Новости

14 ч
20 ч

Урожай потребовал скидок
 

Минсельхоз просит снизить цены на экспортные железнодорожные перевозки зерна
Урожай потребовал скидок
фото: shutterstock.com
Рост запасов зерна внутри страны заставляет Министерство сельского хозяйства РФ искать пути стимулирования экспорта. На совещании в Совете Федерации 13 февраля Минсельхоз предложил перевести зерно и ряд зерновых культур из второго тарифного класса Прейскуранта 10-01 в первый, что означает серьёзное снижение базовой цены транспортировки.

Как сообщил в понедельник на совещании «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в РФ» замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко, его ведомство обратится в Минтранс и ФАС с предложением рассмотреть возможность перевода зерновых и зернобобовых культур, семян сои и продукции мукомольно-крупяной промышленности из 2-го в 1-й тарифный класс грузов Прейскуранта 10-01.

«Это позволит увеличить темпы экспорта и уменьшить излишки зерна, хранение которых требует дополнительных затрат от сельхозпроизводителей, – сообщили «Гудку» в пресс-службе Минсельхоза. – Такие меры также будут способствовать стимулированию производства зерна в регионах, снижению расходов переработчиков зерна, что в свою очередь положительно скажется на внутренних ценах муки и комбикорма».

Осенью прошлого года в России собрали рекордный урожай в 119 млн тонн и, по данным Минсельхоза, к лету следующего года запасы могут составить свыше 77 млн тонн, что в два раза выше, чем в прошлом году. Большой урожай значительно снизил цену внутри страны, а укрепление рубля делает экспорт всё менее доходным для производителей. По данным ЗАО «Русагротранс», за период с июля 2016 года по январь 2017-го вывезено 23,03 млн тонн, что на 1,7% меньше, чем за тот же период 2015–2016 годов. Это при том, что было собрано больше зерна. Эксперты ошиблись и в мировой цене, которая оказалась на $4–5 за тонну ниже прогнозируемой. Тем не менее, под данным ОАО «РЖД», в целом погрузка зерновых за январь 2017 выросла на 18,8%.

Руководитель Управления по тарифам ЦФТО ОАО «РЖД» Ирина Ажикина сообщила «Гудку», что сейчас вопрос предоставления скидок при железнодорожных перевозках зерна на экспорт в компании не рассматривается, а изменение Прейскуранта 10-01 – это довольно сложное и длительное мероприятие. Разница в цене транспортировки между классами составляет в зависимости от расстояния 25–45%, и это приведёт к уменьшению доходной базы ОАО «РЖД». Поэтому необходимо понять, за чей счёт это компенсировать.

«По информации самого Минсельхоза, которую нам предоставляли ранее, выходило, что эффективность от продажи зерна сохраняется, а кроме того, в структуре затрат железнодорожная составляющая находится на одном из самых последних мест и заметным образом не влияет на конечную цену», – говорит Ирина Ажикина.

Кроме того, специалист замечает, что в действующем Прейскуранте 10-01 уже предусмотрены заметные скидки при перевозках зерна на дальние расстояния. Они были введены специально, чтобы облегчить экспорт, и на самые далекие расстояния они составляют 50% от установленной цены перевозки. Гораздо удобнее регулировать цену скидками в рамках тарифного коридора.
Член совета директоров ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачёв считает, что лучше немного снизить цену на всех этапах транспортировки за счёт договоренностей.

«Если на всех составляющих логистической инфраструктуры, включая железнодорожный транспорт, терминалы, перегрузочные комплексы, уменьшить стоимость где-то на 100 руб. за тонну, то уже набирается существенный резерв сокращения издержек, – поясняет он. – Сейчас мировая цена на зерно самая низкая за последние годы, экспортёрам невыгодно его продавать на внешних рынках, и есть риск, что мы не выполним необходимый план экспорта в 32–33 млн тонн».

По словам Олега Рогачёва, поддержать экспорт критически важно, потому что в стране, судя по зиме, в следующем году тоже ожидается хороший урожай. Большие переходящие остатки будут «давить» на рынок, ещё больше сбивая внутреннюю цену. Это приведёт к потерям у аграриев, которые в дальнейшем не смогут поддерживать большой объём экспорта и качества зерна. Для ОАО «РЖД» снижение тоже будет выгодно, потому что увеличится объём перевозок, полагает Олег Рогачёв.

Минсельхоз США уже второй раз с середины прошлого года в своих прогнозах сокращает объём экспорта российского зерна. Ранее прогнозировался экспорт в 28,5 млн тонн, сейчас – в 27,5 млн тонн. Российский Минсельхоз в конце прошлого года планировал 37 млн тонн. В прошлом сезоне Россия потеснила США с места мирового лидера по экспорту зерна, но теперь, как полагает аналитик Rabobank International Чарльз Клэк, у Америки при существующих тенденциях укрепления российской валюты есть возможность снова выйти на первое место.
Сергей Плетнев

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ