Новости

16 ч
2 д

Мониторинг оборота алкоголя изменит рынок контейнерных перевозок
 

По оценкам экспертов, общие затраты на внедрение, установку и бесперебойную работу системы навигационного контроля контейнеров могут составить более 500 млн рублей
Мониторинг оборота алкоголя изменит рынок контейнерных перевозок
фото: Depositphotos/Legion-Media
С 2018 года меняются правила перевозки спирта железнодорожным транспортом. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР) будет контролировать прохождение груза на всём пути следования.

Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

«В части грузовых перевозок спирта и спиртосодержащей продукции железнодорожным транспортом вводится обязанность перевозчиков оснащать железнодорожный подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств по территории РФ. Такое требование уже реализовано с автотранспортом», – пояснили в пресс-службе Минфина.

В новой редакции закона речь идёт о перевозках этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей (более 25%) продукции. Под эту номенклатуру грузов необходимо оснастить подвижной состав техническими средствами, которые, используя данные спутниковых навигационных систем, смогут передавать сведения о перемещении вагонов, текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и месте стоянок. Закон направлен на сокращение потребления населением спиртосодержащей продукции не по её целевому назначению. Речь идёт о хищениях в процессе перевозки.

«Такие приборы давно применяются при автомобильных перевозках этилового спирта и хорошо себя зарекомендовали, – пояснил «Гудку» один из авторов этого документа, председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. – Они позволяют отследить весь маршрут следования автоцистерны со спиртом, место и время стоянки, а также, что очень важно, изменение объёма груза. Эти меры предотвращают уход спирта «на сторону» и дальнейшее его использование для производства контрафактного алкоголя. А вот железнодорожные перевозки до настоящего времени в достаточной мере не контролировались, чем активно пользовался чёрный рынок».

Но, как считают эксперты, появление системы мониторинга оборота алкогольной продукции может негативно сказаться на железнодорожных контейнерных перевозках. По словам генерального директора ПАО «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, на сети РЖД ежегодно перевозится около 4 млн тонн спиртосодержащих грузов, из них около 500 тыс. тонн этилового спирта и спиртосодержащей продукции народного потребления. Под такие перевозки используются 2–3 тыс. различных вагонов (если не учитывать фитинговые платформы) и 10 тыс. различных контейнеров – универсальных, танк-контейнеров и рефконтейнеров. «То есть в течение года необходимо будет оснастить GPS-ГЛОНАСС-трекерами 12–13 тыс. транспортных средств. Стоимость одного прибора составляет более 20 тыс. руб., значит, только на покупку оборудования для проекта необходимо будет потратить около 250 млн руб. Общие затраты на внедрение, установку и бесперебойную работу системы могут составить более 500 млн руб.», – говорит Дмитрий Зотов.

На данный момент основной грузопоток спиртовых грузов – это перевозка водки из европейских областей в восточные регионы России и перевозка сырья из южных республик страны на крупные ликёро-водочные предприятия. Внедрение системы мониторинга может прекратить бесперебойные перевозки водки на восток страны, что повлечёт за собой дефицит продукции и рост цены.

Как уточнил Дмитрий Зотов, большинство перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции осуществляется с помощью платформ из инвентарного парка РЖД (контейнеры принадлежат РЖД, «ТрансКонтейнеру» и Maersk Line). Крупнейшими операторами являются АО «РН-Транс» («дочка» НК «Роснефть»), ООО «ОТК Магистраль» и ООО «Концерн Риал». Суммарно на них приходится более 75% перевозок спиртовых грузов.

«Внедрение системы может сократить контейнеризацию этилового спирта и спиртосодержащей продукции, так как один вагон позволяет перевозить в 2 раза больше груза, чем один контейнер, что позволит вдвое сократить количество покупаемых трекеров», – сказал эксперт.

В «Концерне Риал» и транспортном предприятии «Нефтехимтранс», которые перевозят спирт, «Гудку» сообщили, что о новых требованиях знают. Но в настоящий момент просчитывают затраты на техническое перевооружение. В обеих компаниях не отрицают, что в случае высокой стоимости оборудования готовы перейти на перевозку этой номенклатуры грузов в контейнерах с помощью автотранспорта. К примеру, «Концерн Риал», одновременно и крупнейший производитель этилового спирта, имеет собственный парк автоцистерн-спиртовозов фирмы MAN c объёмом от 20 до 60 тыс. литров. 
Елена Кудрявцева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ