Новости

1 д
1 д

Реклама

В российских городах построят велоинфраструктуру на сотни километров
 

Инфраструктура | Понедельник | 07.12.2015 | 18:16
От региональных властей требуют признать велосипед важным видом городского транспорта
В российских городах построят велоинфраструктуру на сотни километров
фото: Антон Новодережкин/ТАСС
В 2015 году Казань и Калининград запустили муниципальные проекты развития велотранспорта. Но в целом в крупных городах России уличное пространство ориентировано только на автомобилистов. Транспортные ведомства занимаются велосипедным направлением только в Москве и в Санкт-Петербурге.

“До сих пор в городах России транспортные ведомства почти не занимаются развитием велотранспорта”, - констатировал куратор проекта Let's bike it!, советник заместителя министра транспорта РФ Владимир Кумов на кругом столе “Сокращение выбросов парниковых газов от автотранспорта”, прошедшем в Москве в рамках форума “Транспортная неделя”. По его наблюдению, мероприятия для велосипедистов проводят подразделения органов власти, ответственные за работу с молодежью и со спортсменами. В результате отсутствует строительство транспортной инфраструктуры для индивидуального городского транспорта (велосипедов, самокатов, сигвеев).

“Я был во Владивостоке, - рассказал Кумов. - Там открыли мост, который соединяет аэропорт с центром города. Но на нем невозможно проехать на велосипеде, нельзя пройти пешком. Люди, которые живут в этом районе, вынуждены в центр ездить либо на личном транспорте, либо на общественном транспорте”.

Мост, о котором сказал Кумов, - это “Золотой мост” на остров Русский. На первых проектах на нем был тротуар, но затем проезжую часть расширили с двух до трех полос в каждую сторону. В мире так происходит уже 100 лет, с тех пор как машины получили приоритет на дорогах.

“Правила дорожного движения все еще недостаточно "велосипедоориентированы", - считает Кумов. - Они еще "автомобилеориентированы". У нас скорости движения в городах не позволяют соседствовать велосипедам с автомобилями”.

В марте 2014 года были внесены поправки в Правила дорожного движения - введено понятие «велодорожка» и водителей обязали уступать дорогу велосипедистам при повороте. Также вводится новый знак, позволяющий велосипедисту ехать по выделенной полосе против движения, если оно одностороннее.

СНИПы и ГОСТ, отмечает Кумов, не созданы для того, чтобы строить велодорожки. “У нас очень широкая проезжая часть. В новых СНИПах, насколько я знаю, проезжая часть для автомобилей не сильно сужается. Где брать пространство для велодорожек?”, - спрашивает он.

Добиться внесения изменений в ГОСТ сложно, говорит Кумов. “Предыдущие поправки, которые добавили в апреле 2014-го, до этого пробивали четыре года, - сказал он.- А между тем, именно там впервые вводилось понятие «велодорожка» и четко объяснялось, кому и где можно ехать”.

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул сообщил, что в рамках совместного проекта Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» в настоящее время ведется разработка методик и стандартов для объектов транспортной инфраструктуры пешеходного и велосипедного движения.

Протяженность велодорожек в столице составляет 190 км, из них 60 км проходят по улицам, остальные - в парках и скверах, сообщила в октябре замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алина Бисембаева. При этом в декабре 2013 года департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры планировал в 2014 году увеличить протяженность до 281 км. В августе 2015 года Бисембаева снова декларировала, что “создание равных условий для всех участников дорожного движения ‒ автомобилистов, велосипедистов и пешеходов ‒ неотъемлемая часть развития современного мегаполиса”.

"Большую часть велодорожек в городе проектируют и строят не профессионалы, а коммунальщики. И делают они это для галочки, чтобы отчитаться о новых километрах маршрутов для двухколесного транспорта", - считает Кумов.

В Санкт-Петербурге протяженность велодорожек составляет 150 км. В городе более 2 млн велосипедов - больше, чем автомобилей. По данным ежегодных опросов, свыше 250 тысяч горожан регулярно используют велосипед, средняя длина поездки - около 7 км. В 2016 году на развитие велодвижения в Петербурге выделят 80 млн рублей.

В 2015 году разметку для велосипедов начали наносить в Казани. Протяженность дорожек должна составить 32 км. Из федерального бюджета на реализацию проекта направлено 15 млн рублей. Работы пока не завершены. В столице Татарстана насчитывается 200 тыс. владельцев велосипедов.

В Казани Минтранс России совместно с ООН реализует пилотный проект по сокращению вредных выбросов в городах. Второй пилотный город - Калининград. “Сейчас Казань и Калининград должны будут стать супервелосипедными, а после этого их опыт необходимо растиражировать на все города России”, - говорит Кумов. Часть средств на развитие велоинфраструктуры Калининграда будет предоставлена ООН. Первая велодорожка имеет протяженность 12 км.

Еще одним драйвером развития велодвижения является Министерство культуры. В декабре 2014 года ведомство провело конкурс по организации вело- и пешеходных маршрутов. Победителями стали проекты шести регионов - Кемеровской (по экспозициям музея-заповедника «Томская писаница») и Калужской («Велосипедный туристский маршрут первого наукограда России») областей, Карелии («Прогулка по острову Кижи»), Татарстана («Удивительная Казань»), Адыгеи («12 звезд Майкопа») и Крыма (маршрут по местам боевой славы города Евпатории «Я помню! Я горжусь!"). С начала 2015 года регионы приступили к реализации своих проектов. «Речь идет не только о разметке дорожек, но и выстроенной системе навигации, включающей пиктограммы с памятниками и культурными объектами, зонами отдыха, кафе, магазинами и медицинскими учреждениями", - подчеркивает директор Департамента туризма и региональной политики Минкультуры России Ольга Ярилова.

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул в своем выступлении на круглом столе, посвященном использованию безмоторных видов транспорта в мегаполисе, отметил, что одной из важнейших проблем в деятельности по организации дорожного движения в крупных городах является обеспечение эффективной работы транспортной системы, повышение безопасности всех участников дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

На круглом столе Асаул высказал мнение, что в крупных российских городах сформировалась активная велосипедная общественность, строятся велосипедные дорожки и другие объекты велотранспортной инфраструктуры. Минтранс рассматривает велосипедное движение как полноценную транспортную составляющую. На два колеса могут пересесть до 10% владельцев личного автомобильного транспорта.

«Развитие безопасной велотранспортной инфраструктуры в городах стимулирует развитие и других видов транспортных средств, обеспечивающих малые перемещения, простоту и мобильность», – сказал замминистра.

Асаул также напомнил, что 21 сентября 2015 года на совещании с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросу создания и развития велосипедной инфраструктуры и обеспечения индивидуальной мобильности были даны поручения установить в качестве единого дня проведения велопарада в России последнее воскресенье мая (в 2016 году – 29 мая), днями проведения акции «На работу на велосипеде» два дня в году – третью пятницу мая (в 2016 году – 20 мая) и 22 сентября.

Участники круглого стола отметили, что для развития велотранспорта необходимо не только наносить разметку на дороги, но и приспосабливать транспорт для перевозки велосипедов. В Москве велосипеды можно перевозить в автобусах, если это не мешает другим пассажирам. В электричках, которые будут ходить на Московской кольцевой железной дороге, будут места и крепления для велосипедов.

Департамент транспорта стимулирует развитие коротких деловых поездок. С 1 июня 2013 года запущена сеть велопрокатов. Сейчас она состоит из 300 станций с 2 тыс. 700 велосипедами. В 2015 году пользователи сети совершили 879 тыс. 415 поездок. Столичный велопрокат в этом году стал одним из крупнейших в мире, сообщил департамент транспорта.

Поездки до 30 минут бесплатные, но на депозите должна лежать 1 тыс. рублей. По данным за 2014 год, 70% всех сеансов проката составили бесплатные поездки, длительность которых менее 30 минут. «Мы рады, что москвичи стали чаще пользоваться велосипедами для коротких деловых поездок. Рост популярности городского велопроката сегодня говорит о том, что горожане начали воспринимать велосипед не только как развлечение, но и как полноценный вид транспорта», - уверена заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алина Бисембаева.

Москва также лидирует в сфере развития велострахования. В 2014 году департамент транспорта Москвы совместно с велосипедным движением «Русвелос» и финансово-страховым концерном Аllianz запустили первый такой проект для России. В рамках страхового проекта велосипедисты получат возможность застраховать свою жизнь, здоровье, а также свой транспорт от происшествий. Страховка также предполагает гражданскую ответственность за причинение вреда третьим лицам.
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ