Новости

Виктор Попов: «Мы предлагаем новые сервисы, позволяющие вернуть на железную дорогу грузы, которые перешли на другие виды транспорта»
 

Начальник Южно-Уральской железной дороги рассказал «Гудку», как магистраль работает с грузоотправителями
Виктор Попов: «Мы предлагаем новые сервисы, позволяющие вернуть на железную дорогу грузы, которые перешли на другие виды транспорта»
фото: Пресс-служба ЮУЖД
– Виктор Алексеевич, рост производительности труда – глобальная задача, поставленная президентом РЖД перед всеми подразделениями компании. Как она решается на вашей дороге?
– Рост производительности труда в текущем году обеспечивается за счёт увеличения объёма перевозок. Но вы правильно отметили, что эта задача всеобъемлющая, поэтому мы и решаем её в комплексе. Внедряются новая техника и оборудование, совершенствуются технологические процессы и процессы управления, развивается менедж­мент качества, и всё больше предприятий и организаций охватывает система бережливого производства. Мотивация персонала тоже играет не последнюю роль, причём я имею в виду не только материальные выплаты (дополнительное премирование, единовременное вознаграждение за успешную работу и многое другое), но и обучение работников, развивающие мероприятия для молодёжи.
Производительность труда – важный показатель в работе каждого функционального филиала компании на полигоне дороги, от которого в конечном счёте зависит выполнение заданных плановых параметров. С этой задачей наши подразделения справляются, перевыполняя параметры прошлого года.

– В прошлом году был подписан Коллективный договор в новой редакции. Как вы, представитель работодателя, относитесь к этому документу?
– Считаю, что ОАО «РЖД» как социально ответственная компания по-прежнему берёт на себя множество дополнительных обязательств по сравнению с требованиями трудового законодательства РФ. Социальный пакет ОАО «РЖД» по своему наполнению остаётся одним из лучших в стране. Положительно оцениваю усиление акцента на адресность льгот, а также то, что новый Коллективный договор больше нацеливает работников на повышение ответственности за производственные результаты. При этом он устанавливает строгий контроль над сроками выплаты работникам заработной платы, что является важной гарантией в условиях нестабильности. В целом этот основополагающий документ можно считать достаточно сбалансированным.

– Ваша дорога связывает семь субъектов Федерации. Финансирование обновления пригородных поездов – обязанность в том числе и региональных бюджетов. Удалось ли вам наладить конструктивную работу в этой области с администрациями регионов?
– В целом сотрудничество с властями регионов у нас выстроено на хорошем уровне. Но перспектива приобретения современного подвижного состава требует серьёзного обсуждения. Сейчас поездов у нас достаточно, перевозки обеспечивают 47 составов электропоездов (216 вагонов), 8 цельнометаллических вагонов, 5 составов РА2 (15 вагонов) и 2 вагона РА1.
На Южно-Уральской железной дороге ещё есть время для создания такого резерва. Срок эксплуатации подвижного состава – 28 лет, а ближайший срок списания – 2020 год, когда своё отслужат 5 вагонов ЦМВ.
Этот вопрос актуален не только для нас. В марте 2017 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «Состояние, проблемы и перспективы развития железнодорожной отрасли. Партнёрство государства и ОАО «РЖД»: региональный аспект». Там шла речь и о том, что в сфере пригородных перевозок парк начинает выбывать и по итогам 2018 года его дефицит может составить 13% от необходимого количества.
Для реализации программы обновления подвижного состава необходимы меры государственной поддержки на региональном уровне. Приобретение возможно как за счёт средств пригородной компании с включением инвестиционной составляющей в экономически обоснованные затраты, так и за счёт привлечения средств других инвесторов.
Правительственная комиссия по транспорту поручила разработать методику определения норм рентабельности на вложенный капитал при утверждении экономически обоснованного уровня тарифа в регионах на услуги пригородных перевозок, создать финансовые инструменты для накопления средств именно у пригородных компаний для приобретения новых поездов.

– Петропавловское отделение дороги, расположенное на территории Казахстана, до недавнего времени было обособленным подразделением. Недавно оно стало частью ОАО «РЖД». Как сегодня работает эта структура: по законам России или Казахстана?
– Хотелось бы поправить: статус Петропавловского отделения был определён всегда. Чтобы прояснить произошедшие с ним изменения, нужно разбираться во всём по порядку. В состав Южно-­Уральской железной дороги отделение было включено в 1961 году постановлением Совета министров СССР «Об укрупнении железных дорог на территории РСФСР» и приказом министра путей сообщения СССР.
В 2003 году с началом хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» необходимо было обеспечить непрерывность перевозочного процесса в период до завершения государственной регистрации организации и начала её хозяйственной деятельности в качестве филиала компании в Республике Казахстан. Поэтому было принято решение о сохранении статуса отделения как дочернего предприятия ФГУП «Южно-Уральская железная дорога Министерства путей сообщения РФ».
Филиалом ОАО «РЖД» Петропавловское отделение ЮУЖД стало с 1 января 2017 года. Чтобы начать полноценную деятельность в установленный срок, на протяжении пяти лет велась масштабная работа, в которой были задействованы сотрудники дороги, центрального аппарата компании и, конечно, самого отделения. Предстояло решить вопросы финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского и налогового учёта, социально-кадровой политики, организации пассажирского сообщения и другие. Проведена огромная работа по внедрению автоматизированных систем компании и обучению персонала работе с ними.
Новый филиал получил все лицензии на перевозку грузов железнодорожным транспортом, градостроительную деятельность, право на поверку средств измерений, на занятие медицинской деятельностью.
Ввиду того что Петропавловское отделение находится на территории другого государства, оно, безусловно, имеет ряд особенностей. В своей деятельности филиал руководствуется законодательством Республики Казахстан. Для трудовых отношений, помимо внутренних законов, применяется межправительственное соглашение двух стран.
Бухгалтерская и налоговая отчётность составляется по законодательству Российской Федерации в рублях, при этом филиал обязан вести учёт ещё и по законодательству Казахстана. Таким образом, филиал обязан составлять финансовую (бухгалтерскую) и налоговую отчётность в двух валютах по законодательству двух государств.

– Какие инвестиционные проекты будут реализованы на дороге в ближайшее время?
– Значительные средства, как и в прошлом году, направлены на приобретение подвижного состава. Приобретём 32 электровоза серии 2ЭС6 и 11 маневровых тепловозов ТЭМ14. В 2016 году мы уже получили 30 единиц 2ЭС6 и 10 ТЭМ14, очевидно, что локомотивный парк серьёзно обновился. Это особенно важно сейчас, когда на повестке дня стоит задача увеличения средней массы грузовых поездов, для которых необходимы современные магистральные электровозы.

– В этом году на дороге планируется отремонтировать свыше 500 км пути. Решит ли такой объём все проблемы в путевом хозяйстве?
– Важна не столько цифра по объёму ремонта, сколько направления, на которых мы сосредоточили усилия. Если посмотреть адресный перечень работ 2017 года, видно, что максимальная концентрация ремонтируемых километров приходится на основные грузовые участки Кузбасс – Центр и Кузбасс – Северо-Запад. Здесь объём увеличивается. Например, на нашем участке Транссибирской магистрали, который проходит от станции Исилькуль через Челябинск до Кропачёво, в 2017 году будет отремонтировано на 19,8% больше километров пути, чем в прошлом. Это 230,8 км, или почти половина плана. На участке Курган – Колчедан отремонтируем 65,2 км, что на 6,9% превышает показатель 2016-го. Всё это более чем наполовину покрывает потребность в ремонте на данных участках. Объём работ по наиболее серьёзному виду ремонта – модернизации пути – в этом году увеличился в два раза и составил 176,3 км. После выполнения всех работ этого года на дороге снизится протяжённость участков с просроченным капитальным ремонтом. Они составят 21% от длины главных путей.

– Как удаётся поддерживать погрузку на уровне прошлого года? Ведь более половины номенклатуры грузов составляют продукция чёрной металлургии и строительные грузы, это отрасли, которые затронул кризис. Грузоотправители имеют какие-то льготы за стабильную отгрузку своей продукции?
– Действительно, строительные грузы в структуре погрузки дороги занимают 35%, объём их погрузки снизился на 3,4%. Чёрные металлы, которые у нас составляют 23%, уменьшились на 0,7% к прошлому году.
Ряд предприятий снизил производство и отгрузку продукции, но мы идём навстречу грузоотправителям, предоставляя скидки на тарифы с учётом экономических интересов как перевозчика, так и грузоотправителя. Например, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с 1 мая получил скидку в размере 10,5% от Прейскуранта 10-01 на перевозки чёрных металлов. Предприятиям, входящим в холдинг «Мечел», а это Челябинский металлургический комбинат и «Уральская кузница», предоставлены преференции в размере 11,9% тарифа на перевозку грузов.
Мы активно работаем с клиентами, стараемся вывозить всё, что они предъявляют, – от щебня до оборудования. Мы также предлагаем новые сервисы, позволяющие вернуть на железную дорогу грузы, которые перешли на другие виды транспорта. За 8 месяцев 2017 года уже привлечено порядка 1,4 млн тонн.
Продолжением этой стратегии является создание Центра продажи услуг на полигоне Южно-Уральской железной дороги. Формат центра предполагает оказание услуг по принципу «транспортного продуктового гипермаркета». Заключить договор на транспортное обслуживание, найти подвижной состав, разработать схему погрузки груза – всё можно будет сделать в одном месте. Клиентам центра будут предложены услуги по организации входящей и исходящей логистики на их предприятиях силами ОАО «РЖД».

– В сороковых годах на Южно-Уральской дороге работал Виктор Балашенко, легендарный изобретатель, создатель первых путевых машин. А сегодня есть на дороге умельцы-изобретатели?
– У нас растёт популярность рационализаторской деятельности. В первом полугодии 2017 года на полигоне дороги было внедрено в производство 1,3 тыс. рационализаторских предложений. Экономический эффект составил 11,8 млн руб.
Не нужно заглядывать далеко в прошлое, чтобы найти своих умельцев. Мы проводим конкурс «Инженер года Южно-Уральской железной дороги». Недавние итоги показали, что прошедший год оказался удивительно богат на неординарные идеи. Например, победитель конкурса начальник производственно-технического отдела Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению Александр Сердюк представил разработку – способ химической защиты котельного оборудования. В нём применяются химико-технологические процессы, протекающие при выработке тепловой энергии. Второе место занял начальник района контактной сети Челябинской дистанции электроснабжения Сергей Янин с устройством обратного фиксатора для переходной опоры. Получилась упрощённая конструкция, заметно уменьшающая нагрузку на опору.
Гордостью нашей магистрали являются работники, которые награждены знаком отличия «Новатор ОАО «РЖД», их у нас семь человек. Первым на дороге, кто получил эту высокую награду, был Александр Фролов, начальник дорожного конструкторско-технологического бюро, который внёс значительный вклад в развитие провозной и перерабатывающей способности станций и узлов. Всех, конечно, не перечислишь. Могу лишь добавить, что ещё четверо наших работников имеют говорящее звание «Изобретатель ОАО «РЖД».

– 2017 год в стране объявлен Годом экологии. Челябинская область является одной из самых проблемных в этом отношении. Какой вклад может вносить дорога в улучшение экологической обстановки?
– Доля негативного воздействия на окружающую среду железнодорожного транспорта существенно ниже, чем других видов транспорта, особенно автомобильного. Например, в структуре выбросов загрязняющих веществ в Челябинской области на долю железнодорожного транспорта приходится 0,25% от общего количества выбросов.
Тем не менее мы постоянно работаем над уменьшением количества загрязняющих веществ. Все тепловозы проходят испытание на пункте экологического контроля на содержание загрязняющих веществ и дымности отработавших газов. Если выявляется превышение, тепловоз не принимается из ремонта, а направляется на регулировку дизеля, после чего проводятся повторные испытания. За 7 месяцев этого года такую проверку прошли 116 тепловозов, превышения разрешённого порога не допущено. Кроме того, мы постепенно заменяем устаревающую технику, по инвестиционной программе приходят новые локомотивы. Стационарные источники загрязнения – угольные и мазутные котельные – переводим на природный газ.
Ещё одно направление работы – обновление лесного фонда, эффективное средство защиты атмосферного воздуха. В прошлом году в рамках проведения акции «Живи, лес!» работники Южно-Уральской магистрали посадили более 74 тыс. деревьев и кустарников. Продолжаем озеленение и сейчас, в этом году высажено более 55 тыс. деревьев.

Алексей Харнас

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений