Новости

1 д
1 д

Реклама

Поправки в Устав железнодорожного транспорта урегулируют множество судебных споров
 

Грузовые перевозки | Понедельник | 10.09.2018 | 23:07
Новый документ позволит поставить точку в большом количестве споров, касающихся причин отцепок вагонов в текущий отцепочный ремонт
Поправки в Устав железнодорожного транспорта урегулируют множество судебных споров
фото: Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО "РЖД"
В конце октября вступят в силу поправки в закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в соответствии с которыми Министерство транспорта РФ получило полномочия по установлению порядка отцепки грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР). Также ведомство сможет определять порядок определения платы перевозчику в связи с отцепкой в ТОР по не зависящей от перевозчика причине.  

В обновлённом законе юридически закреплено понятие «ТОР». Его статус звучит так – «ремонт гружёных или порожних грузовых вагонов, проводимый с отцепкой таких вагонов в пути следования в целях восстановления их работоспособности и предусматривающий замену или восстановление отдельных составных частей таких вагонов».

Авторы законопроекта (эксперты Минтранса России) отмечали рост расходов перевозчика (по закону им остаются РЖД) на осуществление начально-конечных операций с неисправными вагонами по отцепке и прицепке их к поездам, а также за гружёный пробег вагонов, следующих в текущий ремонт, при этом расходы за данные операции несёт перевозчик. Сейчас перевозчик в лице РЖД взимает с владельцев вагонов – операторов плату в возмещение таких расходов. Однако операторы в ряде случаев оспаривают такие платежи.

«Предлагаемые поправки создадут правовые основания взимания указанной платы. В дальнейшем это позволит принять правовой акт, регламентирующий правила отцепки грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, в ТОР, и порядок компенсации расходов перевозчика, понесённых в связи с отцепкой таких вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика. Также в соответствии с законопроектом, если по вине владельцев грузовых вагонов возникнет аварийная ситуация, собственники будут нести ответственность за убытки, понесённые в результате происшествия», – отмечают в пояснительной записке к документу представители Минтранса.

«Принятие всего комплекса нормативных правовых актов должно стать мерой экономического стимулирования для приобретения новых вагонов с улучшенными характеристиками и поддержания существующего парка грузовых вагонов в надлежащем техническом состоянии», – резюмировали авторы законопроекта.

«Новый документ позволит поставить точку в большом количестве споров, касающихся причин отцепок вагонов в ТОРы, теперь полный перечень таких причин утвердит государственный уполномоченный орган – Минтранс, – подчеркнул заместитель начальника Правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Кроме того, транспортное ведомство утвердит порядок платы за доставку отцепленного подвижного состава к месту ремонта и обратно, что ранее также являлось предметом судебных разбирательств».

Исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) Алексей Дружинин напомнил, что на сегодняшний день понятие «ТОР» в национальном законодательстве никак не закреплено.

«Платные услуги требуют чёткой регламентации в нормативной базе – что это за процесс и какие требования предъявляются по его выполнению. По этому вопросу прошли серьёзные дискуссии, изначально проект внесли в упрощённом виде. Кроме того, плату за ТОРы предполагалось внести в правила перевозок грузов. На площадке Госдумы РФ прошло полноценное обсуждение темы с участием и РЖД, и представителей операторского сообщества, в результате чего в окончательную редакцию закона пошёл вполне компромиссный, взвешенный вариант», – подчеркнул Алексей Дружинин.

По его словам, вторая часть поправок касалась распределения ответственности за возникновение каких-либо чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте.

«Ранее за это несли ответственность только перевозчик и грузоотправители, а остальные физические и юридические лица находились за периметром ответственности. Но список возможных виновников различных негативных сценариев гораздо шире. В теории, аварийную ситуацию могут создать и пассажир, и оператор. Вагоноремонтное предприятие может выпустить из ремонта подвижной состав, не отвечающий требованиям безопасности. Или, образно говоря, кто-то из хулиганских побуждений бревно на рельсы положит. Ответственность за возникшие риски должны нести исключительно непосредственные виновники», – заключил исполнительный директор СОЖТа. В СОЖТе такие поправки называют позитивным решением.
Константин Мозговой

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ