Новости

2 д
2 д

Реклама

Москвичи избегают высоких технологий при оплате проезда из-за несоразмерных тарифов
 

Инфраструктура | Понедельник | 09.11.2015 | 20:50
Самая удобная форма оплаты поездки в общественном транспорте — банковской картой  — так и не прижилась в столице
Москвичи избегают высоких технологий при оплате проезда из-за несоразмерных тарифов
фото: itv.com
Внедрение безналичной системы оплаты проезда в городском общественном транспорте — модный тренд в крупных мегаполисах. Эксперты отмечают, что наиболее прогрессивный вид оплаты проезда — непосредственно с банковской карты пассажира по технологии PayPass (используется оператором Mastercard) и PayWave (оператор Visa). Встроенный в эти карты микрочип обеспечивает возможность оплаты проезда простым "прикладыванием" банковской карты к считывающему устройству турникета, а сумма оплаты списывается непосредственно со счета пассажира. Таким образом перевозчик может сократить расходы на содержание касс с персоналом и билетопечатающих автоматов, а пассажир — сэкономить время, которое требуется для приобретения билета.

Новая удобная технология уже успешно внедряется на всех видах общественного транспорта в Санкт-Петербурге. Как рассказали корреспонденту Gudok.ru в пресс-службе комитета по транспорту правительства Северной столицы, с января 2015 года на всех станциях ГУП "Петербургский метрополитен" установлено по одному турникету, позволяющему оплатить поездку банковской картой. В сентябре 2015 года с использованием этого способа оплаты проезда было совершено более 190 тыс. поездок (в феврале 2015 года — 37 тыс. поездок), а среднее количество поездок на одну карту варьируется от 2 до 70.

"Пассажиры систему приняли, как следствие — существенно сократились очереди в кассы метрополитена. В ближайшем будущем планируем оборудовать системой считывания банковских карт все турникеты в метро, пока же работает только по одному на каждом входе", — прокомментировала внедрение системы PayPass/PayWave пресс-секретарь "Петербургского метрополитена" Юлия Шавель.

Летом система оплаты через PayPass была запущена в Петербурге и на отдельных маршрутах наземного транспорта – троллейбусах, автобусах и трамваях. Наибольшую популярность подобный вид оплаты получил в автобусных маршрутах №№ 39 и 39э – от аэропорта «Пулково» до станции метро «Московская» - из 2537 поездок, совершенных здесь в пик туристического сезона, 875 поездок было оплачено бесконтактным способом и 1698 с использованием контактного способа с помощью чипа или магнитной полосы.

Но в Москве подобные технологии внедряются пока с трудом. Полноценный сервис бесконтактной оплаты проезда с банковской карты запустил пока только "Аэроэкспресс". Пассажиру, который прибыл в один из трех московских аэропортов, для входа внутрь терминала можно приложить свою банковскую карту Visa или Mastercard к турникету и с нее спишется сумма оплаты за проезд. Но есть два обязательных условия: карта должна поддерживать криптографическую проверку данных CDA и соответствующий лимит на проведение оплаты без ввода PIN-кода.

Оплатить проезд банковской картой без приобретения билета уже можно и в "Московском метрополитене", но пока лишь на одной станции — недавно открытой станции "Котельники". Еще на 10 станциях с помощью "бесконтактной" банковской карты можно пополнить баланс транспортной карты "Тройка", хотя это и не избавит пассажира от подхода к билетомату.

"Это вопрос не столько к возможностям технологии, сколько к возможностям устройств, пропускающих клиентов, и к которым клиенты прикладывают карту", — рассказал корреспонденту Gudok.ru начальник управления пластиковых карт департамента розничного бизнеса банка "ВТБ24" Александр Бородкин. Он напомнил, что система тестировалась в этом году в Москве на нескольких маршрутах наземного общественного транспорта.

В "Мосгортрансе" подтвердили Gudok.ru, что эксперимент действительно проводился в этом году на шести маршрутах К, 205к, 758, 883, 17т и 164к. На 40 автобусов малой вместимости были установлены специальные валидаторы, позволяющие оплатить проезд напрямую банковской картой. Эксперимент проводился в течении полугода, после анализа результатов «пилотного» проекта будут сделаны выводы о целесообразности его дальнейшего развития, сообщили Gudok.ru в пресс-службе компании.

Как рассказал Gudok.ru вице-президент, старший менеджер по развитию бизнеса ООО "МастерКард" Антон Шигапов, широкому внедрению оплаты проезда в общественном наземном транспорте Москвы мешает слишком большая разница в тарифах: приобретение билета у водителя автобуса или троллейбуса обходится пассажиру в 50 рублей, а по транспортной карте "Тройка" — всего 30 руб.

"Сейчас в Петербурге оплата проезда напрямую – через кассу или банковскую карту отличается от оплаты через систему карт «Подорожник» (аналог московской «Тройки» – прим. ред.) на один рубль – 31 и 30, соответственно. В Москве же разница между тарифами сейчас составляет 20 рублей: 50 рублей стоит поездка при прямой оплате, и 30 рублей посредством "Тройки". Мне кажется, это — основная причина, почему в столице результаты запуска пилотного проекта по оплате посредством банковской карты были намного скромнее, чем в Петербурге", — считает эксперт, имея ввиду, что оплачивать проезд банковской картой стало слишком невыгодно для пассажиров в сравнении с оплатой по "Тройке" или другими опциями разнообразного московского "билетного меню".

Кроме того, в ходе эксперимента в московских автобусах в салонах было установлено по два валидатора — один для билетов, другой для приема банковских карт. "Некоторых людей это могло вводить в заблуждение", — предполагает Антон Шигапов.

Еще более отдаленные перспективы внедрения оплаты проезда по технологиям PayPass и PayWave без бумажного билета или транспортной карты - в пригородном железнодорожном транспорте. В «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК, оператор пригородного железнодорожного сообщения в Москве и Московской области) о сроках появления возможности прохода через турникет по банковской карте пока предпочитают не говорить, хотя с гордостью отмечают увеличение количества пассажиров, приобретающих билет на электрички через автоматы с помощью банковских карт. С октября 2014 по октябрь 2015 года на 7% увеличилось количество «безналичных» пассажиров, которые прибегли к услугам терминалов по продаже проездных билетов, установленных на железнодорожных станциях и вокзалах Москвы и Подмосковья.

В октябре 2015 года 16,6% пассажиров приобрели билеты с помощью банковской карты. По данным пресс-службы ЦППК, на данный момент уже 1240 билетных автоматов поддерживают безналичный вид оплаты, 993 из них оснащены терминалами для бесконтактной оплаты картой по прогрессивной технологии PayPass или PayWave.

Как рассказали Gudok.ru в "Сбербанке", для того, чтобы любой владелец банковской карты мог оплатить проезд в пригородной электричке напрямую со своего счета, необходимо оборудовать существующие турникеты "emv-сертифицированными ридерами".

"Внедрение данной системы в электропоездах Москвы и Московской возможно, — сообщила Gudok.ru пресс-секретарь "Сбербанка" Анастасия с Дня этого необходимо оснастить турникеты на станциях соответствующим оборудованием и провести интеграцию с автоматизированной системой оплаты проезда перевозчика". 
 
Пока для удобства пассажиров банки развивают лишь online-системы пополнения "электронных кошельков" – через сайт или мобильные приложения. Так, "Московский кредитный банк»" дает возможность пополнить "Тройку" в любом из своих терминалах, а "Альфа-банк»" на днях открыл возможность пополнения карты "Стрелка" (транспортная карта Московской области) из собственного мобильного приложения.

При этом директор по эмиссии процессингового центра "Альфа-банка" Сергей Брынин считает, что пригородным пассажирским перевозчикам система оплаты напрямую банковскими картами и не особо нужна: "Как правило через турникеты требуется обеспечить потоковый проход пассажиров — и если по картам своей базы можно обеспечить необходимую скорость обмена данными, то по банковским картам время будет существенно выше и возникает патовая ситуация в случае сбоя системы", — поделился своим мнением представитель "Альфа-банка".
Александр Фролов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ