Новости

6 ч
7 ч
7 ч
7 ч
13 ч

Реклама

Совет потребителей РЖД разработал предложения по целевой модели рынка грузоперевозок до 2020 года
 

Грузовые перевозки | Вторник | 08.09.2015 | 13:42
Через пять лет предлагается отделить перевозочную деятельность от инфраструктурной
Совет потребителей РЖД разработал предложения по целевой модели рынка грузоперевозок до 2020 года
фото: Сергей Гусев/Gudok.ru
Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" разработал предложения по целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. Реализацию утвержденной модели предлагается сделать одним из ключевых KPI для Минтранса России и РЖД. 

В ближайшее время совет направит документ в адрес правительства, Минтранса и Минэкономразвития России. 

Предложения к целевой модели рынка железнодорожных перевозок разработаны в соответствии с июньским поручением Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожной транспорта под руководством первого вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. "Действующая система грузового железнодорожного транспорта не позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отрасли, повышение качества услуг по перевозкам грузов, снижение транспортных издержек, — цитирует пресс-служба совета потребителей слова председателя совета Сергея Мальцева. — Кроме того, одной из актуальных проблем является необходимость обеспечения экономии и повышения эффективности использования средств федерального бюджета". 

По мнению членов совета потребителей, необходимо оптимизировать господдержку ОАО "РЖД", направив ее только на содержание и развитие инфраструктуры, в том числе за счет выведения перевозочной деятельности на самоокупаемость. Также необходимо сформировать механизм, гарантирующий прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, создать условия для снижения темпов роста тарифов на перевозки грузов, повысить уровень технологичности работы железнодорожного транспорта и создать условия для привлечения частных инвестиций в отрасль. 

Формирование новой структуры рынка грузовых железнодорожных перевозок предполагается осуществлять в два этапа, по итогам каждого из этапов должно быть достигнуто целевое состояние рынка. На первом этапе (2016—2017 год) предполагается создание конкурентного рынка перевозок и разработка долгосрочных параметров сетевого контракта на обеспечение пропускных способностей инфраструктуры. 

В результате реализации первого этапа планируется достичь повышения технологичности работы железнодорожного транспорта, вовлечения частных инвесторов в процесс обновления локомотивного парка, развития конкуренции между независимыми перевозчиками и дочерними обществами ОАО "РЖД", действующими в равных экономических и тарифных условиях. Сергей Мальцев назвал ряд существенных условий для выполнения этого плана. Среди них — реализация решений по долгосрочному тарифному регулированию и создание условий для частных инвестиций в грузовые перевозки. 

Планируется, что к 2018 году РЖД будут осуществлять около 80% перевозок, а остальные 20% придутся на 3—5 перевозчиков, включая дочернее общество РЖД — конкурирующего перевозчика. 

На втором этапе (2018—2020 год) планируется разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности (РЖД — инфраструктурная компания, дочернее общество РЖД — гарантирующий перевозчик), а также заключение сетевого контракта в соответствии с долгосрочными параметрами для оптимизации взаимодействия государства и РЖД в качестве инфраструктурной компании. 

"На этом этапе необходимо обеспечить совершенствование тарифной системы в целях установления тарифов на услуги инфраструктуры на экономически обоснованном уровне, а также заключение сетевого контракта между государством и РЖД на гарантированное предоставление определенного объема пропускных способностей инфраструктуры на всей сети", — пояснил Сергей Мальцев. 

В результате реализации второго этапа развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта будет финансироваться за счет средств федерального бюджета исключительно в рамках госпрограмм. В то же время финансирование содержания и эксплуатации инфраструктуры РЖД должно обеспечиваться в достаточном объеме на рентабельных участках за счет тарифа за услуги инфраструктуры, взимаемого с перевозчиков, а на убыточных участках — за счет тарифа на услуги инфраструктуры и платы по сетевому контракту. Кроме того, отрасль получит стабильные и прогнозируемые частные инвестиции в закупку локомотивов и вагонов, ценовую конкуренцию перевозчиков за грузоотправителей, рыночный механизм ограничения роста себестоимости перевозки, самоокупаемость перевозочной деятельности. 

Совет потребителей предложил утвердить целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года на уровне постановления правительства России и сделать ее выполнение одним из ключевых KPI для Минтранса России и ОАО "РЖД". 

Предложения РЖД по целевой модели рынка грузоперевозок в настоящее время проходят согласование. 

Ключевой вопрос структурных реформ на железнодорожном транспорте — возможность выделения из состава ОАО "РЖД" прибыльного перевозочного бизнеса при сохранении гсомонополии на услуги инфраструктуры — обсуждается в правительстве и железнодорожном сообществе уже несколько лет, но до сих пор такой механизм привлечения частных инвестиций в локомотивный парк наталкивался на контраргументы оппонентов, главным из которых было руководство ОАО "РЖД". 

Одно из главных опасений состоит в том, что частные компании собственными поездами обеспечат прежде всего перевозки высокодоходных грузов, оставив все прочие перевозки "гарантирующему перевозчику", что заведомо поставит его в худшие условия на конкурентном рынке. В любом случае государственный перевозчик будет обязан отчитываться перед антимонопольным органом за все тарифы и договоры, и справедливой конкуренции на рынке не получится. Кроме того, мировой опыт отделения инфраструктуры от перевозок свидетельствует, что расходы на содержание всего комплекса существенно вырастут, что неизбежно приведет к дополнительным затратам бюджета и грузоотправителей. 

Крупнейшие железнодорожные операторы (АО "Первая грузовая компания", АО "Федеральная грузовая компания", ООО "Трансойл"), входящие в НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ), воздержались от комментариев до обсуждения предложений совета потребителей на заседании президиума СОЖТ. 

Крупнейшие пользователи железнодорожного транспорта, широко представленные в совете потребителей тем не менее настаивают на необходимости дополнительного обсуждения и доработки целевой модели. Как сообщил Gudok.ru советник председателя совета директоров ПАО "Северсталь", член совета потребителей Сергей Нарышкин, в существующей экономической реальности назрела необходимость проанализировать результаты деятельности грузового железнодорожного транспорта и актуализировать целевую модель его развития. 

"Весной совет потребителей рассмотрел проект стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года и проект долгосрочной программы развития ОАО "РЖД" до 2020 года. Оба документа, на наш взгляд, нуждались в серьезной доработке и содержали риски сохранения монополизма в отрасли. Тогда мы пришли к выводу, что для достижения значительных положительных эффектов основные решения в отрасли должны координироваться единым документом. Предложения совета потребителей по новой целевой модели рынка — это начало работы, которая будет осуществляться совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и РЖД", — подчеркнул Сергей Нарышкин. 

По мнению еще одного члена совета потребителей — заместителя генерального директора, директора по логистике ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК), Дениса Илатовского, принятые предложения нуждаются в доработке. "Необходимо продолжить работу по выбору наиболее эффективных и реализуемых целей и плана мероприятий. Ключевым элементом целевой модели должна быть система долгосрочного тарифного регулирования на основе утвержденной ФСТ в 2013 году. Кроме того, требуется глубоко проанализировать результаты реформы РЖД по последним данным, с учетом значительного ускорения железнодорожных перевозок в 2014—2015 году и массового списания вагонов в 2015 году. Ситуация с технологией перевозок и управлением парком операторов сейчас гораздо лучше, чем в 2012 году, нельзя новые цели ставить, основываясь на устаревшей статистике", — подчеркнул Илатовский. 

По его словам, эффективность предлагаемых первоочередных мероприятий целевой модели должна быть обоснована детальным анализом последствий всех нововведений. "Необходимо учитывать всю совокупность технологических и организационных сложностей при возможном внедрении института частных перевозчиков и системы "перевозчик с вагонами". Недопустимо планировать на 2016—2017 год внедрение этих спорных и сложных мероприятий. Как минимум их необходимо проработать и перенести на более поздний срок. Ускоренное внедрение частных перевозчиков наверняка приведет к очередной авральной переработке технологии, что неприемлемо для такого огромного механизма, как РЖД", — уверен топ-менеджер СУЭК. 

"Представленная модель требует серьезной доработки, — соглашается с ним заместитель генерального директора по связям с государственными органами ООО "Базовый элемент" Вадим Гераскин. — Предложения в существующем виде сформулированы без деталей. Прежде всего, нужно учесть пожелания игроков рынка, представленные ими модели, а также оценить эффективность от реализации предложений совета потребителей. Только после этого можно будет принимать решение об утверждении целевой модели". По словам Гераскина и других членов совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД", для разработки финального варианта целевой модели необходимо привлечь независимых консультантов, которые помогут оценить все последствия принимаемых решений. Техническое задание на эту работу уже готовит комитет по инвестициям совета потребителей.

Константин Мозговой, Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ