Новости

1 д

Реклама

Алексей Белянкин: «Пригородный пассажирский транспорт активно адаптируется в городской среде»
 

Первые лица | Воскресенье | 07.10.2018 | 23:32
Сейчас на сети ОАО «РЖД» идёт активное списание подвижного состава и замена его на новый, в том числе инновационный. О рентабельности пригородных перевозок и об особенностях интеграции электричек в сеть общественного транспорта в крупных городах рассказал глава Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин.
Алексей Белянкин: «Пригородный пассажирский транспорт активно адаптируется в городской среде»
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
– Алексей Юрьевич, в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2018 год предусмотрено обновление парка пригородных компаний. Какие пригородные компании смогут обновить парк до конца года? По какому принципу определяется получатель новых вагонов? 
– В инвестиционной программе ОАО «РЖД» предусмотрены средства для приобретения новых скоростных электропоездов «Ласточка», и этот контракт долгосрочный. Также есть контракт на приобретение поездов серии ЭП3Д производства Демиховского завода для восполнения подвижного состава, который выбывает по сроку службы. 
Основная поставка в настоящее время идёт на полигон Северо-Кавказской дороги для АО «Северо-Кавказская ППК»; также четыре поезда было поставлено для осуществления перевозок на Приволжской железной дороге для пригородной компании «Волгоградтранспригород». Эти новые поезда осуществляли перевозки между аэропортом «Гумрак» и вокзалом Волгограда во время проведения чемпионата мира по футболу. 
Помимо этого пригородные пассажирские компании самостоятельно закупают небольшие серии новых поездов. Продолжает обновлять парк Центральная пригородная пассажирская компания. Для АО «Свердловская ПК» осуществлена поставка шести вагонов локомотивной тяги, сидячих пассажирских вагонов производства Тверского вагоностроительного завода.
Ключевым фактором при принятии решения о замене пригородных поездов, выбывающих по сроку службы, является полная компенсация выпадающих доходов перевозчика со стороны региона.

2.jpg
Инфографика: Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»

– Кроме механизма прямых закупок для обновления парка могут использоваться и уже используются такие инструменты, как лизинг, включение инвестиционной составляющей в тарифы пригородных компаний. В каком случае это даёт заметный эффект? Какие ещё источники финансирования обновления парка можно задействовать?
– Внедрение механизма лизинга при условии государственной поддержки участников рынка становится одним из наиболее эффективных вариантов стимулирования закупки современного подвижного состава. Так, Свердловская пригородная компания заключила с Тюменской областью договор, в соответствии с которым Тюменская область компенсирует лизинговые платежи. Взяла в лизинг восемь вагонов, шесть уже поставлены, поступление ещё двух ожидается к концу года. Это современные комфортные вагоны. Последние два вагона в поездах приспособлены для маломобильных пассажиров. 
В этом же году был подписан контракт на поставку поездов серии ЭП3Д для Волго-Вятской пригородной пассажирской компании с аналогичной схемой лизинга. Заключён договор и с Нижегородской областью, которая будет компенсировать в полном объёме лизинговые платежи в составе экономически обоснованных затрат. 
Также прорабатывается вопрос по закупке Алтайским краем вагонов локомотивной тяги для обновления парка компании «Алтай-Пригород». Там регион планирует самостоятельно закупить эти вагоны и отдать уже безвозмездно в пользование перевозчику. 

– Проект «Городская электричка» планируется реализовать уже в десяти агломерациях. Будет ли этот список расширяться? 
– Пригородный пассажирский транспорт активно адаптируется в городской среде, и многие электрички по факту уже являются городскими. Конечно, в первую очередь это зависит не от того, что маршрут проложен по городу, а от того, что действуют равные условия доступности для пассажиров. 
Сегодня мы совместно с пригородными компаниями прорабатываем проект «Городская электричка» в регионах, там, где возможно приравнять электричку к городскому транспорту. 
Конечно, пригородная компания должна быть основным драйвером для развития проекта «Городская электричка». Прежде всего необходимо сформировать предложения, которые заинтересуют и регионы, и ОАО «РЖД», после чего закрутится механизм развития этого проекта. То есть там, где инфраструктура уже есть, она работает. Вопрос не только в том, чтобы электрички ходили внутри города, надо, чтобы эти маршруты были адаптированы с точки зрения тарифов.

5.jpg
Инфографика: Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»

– Красноярск и Казань ближе всех к тому, чтобы включить железнодорожный транспорт в общегородскую сеть? 
– Эта программа давно уже реализуется в Красноярске и Ростове-на-Дону. В Казани с запуском перевозок в аэропорты электрички также включили в общегородскую сеть. В Новосибирске в настоящее время прорабатывается вопрос с регионом: необходимо взвешенное решение, чтобы развитие городской электрички не было в ущерб грузовым перевозкам. Возможно, придётся строить новую инфраструктуру, а для этого необходимо финансирование.

– Популярность Московского центрального кольца как раз обусловлена включением его поездов в единое билетное меню общественного транспорта Москвы: действуют одни и те же цены и транспортные карты. Рассматривается ли этот фактор как обязательный в других городах, проектирующих старт городских электричек?
– Московское центральное кольцо – это эксклюзивный пример того, как нужно развивать проект городских электричек.

10.jpg
Инфографика: Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»

– Рентабельны ли проекты мультимодальных перевозок для пригородных компаний? Какие из ППК уже организовали перевозки по единому билету поезд + автобус и насколько востребованным оказался такой формат? 
– Единого билета как такового пока, к сожалению, у нас нет, поскольку нет закона о прямых и смешанных перевозках. Но многие пригородные компании уже организовали мультимодальные перевозки. Наиболее заметное развитие этого вида перевозок можно наблюдать на примере Волго-Вятской пригородной пассажирской компании, которая договорилась с правительством Нижегородской области и организовала транспортно-пересадочный узел в полосе отвода железной дороги недалеко от вокзала. 
За счёт этого пассажиры получили более удобную пересадку на автобусы. Сейчас ВВППК осуществляет все продажи на транспортном узле, включая продажу билетов на автобусы. Там же пассажиры могут приобрести билеты на поезда дальнего следования и пригородного сообщения. То есть проект получил достаточно серьёзное развитие. 
Компании осуществляют продажи ещё на нескольких остановочных пунктах на существующей инфраструктуре. Пассажирам удобно один раз купить билет и не стоять в очереди дважды. Когда билет приобретён, водитель автобуса уже знает, что к нему придёт пассажир, сядет на это место; и в случае если электричка прибудет с опозданием, водитель автобуса никуда не уедет и будет ждать своих пассажиров. 
В настоящее время пригородные компании ищут точки развития для предоставления таких услуг, и, возможно, в ближайшем будущем этот сегмент перевозок получит широкое распространение.

9.jpg
Инфографика: Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»

– Как пригородные компании организовывают обратную связь с пассажирами и как работают с обращениями? Существует ли практика анализа и обобщения всех обращений пассажиров? 
– У нас есть Единый информационный справочный центр «Российских железных дорог». Работает и горячая линия ОАО «РЖД». Она доступна для всех пассажиров – они могут получить обратную связь и оставить своё обращение. Существуют и различные каналы, начиная от «личного кабинета генерального директора», в котором каждый может оставить обращение. В холдинге на всех уровнях очень внимательно относятся к их рассмотрению.
У пригородных компаний тоже есть различные каналы связи. Можно, например, оставить своё обращение в мобильном приложении, которые внедрили пригородные компании. 
Естественно, все обращения анализируются, распределяются по видам и типам. По результатам этого анализа составляются корректирующие мероприятия, чтобы впредь нам не допустить ошибок, которые повлекли некачественное обслуживание пассажиров. 
Результаты опросов ВЦИОМа показывают, что мы движемся в сторону повышения качества перевозок и удовлетворённость пассажиров увеличивается. 
Пригородные компании также осуществляют сбор такой информации. У нас есть методика, утверждённая ОАО «РЖД», на её основе регулярно проводятся исследования в части удовлетворённости наших клиентов. И мы видим, где есть точки роста, которые нам необходимо развивать и улучшать для повышения качества услуг. Мы хотим, чтобы все наши работники, все, кто участвует в перевозочном процессе, ушли от понятия «обслуживание пассажиров» и относились к пассажирам с заботой, чтобы каждый пассажир чувствовал, что здесь о нём заботятся и здесь рады его видеть. 

– Как пригородный комплекс изменился благодаря чемпионату мира по футболу. Какие компетенции приобрели компании, их сотрудники в ходе обеспечения транспортного обслуживания болельщиков, что станет «наследием турнира»?
– Пригородные компании в рамках чемпионата мира по футболу наряду с АО «ФПК» участвовали в организации перевозки болельщиков. Там, где поезда даже не были заранее включены в программу перевозок гостей чемпионата, всё равно так или иначе болельщики поездами пользовались. Конечно, при подготовке к чемпионату мира пригородные компании проанализировали все направления перемещения и точки концентрации пассажиров: пригородные кассы, поезда и выходы с перрона. 
Первоочередное внимание уделили персоналу, его подготовке. Были разработаны сертификаты для кассиров, в которых закреплены критерии, начиная от формы одежды, и информация об обу­чении, стаже работы, нарушениях, знании иностранных языков или навыков пользования программой «Google Переводчик». Это было сделано для того, чтобы каждого человека, который был задействован в обслуживании на чемпионате мира по футболу, проверили, действительно ли он может успешно взаимодействовать с иностранными болельщиками. Естественно, у всех была обновлена форма одежды, все получили одинаковые бейджики. Мы ещё раз напомнили, как надо общаться с клиентами. 
Все подразделения бизнес-блока «Пассажирские перевозки» были задействованы в подготовке к мировому первенству, отработав чемпионат слаженно и в комплексе. 
Дирекция железнодорожных вокзалов приводила в соответствие вокзалы, и, естественно, результаты этой работы оценили в том числе пассажиры пригородных компаний. Дирекция пассажирских обустройств тоже приводила в соответствие пассажирские обустройства, которыми в первую очередь пользуются сегодня пассажиры пригородных маршрутов. 
Дирекция скоростного сообщения совместно с Калининградской пассажирской компанией запустила «Ласточки» в Калининграде, и по просьбе жителей региона после завершения чемпионата мира они остались работать. Это позволило существенно сократить время поездок. Дополнительные поезда «Ласточка» появились и в Екатеринбурге. А в Волгограде введены новые поезда серии ЭП3Д. Это тоже новый продукт, и его тоже можно отнести к наследию чемпионата мира по футболу. В целом всеми подразделениями ОАО «РЖД» в комплексе внедрялись новые продукты, и их последствия позже будут ещё более заметны.

– Что вы думаете об особенностях ценообразования в пригородном комплексе, в том числе с точки зрения пассажиров. Что важнее – скорость, комфорт поездки или низкая стоимость? 
– Например, сегодня Московско-Тверская пригородная пассажирская компания совместно с Дирекцией скоростного сообщения меняет обычные традиционные зелёные электрички на «Ласточки», при этом цена билета сохраняется. И сейчас мы видим приток пассажиров на маршрутах МТППК. Раньше люди, даже несмотря на пробки, пользовались автомобилями. Сегодня в электричках пассажиры едут с удовольствием, потому что поездка в «Ласточке» гораздо комфортнее. 
Для пассажира имеет значение и время в дороге: если есть возможность проехать экспрессом, то многие выберут именно экспресс. И конечно, будут стараться каким-то образом, если это возможно, снизить расходы на поездку. Поэтому все три фактора важны, но сегодня это в первую очередь комфорт и скорость. 
Цена – тоже значительный фактор. Чтобы обеспечить доступность поездок, ОАО «РЖД» приняло решение по сохранению ставок для пригородных пассажирских компаний на аренду подвижного состава. В свою очередь, многим регионам удалось сохранить тарифы на уровне прошлого года. Благодаря этим решениям у нас в пригороде прирастает пассажиропоток: пассажир хочет и комфорта, и доступных по цене билетов.

– Как, на ваш взгляд, поможет пассажирам создание единой онлайн-платформы для покупки билетов на поезда дальнего следования, электрички и другие виды транспорта? Увеличится ли пассажиропоток в пригородных поездах благодаря этим изменениям?
– Единая платформа, с точки зрения пассажиров, должна предоставлять полную информацию: чтобы он ввёл точку назначения, и ему показали наиболее комфортный вариант поездки с точки зрения цены, скорости, качества. Важно, чтобы сервис помогал выбрать наиболее удобный маршрут. 
В этом случае уже не нужно идти на остановку и ждать автобуса, не зная, когда он придёт, а можно в одном приложении увидеть, где сейчас автобус и где электричка, выбрать и сразу купить билет. В данном случае и конкуренция между видами транспорта уже будет развиваться внутри платформы, все перевозчики будут видеть и свою работу, и работу своих конкурентов. 
Единая платформа – это решение, которое может изменить конфигурацию рынка. Когда человеку удобно выбрать вид транспорта и приобрести билеты, он станет более мобильным и быстрее и легче примет решение о поездке.

8.jpg
Инфографика: Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД»
Бэлла Чеченова

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений