрес стивидорных компаний Ванино-Совгаванского узла вопрос о развитии железнодорожных подходов будет рассматриваться в рамках второй очереди программы модернизации Восточного полигона после 2018 года, уточнили в управлении ДВЖД.

В Хабаровском крае модернизируется другой участок железной дороги - Комсомольск-на-Амуре-2 — Постышево — Ургал-1 - протяженностью более 500 км. Запланировано усиление верхнего строения пути, искусственных сооружений, устройств электроснабжения. Для увеличения пропускной способности запланировано обустройство линии автоблокировкой (участок пока работает на полуавтоматической блокировке, что в условиях роста поездопотока становится барьерным местом) и диспетчерской централизацией, говорит заместитель главного инженера ДВЖД по Комсомольскому региону Андрей Семенец. Также предстоит построить девять разъездов: Баджал, Сектали, Талиджак, Анкан, Дидон, Дуки, Пиль, Холони, Катама. Тем самым пропускная способность линии Ургал — Комсомольск вырастет до 22 пар поездов, провозная — почти до 33 млн т.

Рост перевозок на этом направлении будет возможен как за счет приема грузов с Восточно-Сибирской магистрали, так и за счет местной погрузки — прежде всего, благодаря наращиванию производства на еще одном предприятии СУЭКа — ОАО «Ургалуголь». Компанией была принята программа развития подземных горных работ и обогащения угля. Ее реализация позволит нарастить производственные мощности до 8,1 млн т ежегодно и увеличить экспорт продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проект по повышению производства на Ургальском каменноугольном месторождении оценивается в 16 млрд руб. Как сообщил Вячеслав Шпорт, часть средств выделит бюджет — на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры, включая удлинение приемо-отправочных путей железнодорожной станции погрузки Чегдомын.

Как пояснил губернатор, помимо собственно создания на Дальнем Востоке территорий опережающего развития и портовых зон, государство оказывает финансовую поддержку ряду отдельных инвестиционных проектов. Их утверждает Минвостокразвития в соответствии с методикой отбора, установленной Правительством РФ. Инвестпроект по развитию добычи и обогащения угля на Ургальском месторождении как раз вошел в их число.

Топливо с Ургала уходит потребителям и через Ванинский порт (терминал «Дальтрансугля»). Как сообщили в Дальневосточной дирекции управления движением ДВЖД, в настоящее время с СУЭК продолжаются переговоры по организации специализированных угольных маршрутов с согласованным временем отправления и прибытия на участках Чегдомын – Ванино, Чегдомын — Хабаровск-1.

Павел Усов, Gudok.ru