Новости

16 ч
2 д

Эффективность эксплуатации подвижного состава вышла на пиковый уровень
 

Эксперты «Объединённой Вагонной Компании» прогнозируют дальнейший рост грузовых перевозок только при условии расширении парка инновационных вагонов
Эффективность эксплуатации подвижного состава вышла на пиковый уровень
фото: Владимир Полыгалин / ИД Гудок
НПК «Объединенная Вагонная Компания» подготовила обзор железнодорожного рынка, в котором отмечает рост объема перевозок до максимальных значений.

Как следует из обзора корпорации «ОВК», в июле 2017 года позитивная динамика перевозок продолжилась: погрузка составила 106,6 млн т, что на 2,2% больше по сравнению с июлем прошлого года, грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 5,1%, до 208 млрд т-км.

По сравнению с июлем прошлого года перевозки угля выросли на 12,5%, железной руды - на 2,2%, черных металлов - на 5,2%, а лесных грузов - на 2,8%. Еще заметнее в июле 2017 года росла погрузка удобрений - на 11,6% и зерна - на 18,2%.

В то же время произошло снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 1,5%, строительных грузов на 13,0%, цемента на 3,3%, цветной руды на 5,3% и кокса на 10,0%.

Как следует из обзора, в августе показатели перевозок сохранятся на текущем высоком уровне, однако побить прошлогодние рекорды вряд ли удастся, так как эффективность эксплуатации парка и так находится на пиковом уровне, характерном для третьего летнего месяца. Дальнейший рост будет возможен по мере накопления на сети ОАО «РЖД» значительного парка инновационных вагонов в сочетании с развитием локомотивной тяги, что позволит формировать поезда большей массы и более высокой надежности.

Погрузка угля в июле 2017 года установила рекорд для данного месяца и составила 28,8 млн тонн. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 206,1 млн т угля, что на 9,8% выше за семь месяцев 2016 года.

В июле рост перевозок угля произошел как на внутренних, так и на экспортных направлениях (+20%). Грузопоток вырос в Китай (почти вдвое), Польшу (почти в 3 раза) и Турцию (в 2 раза). На исторически рекордном уровне находятся поставки в Румынию — около 300 тыс. т, что в 7 раз выше предыдущего уровня. Стоит отметить, что начали расти поставки на Украину, которые падали с начала года.

Растущий спрос на российский уголь на мировом рынке ведет к увеличению мощностей транспортной инфраструктуры. Так, новый железнодорожный парк отправления, организованный на крупнейшей припортовой станции Дальневосточной железной дороги Находка Восточная, в настоящий момент готов уже на 70%. Количество путей станции возросло до 13, а ее пропускная способность — почти вдвое. Кроме парка отправления, «Управляющая портовая компания» и «Восточный Порт» также построят новый парк приема груженых вагонов необщего пользования. Его строительство планируется завершить в 2019 года.

В середине августа стало известно, что до 2020 года Китай отказывается от строительства угольных ТЭС, общая мощность которых могла бы составить 150 ГВт. По сообщениям, это решение принято в рамках борьбы с перепроизводством электроэнергии и соблюдения новых экологических стандартов. Также планируется вывести из эксплуатации устаревшие угольные станции на 20 ГВт, и еще 1 ГВт угольных ТЭС будет модернизирован. В целом к 2020 году установленная мощность угольных электростанций в Китае не должна превышать 1,1 тыс. ГВт.

По объемам потребления российского угля Китай сейчас находится на третьем месте после Японии и Великобритании. Снижение мощностей угольных ТЭС в КНР может негативно повлиять на перевозки угля в краткосрочной в перспективе, в среднесрочной — поставки могут быть переориентированы в другие страны, поэтому существенного снижения можно будет избежать.
На рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.

Погрузка нефти и нефтепродуктов в июле снизилась до 19,7 млн тонн. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 137,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что на 0,7% выше, чем ха январь-июль 2016 года.

Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта почти на 10% к июлю прошлого года, тогда как внутренние перевозки выше прошлогоднего уровня на 2%. Снижение экспорта произошло в направлении портов Нидерландов на 30%, в порты Италии на 5% и Украины вдвое. При этом выросли поставки в Белоруссию на 80%, в Китай на 20% и в Монголию более чем в 2 раза.

В структуре перевозимых грузов сохраняются прежние тенденции — снижение перевозок мазута и рост перевозок дистиллятов газового конденсата.

В середине июля «Российские железные дороги» ввели скидку в 44,9% на экспортные перевозки сырой нефти по Северной железной дороге и далее в Финляндию до конца июля 2018 года. Однако, по оценке экспертов «Объединенной Вагонной Компании» эта мера не сможет существенно поддержать перевозки нефтеналивных грузов по железной дороге на фоне растущей конкуренции.

Погрузка строительных грузов в июле 2017 года составила 12,7 млн тонн, цемента — 2,9 млн тонн. Эти показатели являются рекордно низкими для июля за последние 10 лет. Всего с начала 2017 года по железной дороге было отправлено 77,7 млн т строительных грузов и 15,4 млн т цемента, что на 6,7% и 1,7% соответственно меньше, чем за семь месяцев 2016 год.
Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По данным Росстата, в июле 2017 года в Российской Федерации введено 5,4 млн кв. м жилья, что на 5,6% меньше результата аналогичного период прошлого года. Всего с начала года показатель упал на 10,4%. По оценке главы Минстроя Михаила Меня, ввод жилья в России в 2017 году может составить 75-76 млн кв. м, что на 5-6% ниже уровня прошлого года.

При этом эксперты Агентства по ипотечному жилищному кредитованию отмечают, что объемы выдачи ипотеки в 2017 году находятся на рекордно высоком уровне. Всего за первое полугодие выдано более 420 тыс. ипотечных кредитов на 765 млрд рублей, что на 15% выше уровня 2016 года и соответствует уровню рекордного 2014-го.
С сентября на фоне снижения крупнейшими российскими банками ставок до 9-10% ожидается дальнейший рост ипотечного кредитования.
По прогнозами аналитиков НПК «ОВК», наметившиеся позитивные тенденции в строительной отрасли могут привести к постепенному восстановлению объемов перевозок строительных грузов в среднесрочной перспективе, однако нехватка полувагонов, которые в настоящее время задействованы в перевозке более доходных грузов, может негативно сказаться на динамике этого роста.

Погрузка черных металлов в июле 2017 года составила 6,1 млн т, при этом рост перевозок по сравнению с июнем 2017 года составил более 10%. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 41,3 млн т черных металлов, что на 0,4% ниже аналогичного периода прошлого года.

В июле внутренние перевозки выросли на 15% (во многом их рост обусловлен ремонтом железнодорожных путей), тогда как экспорт сократился на 8% (в Италию вдвое, Тайвань на 40%, Иран на 70%). При этом растут поставки в Турцию, в Финляндию (почти не осуществлялись в прошлом году) и Мексику.

По оценке экспертов Evraz, потребление стали в РФ увеличилось за I полугодие на 5% до 18 млн т, в основном, за счет роста показателей по сортовому прокату. Потребление стальных балок, в частности, выросло на 16%, арматуры — на 4%. С начала 2017 года спрос на плоский стальной прокат улучшился на 7% и составил 4,6 млн тонн. Объемы стального экспорта по итогам полугодия сохранились на уровне 14,7 млн т, выплавка стали зафиксирована на уровне 36 млн т.
На фоне роста внутреннего потребления, а также проводимых ремонтных работ железнодорожных путей ожидается умеренный рост перевозок черных металлов.

Погрузка руды в июле 2017 года составила 9,2 млн т. Всего с начала года было отправлено 63,8 млн т руды, что на 0,2% ниже аналогичного периода прошлого года.
Внутренние перевозки выросли на 2%, а экспорт снизился на 4% к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло за счет прекращения поставок на Украину и в Венгрию, а также снижения грузопотока в Словакию на 70%, в Финляндию вдвое и Германию на треть. При этом в 2 раза увеличились поставки в Италию и в 3,5 раза в Турцию.
В среднесрочной перспективе ожидается увеличение перевозок руды на фоне сокращения экспорта черных металлов заводами РФ и выстраивания новой экспортной логистики.

Погрузка лесных грузов в июле 2017 года составила 3,7 млн тонн. Всего с начала года было отправлено 26,5 млн тонн лесных грузов, что на 3,9% выше по сравнению с семью месяцами 2016 года.
В июле выросли перевозки как на внутренних, так и на внешних направлениях. Увеличение экспорта по-прежнему шло за счет Китая и Казахстана.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, разрабатываемая Стратегия развития лесопромышленного комплекса России до 2030 года ставит перед лесной промышленностью задачу увеличения за 10 лет добавленной стоимости на кубометр заготовленной древесины в 2,5 раза — в первую очередь, за счет развития глубокой переработки.

По оценке Минпромторга, Россия обладает значительными резервами как в части импортозамещения, особенно при производстве бумаги и картона, так и в области расширения экспорта, прежде всего в страны Юго-Восточной Азии. Именно на эти страны будет приходиться основной объем общемирового спроса, который к 2030 года возрастет до 17 млн тонн в год.
При этом лесопромышленный комплекс России продолжает оставаться привлекательным для инвесторов. Так, на фоне общего сокращения инвестиций в российскую промышленность в прошлом году на 4,5% до 1,8 трлн рублей, инвестиции в лесопромышленный комплекс выросли на 16,4% до 117 млрд рублей.
В текущих условиях ожидается дальнейший рост перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом.

Погрузка зерна в июле 2017 года составила 1,3 млн тонн. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 10,5 млн тонн зерна, что на 10,1% выше по сравнению с январем-июлем 2016 года.
В июле внутренние перевозки остались на уровне прошлого года, тогда как экспорт вырос на 40%, в первую очередь в Египет, а также Данию и Иран (поставки в прошлом году в эти страны почти не осуществлялись).

Эксперты аналитического центра ЗАО «Русагротранс» повысили прогноз валового сбора сразу до 127-129 млн тонн с предыдущей оценки в 118,3 млн тонн. В 2016 году урожай составил 120,7 млн тонн. При этом Минсельхоз РФ пока сохраняет консервативный прогноз на этот год: на уровне 103-105 млн тонн.

С учетом запасов предыдущего сезона, ожидается дальнейший рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.

Погрузка удобрений в июле 2017 года составила 4,8 млн тонн, установив очередной рекорд для данного месяца. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 33,2 млн тонн удобрений, что на 8,5% выше аналогичного периода прошлого года.

При этом внутренние перевозки выросли на 13%, а рост экспорта к прошлому году составил 8%. Поставки российских удобрений нарастили Китай, Бразилия, кроме того, выросли поставки в ОАЭ и Францию, тогда как в прошлом году экспорта в эти страны не было.
На фоне выхода на новые рынки сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортного грузопотока.
Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ