Новости

8 ч
8 ч
8 ч
8 ч
2 д

Реклама

Кадровый резерв отрасли должен пополняться специалистами-интеллектуалами
 

Форум «PRO//Движение.1520» | Среда | 03.10.2018 | 23:17
Участники стратегической сессии «Профессионалы будущего 4.0» на форуме «PRO//Движение.1520» говорили о совершенствовании системы подготовки кадров для отрасли с учётом изменений на рынке труда
Кадровый резерв отрасли должен пополняться специалистами-интеллектуалами
фото: Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Чтобы конкурировать на мировой арене, отечественные компании должны увеличивать долю специалистов, способных реагировать на вызовы и решать сложные аналитические задачи. О том, какими компетенциями должен обладать железнодорожник 4.0 и какие новые профессии на транспорте могут появиться в перспективе, говорили участники стратегической сессии «Профессионалы будущего 4.0», которая прошла на площадке Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» во вторник, 2 октября. 

За последние 10 лет структура мирового рынка труда изменилась: главную роль теперь играют профессионалы, большая часть работы которых состоит из решения творческих и аналитических задач, а также предполагает импровизацию и автономность при принятии решений. Таких работников исследователи из консалтинговой компании BCG и WorldSkilss Russia в своём докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» отнесли к категории «знание», противопоставив их работникам из категории «умение» (в неё попали занимающиеся преимущественно физическим трудом) и «правило» (специалисты, выполняющие рутинную техническую работу, требующую спецподготовки).

Сегодня доля специалистов категории «знание» в структуре занятости развитых стран достигает от 25% до 40%, в России – не более 17%. По словам модератора стратегической сессии «Профессионалы будущего 4.0», старшего партнёра и управляющего директора, председателя BCG в России Владислава Бутенко, основной причиной такого отставания является отсутствие в стране большого спроса на знания. «Оплата труда в России не стимулирует к получению профессий с высокой квалификацией. Высшее образование хоть и стало всеобщим, в большинстве вузов потеряло качество: девять из 10 работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников, – пояснил Владислав Бутенко. – Работодатели не мотивируют работников на развитие». По его мнению, железнодорожной отрасли необходимо учитывать мировые тенденции, присущие рынку труда. 

В ОАО «РЖД» это понимают. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, в компании ведётся активная работа по созданию и расширению кадрового резерва, соответствующего категории «знание», – людей, которые готовы просчитывать свои действия на шаг вперёд. «РЖД – самодостаточная организация, мы последовательно взращиваем своих работников в отраслевой системе «детский сад – школа – вуз». Целевой приём в университеты позволяет принимать на работу 8 тыс. выпускников ежегодно, – сказал он. – Подготовкой рабочих занимаются учебные центры профессиональных квалификаций. Управленцев нового типа готовим на базе Корпоративного университета РЖД». 

Результаты такой работы, по мнению Дмитрия Шаханова, показательны: в холдинге доля молодёжи до 30 лет с 2006 года выросла с 18% до 28%, а число сотрудников в возрасте до 35 лет составляет 42,3%, то есть РЖД – самая молодая производственная компания. При этом начиная с 2006 года по настоящее время более 400 участников молодёжных программ были назначены на руководящие должности. 

Государство поставило перед транспортным комплексом ключевые стратегические цели на период до 2030 года – обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг, удовлетворяющих потребностям населения и экономики страны, и повышение производительности труда не менее чем на 5% ежегодно. 

По словам Дмитрия Шаханова, достичь этого можно через совершенствование и внедрение новых технологических продуктов вместе с оптимизацией численности персонала. «Решение этих задач повлечёт за собой появление новых специальностей и видоизменение уже существующих профессий. В скором времени мы увидим так называемых железнодорожников 4.0 – таких специалистов, как оператор цифровых систем диагностики объектов инфраструктуры, диспетчер по логистическому управлению, пилот высокоскоростного поезда, аналитик больших данных, инженер и технолог 3D-печати деталей для производства локомотивов и строительства железнодорожных путей, специалист в области кибербезопасности», – рассказал Дмитрий Шаханов. 

Участники сессии сошлись во мнении, что железнодорожника 4.0 можно искать на рынке труда, а можно вырастить внутри компании. К примеру, в АО «Трансмашхолдинг» для этого активно используется дистанционное обучение, компания рассматривает возможность создания собственного корпоративного цифрового университета. «Мы не переобучаем сотрудников, а подтягиваем их знания под актуальные задачи с помощью решения коротких кейсов, разрабатываемых совместно с ведущими мировыми предприятиями и бизнес-школами», – говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Трансмашхолдинг» Наталия Шишлакова.

Отраслевые университеты тоже пытаются не отставать от времени. «Мы стараемся своевременно открывать новые специальности и направления подготовки. Наш выпускник обладает знаниями не только в области железнодорожного дела, но и в экономике, финансах, а также ориентируется в технологии производства, – рассказал научный руководитель Российского университета транспорта (МИИТ) Вадим Морозов. – «Умная» железная дорога потребует навыков работы в мультимодальной и цифровой среде. Над этим мы также работаем».

Помочь готовы и бизнес-школы. «Свежие идеи возникают извне, поэтому иногда полезно выйти из замкнутой системы подготовки кадров. Важно осознать, что уровень знаний необходимо совершенствовать регулярно. Для этого нужно поощрять и мотивировать сотрудников получать дополнительное образование, – считает президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. – Модернизация экономики возможна только в тесном сотрудничестве работодателей и учреждений образования разных уровней». 
Юлия Соловьева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ