Новости

13 ч
13 ч
14 ч
17 ч

Реклама

Свыше 100 тыс. км газопроводов в России требуют ремонта
 

Инфраструктура | Пятница | 20.11.2015 | 14:18
Сегодня в эксплуатации на территории РФ находится порядка 170 тысяч километров газопроводов, более 60% которых выработали свой технический ресурс. Проблема приведения газопроводов в надлежащее состояние ставит перед строителями новые сложные и очень дорогие задачи, считает член проблемного научно-технического совета Российского Союза Нефтегазостроителей, генеральный директор ООО «НПО Спецнефтегаз-т» Борис Ланге.
Свыше 100 тыс. км газопроводов в России требуют ремонта
фото:
По официальной статистике, из всех чрезвычайных ситуаций и аварий на магистральных трубопроводах 75% приходится на газопроводы. Сегодня газопроводные магистрали - это самая болевая точка. За последние 10 лет на магистральных газопроводах произошло 200 аварий, причем каждая пятая - по причине брака строительно-монтажных работ. Значительная часть аварий происходит из-за дефектности труб запорной арматуры - примерно 12,5%, - в том числе, это и повреждения трубопроводов в результате стресс-коррозионных разрушений. Только несколько лет назад с помощью диагностических снарядов в нашей стране научились читать стресс-коррозионные повреждения. До этого знали, что есть такая дефектность труб, но аппаратуры для того, чтобы ее увидеть, не было.

На сегодняшний день ситуация с улучшением качества строительства стоит очень остро. Например, ГОСТы, которые были обязательными, за неисполнение которых люди могли понести уголовную ответственность, вдруг стали рекомендательными документами. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД-2000 были разработаны с привлечением опытных профессионалов, в них четко расписано, кем и как могут осуществляться функции технадзора. Там же была приведена градация технадзора с учетом класса стройки, где было указано, на каком классе те или иные организации могут быть привлечены. У градостроительного кодекса есть приложение, где четко прописана численность и оплата специалистов строительного контроля. Так вот, по этому приложению благодаря сложным математическим формулам, оплата специалиста, профессионала с большим опытом работы, должна составлять 12 тысяч рублей. Очевидно, что за такие деньги квалифицированные кадры не будут работать.

Представители Ростехнадзора заявляют: надзор будем осуществлять только мы, - но сотни «ростехнадзоровцев» физически не могут посмотреть десятки тысяч строек. А в нефтегазовом секторе руководители в Ростехнадзоре: ракетчики, зенитчики, военные, - они не знают, что такое труба и откуда она начинается.

Сегодня никаких ограничений для компаний, желающих заняться строительным контролем нет, их практически никто не проверяет. Есть компании, не заинтересованные в том, чтобы их кто-то квалифицированно проверял. Строительный контроль реализуется по усмотрению заказчика, а кому захочется себя же подставлять и контролировать? Приведу пример космодрома «Восточный». Наша компания (ООО «НПО Спецнефтегаз-т» – прим.ред.) работала там, и было так, что чертежей нет, а стройка уже идет; никто даже не знал, под что проектировать стартовый стол. Мы в таких условиях запретили бетонирование стартового стола, и нас отстранили от работы. То есть, проектировщики сильно отстают от директивных сроков и команд и не могут выполнить в срок работу.

Во многих законодательствах европейских государств предусмотрен надзор третьей стороны. На особо сложные и важные объекты приглашаются наблюдатели, которые не имеют связей ни с заказчиком, ни со строителями. Причем заказчиком этой третьей стороны выступает либо инвестор, либо эксплуатирующая компания, либо страховая. Если, например, страховая сторона выступает заказчиком, то и ставки страхования объекта при пуске в эксплуатацию становятся процентов на 30 ниже.

Многие подрядчики сталкивались с ситуацией, когда до начала торгов из разных источников им было известно, кто будет победителем. Кроме того, часто, чтобы соблюсти букву закона, приглашают компании, неспособные выполнить квалифицированно заявленные лоты, чем обеспечивают безусловный выигрыш своему подрядчику. Более того, стало повсеместной практикой объявлять второй тур торгов после вскрытия конвертов, с предложением снизить начальную цену на 10-15%, причем, за счет чего происходит снижение, не указывается. Один из последних примеров: «Газпром» выставил на тендер 5 лотов, общей стоимость около 400 млн рублей, а разница между первым и вторым местом в лотах, где речь идет о суммах в 70-80 млн – 1,7 рубля, или 3,5 рубля. Очевидно, что здесь не идет речи о конкуренции.

Проектировщики ради того, чтобы выиграть тендер, идут на различные ухищрения по минимизации стоимости стройки. Например, «Голубой поток», где ради снижения цены на изыскательские затраты они решили взять геоподоснову 25-летней давности, и вместо 18 лавинных переходов стало 32, а это совсем другая инженерная прокладка, совсем другие конструктивные решения, как следствие, удорожание и задержка строительства.

Качество везде продекларировано как категория экономическая. Все, что мы имеем, – аварии, недочеты, брак, выявленный после сдачи объекта в эксплуатацию – все это меняется «втихую», никто не ведет учет экономических затрат на это.

Необходимо законодательно установить обязательность контроля качества на всех этапах строительного цикла: проектировании, комплектации, строительстве и эксплуатации, - установить регламент инструментального и приборного контроля, а также внедрить обязанность внутритрубной дефектоскопии перед сдачей трубопроводов в эксплуатацию.

Мария Платонова, Gudok.ru

Cегодня в СМИ